ПРИКАЗ от 2 апреля 2012 года N 42

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ЗАКАЗНИКОВ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ (с изменениями на: 08.09.2017)

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОХРАНЕ, КОНТРОЛЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 2 апреля 2012 года N 42

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ЗАКАЗНИКОВ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ

(в редакции приказов Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области от 10.06.2014 N 69, от 08.09.2017 N 04-0160/17)

Руководствуясь статьей 35 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, пунктом 23 статьи 5 Закона Вологодской области от 2 октября 2008 года N 1848-ОЗ “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области”, приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления охранных мероприятий на территории государственных природных зоологических заказников Вологодской области и контроля за их проведением (приложение 1).

(в ред. приказа Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области от 10.06.2014 N 69)

2. Утвердить Методические рекомендации по организации охраны государственных природных зоологических заказников (приложение 2).

3. Должностным лицам Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области, бюджетного учреждения Вологодской области “Дирекция по охране и воспроизводству объектов животного мира” руководствоваться настоящим приказом при планировании и осуществлении охранных мероприятий на территории государственных природных зоологических заказников.

(в ред. приказа Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области от 10.06.2014 N 69)

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Исполняющий обязанности

начальника департамента

С.А.КИРИЛЛОВ

Приложение 1. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ЗАКАЗНИКОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ

Приложение 1

к Приказу

Департамента

от 2 апреля 2012 года N 42

(в редакции приказов Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области от 10.06.2014 N 69, от 08.09.2017 N 04-0160/17)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке осуществления охранных мероприятий на территории государственных природных зоологических заказников Вологодской области и контроля за их проведением (далее – Положение) разработано с учетом положений Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ “О животном мире”, Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, Закона Вологодской области от 7 мая 2014 года N 3361-ОЗ “Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области” и иных нормативно-правовых актов в области особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), охраны и использования животного мира и среды его обитания.

(в ред. приказа Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области от 08.09.2017 N 04-0160/17)

Настоящее Положение обеспечивает координацию деятельности по осуществлению охраны государственных природных зоологических заказников областного значения в Вологодской области (далее – зоологические заказники) и регламентирует порядок осуществления их охраны.

1.2. Под охраной зоологических заказников понимается деятельность, направленная на сохранение, восстановление и воспроизводство охраняемых объектов животного мира, на сохранение среды их обитания и на поддержание экологического баланса, а также на предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в границах зоологических заказников и ликвидацию ее последствий.

1.3. Основной задачей охранных мероприятий является обеспечение соблюдения на территории зоологических заказников режима особой охраны, особого правового режима использования охотничьих и иных природных ресурсов, предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований установленного режима охраны, а также требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в сфере особо охраняемых природных территорий, в сфере охраны и использования животного мира и среды его обитания, в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

1.4. Задачами проведения контрольных мероприятий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений должностными лицами, осуществляющими охранные мероприятия на территории зоологических заказников, требований, установленных действующим законодательством.

II. Организация и порядок охраны зоологических заказников

2.1. Государственное управление в области организации и функционирования зоологических заказников осуществляется Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области (далее – Департамент).

2.2. Обязанности по охране зоологических заказников возлагаются на Департамент и на подведомственное Департаменту бюджетное учреждение Вологодской области “Дирекция по охране и воспроизводству объектов животного мира” (далее – БУ ВО “Облохотдирекция”).

2.3. Основные принципы организации и проведения охранных мероприятий:

планирование охранных и контрольных мероприятий;

скоординированность и комплексность действий между различными отделами управления по охране и регулированию использования объектов животного мира Департамента, между должностными лицами Департамента и БУ ВО “Облохотдирекция”;

непрерывность осуществления охраны (круглогодично);

результативность и экономичность запланированных контрольных и охранных мероприятий (в т.ч. увеличение количества охранных мероприятий в периоды открытия сезонов охоты);

неотвратимость наказания виновных лиц, допустивших нарушения (оперативная передача сообщений о выявленных нарушениях, материалов дел в соответствующие отделы Департамента);

взаимодействие при осуществлении охранных мероприятий с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами прокуратуры и юстиции, правоохранительными органами, органами рыбоохраны, органами исполнительной государственной власти Вологодской области, органами местного самоуправления, а также с организациями и гражданами.

2.4. Общую координацию деятельности должностных лиц, осуществляющих охрану конкретного зоологического заказника, выполнение задач по его охране обеспечивает старший по занимаемой должности территориального сектора (отдела) по охране и воспроизводству объектов животного мира Департамента в районе области, на территории которого расположен зоологический заказник.

2.5. Мероприятия по охране территории зоологических заказников осуществляются методом проведения рейдов в границах зоологических заказников (в форме активного, пассивного инспектирования и т.д., в том числе в рамках государственного экологического надзора), применения в отношении лиц, в деяниях которых имеются признаки нарушения установленного режима охраны ООПТ и (или) признаки нарушений природоохранного законодательства, мер по обеспечению охраны зоологических заказников, а также информационно-разъяснительной работы, систематического наблюдения за состоянием охраняемых природных комплексов и объектов.

2.6. Основные мероприятия по охране и государственному экологическому надзору на территории зоологических заказников проводятся в соответствии с ежегодными планами и по поручению руководства Департамента и БУ ВО “Облохотдирекция”.

Поводом к проведению рейдов могут быть также заявления граждан, представителей государственных органов, учреждений, организаций о совершенных либо готовящихся нарушениях законодательства об ООПТ в границах заказников.

