Приказ Минприроды России (Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ) от 14.12.1992 N 33

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 декабря 1992 года N 33

Об утверждении Типовых положений

о государственных природных заказниках и памятниках природы

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1992 г. N 659-р и поручения Правительства Российской Федерации от 23 июля 1992 г. N ВМ-П42-27054

приказываю:

1. Утвердить Типовое положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации (приложение 1) и Типовое положение о памятниках природы в Российской Федерации (приложение 2).

2. Управлению заповедного дела (Степаницкий), Главному организационно-распорядительному управлению (Касумян) довести указанные Типовые положения до сведения территориальных органов по охране природы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.

Министр                                         В.И.Данилов-Данильян

Приложение 1

к приказу Минприроды России

от 14 декабря 1992 года N 33

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о государственных природных заказниках

в Российской  Федерации

I. Общие положения

1. Государственными природными заказниками объявляются природные комплексы участков суши и водного пространства, ценные в природоохранном, экологическом и эстетическом отношении и предназначенные для сохранения, воспроизводства или восстановления одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других.

2. В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов государственные природные заказники могут иметь федеральное (общереспубликанское) и региональное значение.

3. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены природные комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников и национальных природных парков.

4. Государственные природные заказники находятся в ведении специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований в области охраны окружающей природной среды.

II. Цели объявления природных комплексов заказниками

5. Целями объявления природных комплексов государственными природными заказниками являются:

сохранение природных комплексов в естественном состоянии;

сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов;

поддержание экологического баланса.

III. Профиль государственных природных заказников

6. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:

ландшафтными (комплексными), предназначенными для сохранения и восстановления особо ценных или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;

биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов, для сохранения и восстановления численности видов живых организмов, ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении, а также редких и исчезающих биологических видов и их генофонда;

палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест находок и скоплений остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;

гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими и т.п.), предназначенными для сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, а также прилегающих к ним участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;

геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта и т.п.).

IV. Порядок образования государственных

природных заказников

7. Государственные природные заказники федерального (общереспубликанского) значения образуются Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованному с органами исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.

8. Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, Советами народных депутатов, краев, областей, автономных образований по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, местными Советами народных депутатов, а также собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами соответствующих участков земли и акватории.

9. Изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование.

10. Объявление природных комплексов государственными природными заказниками производится, как правило, без изъятия занимаемого ими земельного участка у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Отвод земельных участков для заявленной цели допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке.

11. Собственникам земель, землевладельцам и землепользователям, на землях которых располагаются государственные природные заказники, могут предоставляться льготы по земельному налогу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав Российской Федерации.

V. Режим государственных природных заказников

12. На территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная рекреация и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе:

распашка земель;

рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;

промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;

сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;

предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;

проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;

строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;

применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;

сплав леса;

взрывные работы;

проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;

любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.

13. Конкретные задачи, профиль и особенности каждого государственного природного заказника федерального (общереспубликанского) значения определяются Положением о нем, утвержденным специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов краев, областей, автономных образований.

14. Конкретные задачи, профиль и особенности режима каждого государственного природного заказника регионального значения определяются Положением о нем, утверждаемым органом исполнительной власти республики в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов краев, областей, автономных образований по согласованию с местными Советами народных депутатов, собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами участков земли и акватории.

15. Установленный для каждого государственного природного заказника режим обязаны соблюдать все без исключения физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы участков земли и акватории, входящие в границы государственного природного заказника.

16. Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.

17. Государственные природные заказники в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

18. Расходы по обеспечению режима, а также по проектированию и созданию государственных природных заказников производятся за счет государственного бюджета органа государственной власти, принявшего решение о его организации, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.

VI. Охрана государственных природных заказников

19. Охрана государственных природных заказников может осуществляться силами специальной службы охраны, входящей в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники, а также должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей природной среды, осуществляющих государственный экологический контроль.

20. К охране государственных природных заказников могут привлекаться специализированные инспекции, службы и иные формирования предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, осуществляющие ведомственный и общественный экологический контроль и надзор за соблюдением установленного порядка природопользования.

VII. Контроль за соблюдением режима государственных

природных заказников

21. Контроль за соблюдением установленного режима государственных природных заказников осуществляется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, автономной области и автономных округов, местными Советами народных депутатов, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Приложение 2

к приказу Минприроды России

от 14 декабря 1992 года N 33

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о памятниках природы в Российской  Федерации

I. Общие положения

1. Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства.

2. В зависимости от своей уникальности, экологической, научной и иной ценности природные объекты и комплексы могут быть объявлены памятниками природы федерального и регионального значения.

3. Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.

II. Цели объявления объектов памятниками природы

4. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

III. Основные категории памятников природы

5. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

участки живописных местностей;

эталонные участки нетронутой природы;

участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.);

места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;

лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

небольшие дендрологические парки;

природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);

геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);

геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

участки гор, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

природные гидроминеральные комплексы;

термальные источники, месторождения лечебных грязей;

береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.);

отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).

IV. Порядок объявления природных объектов

памятниками природы

6. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения Правительством Российской Федерации по представлениям специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованным с исполнительными органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

7. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения решениями органов исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, Советов народных депутатов краев, областей, автономной области и автономных округов по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

8. Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке.

9. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

V. Обеспечение режима охраны памятников природы

10. На территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов.

11. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование.

12. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.

Возможность, источники, порядок, размеры и формы компенсации расходов физическим и юридическим лицам, обеспечивающим режим охраны памятников природы, определяются органом исполнительной власти, принявшим решение об объявлении природного комплекса или объекта памятником природы.

13. Передача памятника природы под охрану предусматривается в решении государственного органа об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, принимаемым по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается памятник природы, что закрепляется в паспорте памятника природы.

14. На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый решением государственного органа об объявлении природных объектов и комплексов памятником природы.

15. В паспорте памятника природы указываются:

наименование памятника природы и его значение (федеральное, региональное);

местонахождение памятника природы;

краткое описание памятника природы;

описание границ памятника природы и его охранной зоны;

площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);

режим охраны, установленный для памятника природы;

допустимые виды использования памятников природы;

установленный режим охранной зоны памятника природы;

наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.

Кроме того, паспорт памятника природы включает:

фотографии размером не менее 9х12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятников природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;

карту-схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны.

16. Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

17. Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

18. Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

19. Расходы по обеспечению установленного режима памятников природы и их охранных зон возмещаются за счет государственного бюджета органа государственной власти, принявшего решение об их объявлении, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.

VI. Использование памятников природы

20. Использование памятников природы допускается в следующих целях:

научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.);

эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.);

рекреационных (транзитные прогулки);

природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);

иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.

21. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

22. Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами в обеспечении охраны окружающей природной среды, осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.

VII. Государственный учет памятников природы

23. Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных объектов и комплексов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

VIII. Контроль за соблюдением режима охраны

памятников природы

24. Контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы и их охранных зон осуществляется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, автономной области и автономных округов, местными Советами народных депутатов, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Для новых клиентов

Бесплатная консультация по отчетности в СанПиН