2.7. Планирование охранных мероприятий

Ежегодно до 20 декабря должностные лица Департамента – старшие по занимаемой должности территориального сектора (отдела) по охране и воспроизводству объектов животного мира в районах области, на территории которых расположены государственные природные зоологические заказники, осуществляют подготовку годового Плана проведения мероприятий по охране и государственному экологическому надзору на территории указанных заказников с указанием предполагаемых маршрутов, исполнителей и регулярности проведения мероприятий.

При разработке планов учитываются рейды, планируемые к проведению совместно с должностными лицами БУ ВО “Облохотдирекция”, а также совместно с представителями правоохранительных органов, ГИМС, рыбинспекции и т.д.

Подготовленные Планы согласуются с уполномоченным представителем БУ ВО “Облохотдирекция” и утверждаются начальником управления по охране и развитию объектов животного мира Департамента.

План проведения охранных мероприятий в границах зоологических заказников должностными лицами БУ ВО “Облохотдирекция” разрабатывается на основании государственного задания данному учреждению с учетом вышеуказанных планов Департамента по проведению мероприятий по охране и государственному экологическому надзору на территории зоологических заказников и утверждается руководителем учреждения.

2.8. Перечень должностных лиц БУ ВО “Облохотдирекция”, ответственных за выполнение охранных, биотехнических, охотхозяйственных и иных мероприятий на территории зоологических заказников согласно государственному заданию учреждению, утверждается приказом данного учреждения.

Указанные в данном пункте лица обязаны систематически вести “Дневник егеря”, в котором необходимо отражать данные о выполненных работах, мероприятиях и результатах их выполнения.

Отчет о выполнении государственного задания, в том числе о проведении рейдов в границах зоологических заказников, представляется БУ ВО “Облохотдирекция” в Департамент ежеквартально.

2.9. Ответственные в районах области должностные лица территориальных секторов, отделов по охране и воспроизводству объектов животного мира Департамента в срок не более 5 рабочих дней после окончания рейда фиксируют информацию о проведенных рейдах в журналах регистрации рейдов с указанием даты и маршрута их проведения, сведений об исполнителях, задействованной технике и результатах проведения, указывают информацию о выявленных нарушениях и принятых мерах. Если нарушений не установлено, делают соответствующую запись.

Ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, ответственные должностные лица территориальных секторов, отделов по охране и воспроизводству объектов животного мира Департамента направляют начальнику управления по охране и регулированию использования объектов животного мира Департамента письменный отчет о выполненных мероприятиях по охране и государственному экологическому надзору на территории зоологических заказников.

В отчете отражается информация о проведенных на территории заказников рейдах с указанием выявленных нарушений и принятых мер.

2.10. При проведении охранных мероприятий должностным лицам Департамента, БУ ВО “Облохотдирекция” следует руководствоваться Методическими рекомендациями по организации охраны зоологических заказников, утвержденными настоящим приказом.

Для фиксации каких-либо нарушений при необходимости может производиться видео-, фото-, аудиосъемка.

В случае когда принятие мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения законодательства в сфере ООПТ не входит в компетенцию Департамента, сообщение о выявленном нарушении направляется в компетентные государственные органы, учреждения, организации по подведомственности.

III. Права должностных лиц, осуществляющих охрану территории зоологических заказников

3.1. Должностные лица Департамента, осуществляющие охранные мероприятия на территории зоологических заказников, пользуются правами, установленными статьями 30 – 32 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ “О животном мире”, статьей 40 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, иными нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды, в том числе:

запрашивать и получать информацию и документы, связанные с выполнением полномочий по охране территории зоологических заказников;

проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия;

(в ред. приказа Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области от 08.09.2017 N 04-0160/17)

проверять соблюдение требований, установленных к сохранению среды обитания животных;

привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

производить досмотр вещей и личный досмотр нарушителей, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;

изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

осуществлять иные предусмотренные законами полномочия.

3.2. Права должностных лиц БУ ВО “Облохотдирекция” определены должностными инструкциями, утвержденными руководителем Учреждения.

Должностные лица БУ ВО “Облохотдирекция”, осуществляющие охрану зоологических заказников, вправе:

рассматривать документы, подтверждающие право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия);

осматривать орудия охоты, транспортные средства, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также осуществлять анализ и оценку способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверку сроков охоты на соответствие срокам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осматривать отловленных или отстрелянных диких животных, их мясо, пушнину и иную продукцию на соответствие указанным в разрешении на добычу охотничьих ресурсов сведениям.

Должностные лица БУ ВО “Облохотдирекция”, закрепленные за зоологическими заказниками, обязаны:

осуществлять систематическое наблюдение за соблюдением режима особой охраны и иных требований природоохранного законодательства, за состоянием природных комплексов и объектов на территории подконтрольного зоологического заказника;

обеспечивать обозначение границ зоологических заказников аншлагами и следить за их исправным состоянием;

при обнаружении возгораний, пожаров немедленно принимать меры к их тушению;

соблюдать правила и требования техники безопасности при работе в полевых условиях;

участвовать в совместных рейдах по охране территории зоологических заказников, взаимодействовать с работниками Департамента, представителями правоохранительных органов, лесной охраны, рыбоохраны и т.д.;

в случае выявления нарушений, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, а также в случае причинения вреда объектам животного мира и среде их обитания, в целях принятия своевременных мер оперативно информировать должностных лиц территориальных секторов, отделов по охране и воспроизводству объектов животного мира Департамента в районах области, направлять в Департамент сообщения и необходимые материалы о выявленных нарушениях.

В целях оперативного пресечения нарушений должностные лица БУ ВО “Облохотдирекция” имеют право:

провести разъяснительную работу с нарушителем (нарушителями);

рекомендовать нарушителю (нарушителям) прекратить деятельность, нарушающую режим охраны, и ликвидировать последствия такой деятельности;

в случае необходимости вызвать работников территориальных секторов и отделов по охране и воспроизводству объектов животного мира Департамента, наряд полиции.

IV. Контроль за исполнением охранных мероприятий на территории государственных природных зоологических заказников

4.1. Контроль за полнотой и качеством исполнения охранных мероприятий на территории областных государственных природных зоологических заказников включает в себя общий и текущий контроль.

Текущий контроль за выполнением мероприятий должностными лицам Департамента осуществляет начальник территориального сектора (отдела) по охране и воспроизводству объектов животного мира Департамента, должностными лицами БУ ВО “Облохотдирекция” – директор данного учреждения.

Общий контроль осуществляет начальник Департамента, общий контроль выполняется в виде плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок деятельности территориальных секторов (отделов) по охране и воспроизводству объектов животного мира Департамента, БУ ВО “Облохотдирекция”, утвержденным начальником Департамента.

Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц при выполнении охранных мероприятий.

Результаты проверки оформляются в виде справки (акта проверки), где отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.

Приложение 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ЗАКАЗНИКОВ

Приложение 2

(в редакции приказа Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области от 10.06.2014 N 69)

I. Общие положения

(в редакции приказа Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области от 10.06.2014 N 69)

1.1. Должностные лица, осуществляющие охрану территории зоологических заказников, руководствуются Положением о соответствующем государственном природном зоологическом заказнике, Положением о порядке осуществления охранных мероприятий на территории государственных природных зоологических заказников Вологодской области и контроля за их проведением, требованиями действующего природоохранного законодательства.

1.2. Начальники территориальных секторов и отделов по охране и воспроизводству объектов животного мира Департамента, руководитель БУ ВО “Облохотдирекция” отвечают за обеспечение участников охранных мероприятий необходимой документацией, бланками протоколов о нарушении установленного режима охраны, бланками протоколов изъятия, протоколами досмотра транспортного средства, транспортом, средствами связи и сигнализации, другим необходимым инвентарем и материалами, необходимыми для охранной работы.

При необходимости или целесообразности к охране территорий государственных природных зоологических заказников могут привлекаться сотрудники правоохранительных органов, органов рыбоохраны, иных органов исполнительной государственной власти Вологодской области и т.д.

II. Методы и формы работы по борьбе с нарушениями заповедного режима и природоохранного законодательства

2.1. Наиболее эффективным методом работы по выявлению и пресечению фактов нарушения природоохранного законодательства является бригадный метод охраны угодий. Метод характеризуется сильным психологическим влиянием на нарушителей, подавлением, как правило, их желания к сопротивлению и другим негативным действиям. Бригаде (группе) инспекторов полностью посильно обнаружение, изъятие ружей и других орудий браконьерства и незаконно добытой продукции, правильная фиксация нарушений и точное установление личности нарушителей, а в необходимых случаях – доставка нарушителей в отделение полиции для установления личности.

2.2. Значительно менее эффективен метод индивидуальных обходов. В ситуации “один на один с нарушителем” должностному лицу не всегда удается полностью и надлежащим образом провести работу по фиксации нарушения, установлению личности нарушителя, изъятию орудий и продукции браконьерства. Практически невозможно пресечение грубых нарушений, совершаемых группой нарушителей. Такой метод может быть применим для изъятия из угодий капканов, а также для профилактики малозначительных нарушений и разъяснительной работы с нарушителями.

В ряде случаев в условиях небольшого по территории заказника наиболее эффективен комбинированный метод, когда должностные лица, осуществляющие охрану территории заказника в одиночку, работают на поиск нарушителей. Обнаружив их, вызывают по радиосвязи инспекторов, осуществляющих охрану в соседних обходах. Должностное лицо, осуществляющее охрану территории заказника, обнаружившее нарушителя, до прибытия поддержки старается себя не обнаружить (кроме случаев, когда из-за существенного экологического ущерба целесообразно пресечь действия нарушителя).

2.3. В природоохранной практике бригадный метод охраны угодий чаще всего практикуется в форме активного инспектирования. Эта форма представляет собой выход (выезд) бригады (группы) по заранее разработанному плану в определенные угодья для их охраны как в дневное, так и в ночное время. Во время рейда бригада обследует в первую очередь места концентрации дичи и рыбы, ягодники и другие угодья, привлекающие нарушителей.

Следует также обратить внимание на места, наиболее удобные для охоты или для посещения (вблизи дорог, населенных пунктов и т.п.).

Активное инспектирование может осуществляться в виде объезда (обхода) или поиска.

Объезд (обход) является заранее спланированным осмотром угодий с зонами наиболее вероятных нарушений. Его совершают на автотранспорте или в пешем порядке.

Поиск представляет собой действия поисковой группы (либо бригады в целом), направленные на обнаружение и задержание нарушителей, точное местонахождение которых неизвестно. Поводом к поиску могут быть заявления очевидцев, следы транспортных средств и людей, выстрелы, лай собак, плеск весел при гребле или ботании, дым костра и т.п. В этих случаях поиск ведется согласно ориентировочным сведениям и с учетом накопленных данных о подобного рода нарушениях.

2.4. В ряде случаев оказывается достаточно эффективным пассивное инспектирование, которое осуществляется организацией засад и секретов. Обычно засады устраиваются у мостов, переходов через ручьи, речки, канавы, на дорогах и тропах, когда в угодья ведет только одна дорога, постоянно используемая нарушителями. Возможны также ночные засады на глухариных токах, кормовых полях и т.п. При хорошем знании местности и характера совершаемых нарушений эта форма бывает более эффективна, чем активное инспектирование.

III. Требования к составу и оснащению патрульной бригады (группы)

3.1. Бригада (группа), как правило, должна состоять не менее чем из двух человек. Оптимальная численность бригады – 4 человека. Такое количество участников обеспечивает, с одной стороны, подвижность, мобильность и управляемость бригады, а с другой стороны, в большинстве случаев оказывается достаточным для задержания браконьеров и преодоления их сопротивления.

3.2. Старшим бригады является начальник территориального сектора или отдела по охране и воспроизводству объектов животного мира департамента, а в случае его отсутствия – старший по занимаемой должности территориального сектора или отдела по охране и воспроизводству объектов животного мира департамента. Старший бригады должен обладать организаторскими способностями, знать законодательные и иные правовые акты по охране окружающей среды; охраняемые угодья; расположение и направление основных путей сообщения, лесных дорог и тропинок, места обитания зверей и птиц; расположение населенных пунктов, отделений полиции и постов ДПС. Этот человек должен быть волевым, смелым и инициативным, иметь авторитет среди членов бригады.

(в ред. приказа Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области от 10.06.2014 N 69)

3.3. Старший бригады отвечает за успешное проведение рейда, а также за здоровье и жизнь его участников. В свою очередь члены бригады строго и точно выполняют команды и указания старшего, если они не противоречат действующему законодательству и нормам морали.

3.4. Для выхода бригады в рейд каждый член бригады должен иметь одежду и обувь сообразно погодным условиям, а также месту и времени проведения патрулирования, служебное удостоверение, нагрудный знак, бланки протоколов, авторучку и блокнот. В случае проведения ночной работы в бригаде должны быть фонари.

3.5. Кроме индивидуального снаряжения, в бригаде необходимо иметь карту или схему местности, бинокль, фотоаппарат либо видеокамеру, компас, аптечку, средства сигнализации и радиосвязи, приспособления для упаковки изымаемых следов и предметов и т.д.

3.6. В зависимости от характера инспектируемых угодий, а также времени и способа инспектирования бригады оснащаются транспортными и плавучими средствами.

3.7. При участии в инспектировании работников полиции в необходимых случаях бригады могут оснащаться спецсредствами для принудительной остановки автомототранспортных средств нарушителей природоохранного законодательства. В этом случае спецсредства применяются только работниками полиции, имеющими на это право.

3.8. До выхода бригады в рейд старший бригады поручает отдельным членам обеспечение бригады тем или иным необходимым оборудованием, а непосредственно и перед выходом проверяет ее оснащенность.

IV. Инструктаж бригады (группы)

4.1. Инструктаж проводится старшим бригады непосредственно перед каждым инспекционным рейдом и диктуется необходимостью объединить и согласовать действия членов группы для выполнения поставленных задач, обеспечить эффективность и безопасность работы в постоянно меняющихся условиях инспектирования.

4.2. В зависимости от состава и оснащения бригады инструктаж может в сжатом и четко сформулированном виде содержать следующее:

4.2.1. Краткую характеристику района инспектирования.

4.2.2. Общие положения ведения инспектирования.

4.2.2.1. Соблюдение строгой дисциплины, подчинение старшему бригады на всех этапах инспектирования (принцип единоначалия); необходимость постоянно повышенного внимания всех членов группы к окружающей обстановке.

4.2.2.2. Вежливость, корректность, официальность в разговоре с нарушителем; своевременное предъявление документов инспектора.

4.2.2.3. Ситуации необходимости применения к нарушителю(ям) силы или оружия.

4.2.2.4. Ознакомление с маршрутами других оперативных групп (подгрупп).

4.2.3. Сроки и контрольное время возвращения в условленное место.

4.3. Информацию о тактических приемах выявления (поиска) нарушителей:

4.3.1. Порядок движения в угодьях.

4.3.2. Обязанности впереди идущего, наблюдателя с биноклем, замыкающего, их взаимодействие со старшим группы.

4.3.3. Взаимодействие членов группы на маршруте, условная сигнализация внутри группы (при необходимости прислушаться, для одновременной остановки, привлечения внимания старшего).

4.3.4. Разделение группы на 2 подгруппы (при необходимости одновременного задержания нарушителей), старшие подгрупп.

4.3.5. Взаимодействие между группами, группой и транспортом, подгруппами при инспектировании различных типов угодий, использование средств радиосвязи.

4.4. Подробно и четко изложенные правила поведения и обязанности членов группы во время задержания нарушителя:

4.4.1. Порядок сближения, подхода к нарушителю.

4.4.2. Разговор с нарушителем ведет только один человек: старший группы или назначенный им инспектор.

4.4.3. Расположение членов группы вокруг нарушителя (кто с какой стороны и на каком расстоянии стоит), опробование расстановки.

4.4.4. Принудительное разряжение и изъятие оружия, кто проводит и кто страхует, команда или условный сигнал на разряжение (изъятие) оружия, отработка навыка разряжения и изъятия оружия.

4.4.5. Осмотр места нарушения, стоянки – кто производит, на что обращать внимание, как докладывать старшему о результатах, фиксирование госзнаков транспортных средств, номеров ружей, других данных.

4.4.6. Фотографирование нарушителя, места и орудий нарушения, продукции незаконного природопользования, на что обращать внимание, интенсивность и правовая обоснованность фотографирования.

4.4.7. Наблюдение во время составления протокола в угодьях, извещение группы о приближении посторонних, других изменениях в окружающей обстановке.

4.4.8. Работа с транспортными средствами, ответственный за транспорт.

4.4.9. Действие отставшего или заблудившегося члена группы.

4.5. В зависимости от места, времени и характера работы, а также при использовании каких-либо приспособлений и оборудования в ходе инструктажа сообщается об их применении и о порядке работы.

4.6. Составление словесного портрета нарушителя.

V. Работа патрульной группы в угодьях

5.1. Находясь в угодьях на оперативной работе, каждый член группы должен быть сосредоточен, внимателен, четко выполнять команды и приказы старшего, соблюдать тишину и маскировку.

5.2. Передвижение группы по угодьям по возможности осуществляется компактно и бесшумно, стараясь оставлять меньше следов. При движении по дорогам, проселкам и т.п. следует двигаться в затылок друг другу, чтобы встречный нарушитель не смог быстро определить численность группы. По условному сигналу старшего группы или впереди идущего все члены группы одновременно останавливаются и прислушиваются. При работе в угодьях разговоры в группе сводятся к минимуму. В ночное время (особенно при пассивном инспектировании) следует максимально ограничить использование фонарей и курение. Необходимо помнить, что ночью нарушителя часто удается обнаружить по огоньку сигареты.

5.3. Часто нарушители знают о предстоящем рейде должностными лицами департамента и пытаются избежать встречи с патрульными группами и вообще незнакомыми людьми в угодьях. Для преодоления “мер предосторожности” со стороны нарушителей группа может выслать вперед на расстояние видимости аванпост из 1 – 2 человек. Чтобы не вызвать подозрения нарушителей, идущему в аванпосте желательно иметь охотничье ружье, удочку, корзину для грибов или иной предмет по сезону и характеру угодий, чтобы быть принятым за нарушителя. В задачи аванпоста входит обнаружение нарушителя(ей) до того, как нарушитель обнаружит патрульную группу, условным сигналом предупредить группу об обнаружении, количестве и местонахождении нарушителей, принять меры к исключению бегства нарушителей, уничтожения ими орудий и продукции браконьерства.

5.4. Во время разговора с нарушителем нельзя кричать, показывать пальцем, называть его браконьером. Необходимо скрытно сообщить старшему группы об обнаружении нарушителя, принять меры к сближению и его остановке для проверки документов на право охоты.

5.5. При остановке нарушителя инспектор должен обратить внимание на наличие у нарушителя огнестрельного или холодного оружия или предметов, которые могут быть использованы как оружие, и принять меры предосторожности. При проверке оружия у нарушителя нужно следить, чтобы стволы были направлены вверх или в сторону от людей. Разряжая оружие, соблюдать меры по технике безопасности.

5.6. При остановке нарушителя в лодке на воде следует принять меры к тому, чтобы причалить к берегу и уже на суше осуществлять необходимые действия. Иначе нарушитель с целью избежания ответственности может попытаться перевернуть лодку инспектора, сделать в ней пробоину, выбросить за борт вещественные доказательства и т.п.

5.7. Во время контакта с нарушителем необходимо придерживаться следующих правил:

5.7.1. Нельзя становиться к нарушителю спиной, отходить от него на большое расстояние, занимать неудобное для прямого общения положение.

Почувствовав небрежность и невнимательность со стороны инспекторов, нарушитель может попытаться избавиться от незаконно добытой продукции и орудий охоты, скрыться бегством, применить силу и оружие против инспектора.

5.7.2. При составлении протокола или осмотре местности, досмотре транспортных средств, проверке документов члены бригады должны наблюдать за поведением нарушителя и пресекать его опасные действия.

5.7.3. Разговор с нарушителем ведет только один инспектор – старший группы или назначенный им.

5.7.4. Всякое несогласие членов группы с действиями работающего инспектора может быть высказано только после окончания работы (оформления протокола) и отхода от нарушителя.

5.7.5. В присутствии нарушителя не следует давать членам бригады инструктивных указаний, кроме случаев, когда этого требует обстановка.

5.7.6. При остановке группы нарушителей следует по возможности изолировать их друг от друга, выявить организаторов и установить личность каждого нарушителя.

5.7.7. Если группа захваченных браконьеров по численности окажется больше рейдовой группы, следует действовать смело, быстро, решительно и в то же время вести себя спокойно и корректно. Если нарушители почувствуют неуверенность в силе со стороны группы, они могут не подчиниться и уйти безнаказанными.

5.8. Если во время остановки или при доставлении нарушителей кто-то из них сумел скрыться от охраны, то следует иметь в виду, что сбежавший может организовать группу местных жителей с целью освобождения соучастников браконьерства, возврата отобранных снастей и оружия, уничтожения протокола, фото- и видеозаписи.

5.9. Если в ходе рейда группа вскрывает нарушение, образующее состав преступления, или сталкивается с вооруженным сопротивлением или иным опасным посягательством, или вынуждена применить оружие, следует прервать рейд и завершить работу по конфликтной, уголовно наказуемой ситуации: задержать нарушителей, установить их личности, доставить нарушителей в органы внутренних дел, проинформировать работников полиции о произошедшем и добиться от них принятия адекватных мер.

5.10. При обнаружении туши добытого животного или продуктов охоты, приготовленных к транспортировке, инспекторская группа должна действовать следующим образом:

5.10.1. Осторожно, чтобы не оставить своих следов, осмотреть продукты охоты и близлежащую местность.

5.10.2. По оставленным нарушителями следам обуви и транспортных средств определить количество браконьеров и направление их ухода.

5.10.3. Сообщить в управление по охране и развитию объектов животного мира департамента об обнаруженном и принимаемых мерах. При необходимости вызвать подмогу.

5.10.4. Распределить с учетом местной обстановки обязанности каждого участника рейда и место его нахождения (естественное укрытие) до прибытия нарушителей. Места расположения членов группы должны располагаться по треугольнику, в центре которого должно быть обнаруженное.

5.10.5. Прибывшим нарушителям дать возможность подойти к продуктам охоты. В тех случаях, когда нарушители прибыли на место с оружием, подождать, когда оружие будет поставлено в сторону. Для доказательства причастности лиц к незаконной добыче продуктов охоты целесообразно дать им приступить к каким-либо действиям (снятие шкуры, разделка, погрузка), которые бы изобличили их.

5.10.6. Одному из членов бригады потребовать от нарушителей не двигаться, предупредить, что они окружены инспекторской группой. Если описанные действия осуществляются ночью – осветить нарушителей мощным источником света, по возможности сфотографировать их. Если нарушителей останавливают в грузовом автотранспорте, 2 инспектора должны блокировать с подножек обе двери машины, третий залезает в кузов и занавешивает плащом, палаткой или другими предметами ветровое стекло перед водителем.

5.10.7. Поскольку обычно подобные случаи браконьерства носят признаки уголовного преступления, необходимо вызвать (по рации, через посыльного и т.п.) сотрудника полиции для производства осмотра места происшествия, а в случае невозможности его прибытия – приступить к осмотру. Осмотр может быть перенесен с ночного времени на утро (день), когда производство его не затруднено и возможно максимальное фиксирование всех улик. Но при этом место незаконной охоты охраняется. Составляется акт об осмотре места происшествия.

5.10.8. Установить личность каждого нарушителя, а при невозможности и при наличии признаков преступления – доставить их в ближайший отдел полиции УМВД России по Вологодской области соответствующего района или администрацию сельского поселения.

5.11. При обнаружении охотничьих самоловов (капканы, петли, подрези, сети и т.п.) группа действует, исходя из характера самоловов:

5.11.1. Такие самоловы, как сети, капканы, подрези, проверяются владельцами регулярно (обычно не реже раза в сутки), поэтому есть возможность организовать засаду для проверки документов владельца самоловной снасти.

5.11.2. Некоторые самоловы (петли) могут не проверяться владельцами длительное время (до недели). Такие самоловы следует изымать из угодий. Снятие снасти следует начинать только после составления протокола об обнаружении и изъятии бесхозяйной снасти.

VI. Функции членов группы и их выполнение

6.1. Для успешного выполнения инспекторских задач старший группы во время инструктажа распределяет между членами группы различные функции на маршруте, при работе с нарушителями и т.п. Один и тот же член группы может выполнять несколько функций. Обычно при активном и пассивном инспектировании выделяются следующие функции: второй инспектор (помощник бригадира), работающие инспектора, страхующие, наблюдатели, фотограф.

При распределении функций между членами группы старший оставляет себе минимальное их количество, т.к. выполнение любой функции отвлекает от общего контроля ситуации и руководства группой.

6.2. Второй инспектор (помощник бригадира) оказывает помощь старшему группы в работе по руководству действиями группы; в случае разделения группы надвое (см. выше) – возглавляет вторую часть группы.

6.3. Работающие инспектора непосредственно останавливают нарушителя, устанавливают его личность, составляют протокол и другие необходимые документы. Особенности этой работы будут рассмотрены в двух последующих разделах.

6.4. Страхующие назначаются по возможности к каждому работающему инспектору. Во время работы с нарушителем, составления протокола страхующий должен находиться по правую руку от нарушителя и быть готовым к пресечению попыток сопротивления, бегства, уничтожения вещественных доказательств, иных противоправных действий.

6.5. Особенно важна роль страхующего при работе с вооруженными нарушителями. В подобных случаях желательно, чтобы инспектора сопровождали двое страхующих:

6.5.1. Первый страхующий стоит по правую руку от нарушителя и при необходимости производит принудительное разряжение и изъятие оружия.

6.5.2. Второй страхующий стоит по левую руку и несколько сзади от нарушителя. Его задача – исключить попытку к бегству со стороны нарушителя, возможность прыжком выиграть расстояние, перегруппироваться, вскинуть оружие. При принудительном изъятии оружия второй страхующий перехватывает левую руку нарушителя.

6.6. Порядок принудительного разряжения оружия следующий:

6.6.1. При встрече с нарушителем инспектор предъявляет удостоверение, представляется и просит разрядить оружие. Если нарушитель отказывается сделать это, инспектор повторяет просьбу и предупреждает об ответственности за неповиновение должностному лицу. В случае повторного отказа инспектор дает команду “Разрядить!”, по которой страхующий производит принудительное разряжение.

6.6.2. Для принудительного разряжения оружия страхующий должен с шагом вперед захватить оружие левой рукой в области цевья или за ствол у верхней антабки, правой рукой открыть патронник и извлечь патроны. Для разряжения охотничьих винтовок или карабинов следует снять оружие с предохранителя и передернуть затвор. Для многозарядных ружей и карабинов нужно передернуть затвор несколько раз. Оружие при принудительном разряжении остается на плече нарушителя.

6.7. Оружие у охотников изымается в случае оказания вооруженного сопротивления, нападения или явной угрозы вооруженного сопротивления и нападения; если нарушение носит преступный характер; при отсутствии разрешения на хранение и ношение оружия и других документов, удостоверяющих личность нарушителя.

6.8. Порядок принудительного изъятия охотничьего оружия следующий:

6.8.1. Приняв решение об изъятии оружия, инспектор просит нарушителя передать оружие. Если нарушитель отказывается сделать это, инспектор повторяет просьбу и предупреждает об ответственности за неповиновение должностному лицу. В случае повторного отказа инспектор дает команду “Оружие!”, по которой страхующий производит принудительное изъятие.

6.8.2. Для принудительного изъятия оружия страхующий должен с шагом вперед захватить оружие одной рукой в области цевья или за ствол у верхнего антабка, а другой – за шейку приклада (правая рука должна быть сверху) и круговым движением вверх и в сторону снять оружие с нарушителя, затем сделать шаг назад. Второй страхующий в этот момент перехватывает левую руку нарушителя, при необходимости нейтрализует его противодействие.

6.9. Наблюдение на маршруте ведется всеми членами группы, однако некоторым наблюдателям определяются специфические функции.

6.9.1. Впереди идущий наблюдатель следует в голове группы или в аванпосте. Его задача – своевременно обнаружить нарушителей или следы нарушения и предупредить знаками группу о численности нарушителей, характере нарушения и т.п.

Проходя пересечение дорог, просек и т.п., наблюдатель останавливает группу, выходит на дорогу, пересекающую маршрут, осматривает ее и после дает сигнал для пересечения группой дороги.

6.9.2. Замыкающий наблюдатель следует в конце строя группы и периодически оглядывается на пройденный участок пути. Практика показывает необходимость такого наблюдения, т.к. нарушитель может выйти вслед группе или пропустить группу, находясь в укрытии, а затем проследовать в противоположном направлении.

6.9.3. Наблюдатель с биноклем передвигается с группой в индивидуальном темпе. Он может обогнать группу или немного отстать. Его задача – обнаружение нарушителей или их следов на дальнем расстоянии. Когда наблюдатель останавливается и ведет наблюдение, группа продолжает движение, т.к. остановка всей группы обязательно привлечет внимание и вызовет подозрение нарушителей. Наблюдая в бинокль, нельзя расставлять локти в стороны, их нужно держать на груди; иначе нарушитель даже на большом расстоянии догадается, что на него смотрят в бинокль.

6.9.4. При передвижении группы по угодьям на автомашине, катере и т.п. также организуется курсовое и фланговое наблюдение.

6.10. Применение фотосъемки значительно увеличивает эффективность оперативной группы, т.к. позволяет объективно зафиксировать факт нарушения, способствует установлению личности нарушителя, оказывает определенное психологическое воздействие на нарушителя, дисциплинирует его, снижает вероятность оказания им сопротивления. Поэтому очень желательно наличие в группе фотографа.

6.10.1. Съемку мест нарушения и самих нарушителей целесообразно проводить в следующем объеме:

6.10.1.1. Обзорный снимок, отражающий характер места нарушения, действия нарушителей, расположение в момент остановки нарушителей, орудий и продукции браконьерства, плавсредств, транспорта; снимок должен позволять при необходимости найти место остановки нарушителей.

6.10.1.2. Крупномасштабные снимки каждого нарушителя в двух ракурсах: анфас и три четверти.

6.10.1.3. Снимки орудий и продукции браконьерства с их отличительными особенностями.

6.10.1.4. Снимки автотранспорта и плавсредств, позволяющие определить их марку и номера; на снимках должны быть видны также отличительные особенности: вмятины, переделки и т.п.

6.10.2. Фотографирование самого нарушителя целесообразней производить в первые минуты разговора инспектора с ним, как только установлен факт браконьерства. Обычно фотографирование начинают по команде инспектора “Фото!” или условному знаку. Первый снимок желательно сделать навскидку, чтобы нарушитель, отвлеченный инспектором, не успел отвернуться или заслониться.

6.10.3. Моменты оказания сопротивления нарушителями необходимо снимать без команды. В этом случае после съемки фотограф должен принять меры к сохранению фотоматериалов.

В случае когда не исключены преследование со стороны нарушителей и попытка изъятия силой отснятых пленок, необходимо быстро и незаметно для нарушителей перезарядить фотоаппарат, заменив кассету на новую. В том случае, когда кончилась пленка, а запасной нет, для морального воздействия на нарушителя необходимо имитировать фотосъемку.

6.10.4. Не следует увлекаться съемкой нарушителя, т.к. продолжительная фотосъемка отвлекает, а нередко и раздражает его, мешает работе инспектора.

6.10.5. Все аспекты работы фотографа подробно оговариваются во время инструктажа.

6.11. В группе возможно выделение и распределение между ее членами других функций. Например, наиболее физически подготовленные члены группы могут быть выделены для участия в погоне.

VII. Обращение инспекторов с нарушителями установленного режима охраны заказника

7.1. При исполнении обязанностей по охране установленного режима заказника инспектор должен вести себя вежливо и тактично, обращаться к нарушителям заповедного режима на Вы, замечания и требования излагать корректно и убедительно, не допуская слов и действий, оскорбляющих личность и достоинство.

7.2. В обращении с нарушителями установленного режима охраны недопустимы:

7.2.1. Высокомерный тон, грубость и заносчивость.

7.2.2. Ироническое или невежливое изложение существа нарушения.

7.2.3. Оскорбительные выражения и реплики.

7.2.4. Бестактные нравоучения, упреки и необоснованные обвинения.

7.2.5. Угрожающие слова, жесты и знаки.

7.3. В разговоре с нарушителем установленного режима охраны инспектор обязан проявлять выдержку и рассудительность, не вступать в пререкания и споры, не отвечать грубостью на грубость.

7.4. С подростками и несовершеннолетними гражданами, совершившими нарушение установленного режима охраны, инспектор должен обходиться так же вежливо, как со взрослыми гражданами. Замечания этим лицам делаются с учетом их возраста, психологии и уровня развития.

7.5. Обнаружив факт нарушения установленного режима охраны и сблизившись с нарушителем, инспектор должен поздороваться, представиться – назвать свою должность и фамилию, предъявить инспекторское удостоверение, после чего изложить нарушителю существо допущенного нарушения.

7.6. Если нарушитель имеет огнестрельное оружие, инспектор сразу же после представления предлагает разоружить его. Все дальнейшие разговоры с нарушителем ведутся при разряженном оружии. Действия инспекторской группы при отказе нарушителя разрядить оружие описаны в предыдущем разделе.

7.7. Для установления личности нарушителя инспектор предлагает предъявить документы, удостоверяющие личность (паспорт, охотничий билет, разрешение на ношение огнестрельного оружия, удостоверение на право управления транспортным средством и т.д.).

7.8. Проверяемые документы нельзя ронять на землю, выставлять под дождь или снег, загрязнять, мять, загибать страницы.

Если документ находится в бумажнике или в него вложены записки или деньги, необходимо предложить владельцу документа самому вынуть документ из бумажника и освободить его от указанных предметов.

7.9. Недействительные или просроченные документы, а также документы, выданные на другое лицо, подлежат изъятию с последующей передачей организациям, выдавшим их.

7.10. Часто нарушители говорят, что документы забыли дома, и предлагают сходить за ними вместе в населенный пункт. Даже если селение находится рядом, следует избегать любых заходов в населенные пункты при отсутствии в группе автотранспорта.

7.11. В случае отсутствия документов у нарушителя инспектор устанавливает его личность одним из способов, изложенных в следующем разделе. Протокол на нарушителя должен быть составлен в любом случае хотя бы с его слов.

7.12. В случае изъятия у нарушителя продукции и орудий незаконного природопользования или транспортных средств инспектор кроме протокола об административном правонарушении составляет протокол изъятия.

VIII. Способы установления личности нарушителя

8.1. Личность нарушителя инспектор может устанавливать по предъявленным документам, путем личного опознания или опознания другими лицами. В последнем случае данные лица, опознавшего нарушителя, вносятся в протокол вместе с записью: “Личность нарушителя подтверждаю” и личной подписью.

8.2. Если установить личность нарушителя на месте его остановки не представляется возможным, инспекторы доставляют нарушителя для установления личности в ближайшие отделения полиции (что наиболее оптимально) либо администрацию сельского поселения.

8.3. В природоохранной практике часты случаи, когда документы нарушителем не предъявлены, опознание нарушителя невозможно, а доставка нарушителя для установления личности в администрацию сельского поселения и т.п. затруднена и связана с прерыванием рейда. В этих случаях используют один из нижеприведенных способов установления личности:

8.3.1. Если нарушителей несколько – используется прием перекрестного опроса, для чего нарушители изолируются друг от друга.

При этом у каждого нарушителя спрашиваются данные о нем самом и о других нарушителях, записываются и сравниваются.

8.3.2. Личность владельца автомашины или мотоцикла можно выяснить по знаку госрегистрации транспортного средства в органах внутренних дел, владельца лодки – по бортовому номеру в государственной инспекции по маломерным судам или на лодочной станции. Знаки госрегистрации транспорта (а также номера ружей и т.п.) следует фиксировать нескольким членам группы независимо друг от друга.

Записывается марка транспорта, его цвет, серия и номер госзнака (у грузового автотранспорта, кроме того, – название автопредприятия).

8.3.3. Личность нарушителя из местных жителей можно установить по фотографиям, предъявив их участковому инспектору полиции.

Дополнительную информацию о месте жительства нарушителя дают особенности его экипировки и одежды. Этому способствует также краткий разговор с нарушителем.

8.3.4. Нередко нарушители сообщают о себе правильные сведения, если им говорят, что их адрес необходим для вызова за получением временно изъятых орудий браконьерства и транспортных средств. Полезно обратить внимание нарушителя на несопоставимость размеров штрафа и стоимости временно изъятого имущества.

8.3.5. Ложные сведения, сообщенные нарушителем, иногда удается выявить, предварительно записав его данные в блокноте и через некоторое время повторив опрос, а также сравнивая подписи в разных графах протокола с названной фамилией.

8.4. Необходимо помнить, что последние три из перечисленных способов установления личности нарушителя недостаточно надежны и могут применяться только при невозможности установить личность нарушителя более эффективным способом.

IX. Работа патрульной группы по окончании рейда

9.1. Окончанием рейда считается возвращение патрульной группы в условленное место, кордон и т.п. До этого момента в группе сохраняется строгая дисциплина и подчинение членов группы старшему.

9.2. По окончании рейда старший группы обязан:

9.2.1. Проверить через адресное бюро установление личности нарушителей, если имеются сомнения в правильности их установления; при необходимости принять меры к установлению личностей нарушителей через УМВД по Вологодской области, ДПС и т.п.

9.2.2. Провести с членами группы разбор рейда, обратить внимание как на ошибки, так и на успешные действия членов группы, следует дать возможность членам группы высказать свои мнения, замечания, претензии к работе старшего группы и работающих инспекторов; разбор рейда должен проводиться корректно, в доброжелательном товарищеском духе.

9.2.3. Сделать запись в журнале регистрации рейдов.

Для новых клиентов

Бесплатная консультация