ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 14 марта 2019 года N 3-н
Об утверждении ведомственной целевой программы “Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области” на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
(с изменениями на 31 декабря 2019 года)
(в ред. Приказов Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 20.05.2019 N 8-н, от 18.06.2019 N 13-н, от 05.08.2019 N 15-н, от 13.11.2019 N 19-н, от 31.12.2019 N 24-н)
Зарегистрировано в правовом управлении Правительства Ярославской области 18 марта 2019 г. N 13-8909
В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п “Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях Правительства области”
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу “Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области” на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Признать утратившими силу приказы департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области:
– от 15.05.2018 N 31-н “Об утверждении ведомственной целевой программы “Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области” на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области”;
– от 03.09.2018 N 55-н “О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 15.05.2018 N 31-н”;
– от 23.11.2018 N 68-н “О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 15.05.2018 N 31-н”;
– от 29.12.2018 N 73-н “О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 15.05.2018 N 31-н”.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на директора департамента – главного государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Пенькова Д.В.
4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента –
главный государственный инспектор
Ярославской области в области
охраны окружающей среды
Д.В.ПЕНЬКОВ
Утверждена
приказом
департамента
охраны окружающей среды
и природопользования
Ярославской области
от 14.03.2019 N 3-н
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА “УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ” НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ
(в ред. Приказов Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 20.05.2019 N 8-н, от 18.06.2019 N 13-н, от 05.08.2019 N 15-н, от 13.11.2019 N 19-н, от 31.12.2019 N 24-н)
Паспорт ведомственной целевой программы “Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области” на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Срок действия ведомственной целевой программы “Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области” на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее – ВЦП) | 2019 год | |
Куратор ВЦП | заместитель Председателя Правительства области Колесов Роман Андреевич, тел. 40-18-46 | |
Ответственный исполнитель ВЦП | департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее – департамент) | директор департамента – главный государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Пеньков Дмитрий Владимирович, тел. 40-19-08, начальник отдела экономики и планирования департамента Милкина Наталия Александровна, тел. 40-01-95 |
Электронный адрес размещения информации о ВЦП в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” | yarregion.ru/depts/doosp/tmpPages/programs.aspx |
Общая потребность в ресурсах
(в ред. Приказа Департамента охраны окружающей среды и природопользованияЯрославской области от 31.12.2019 N 24-н)
Источники финансирования | Объем финансирования, тыс. руб. | |||
всего | 2019 год | 2020 год | 2021 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете: | ||||
– областные средства | 76972,3 | 24742,406 | 26114,947 | 26114,947 |
– федеральные средства | 18730,56 | 5216,22 | 6532,42 | 6981,92 |
– средства других бюджетов | 79460,199 | 79460,199 | – | – |
Итого по ВЦП | 175163,059 | 109418,825 | 32647,367 | 33096,867 |
I. Краткое описаниетекущей ситуации и обоснование необходимости ВЦП
1. Стратегиейсоциально-экономического развития Ярославской области до 2025 года,утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п”Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославскойобласти до 2025 года”, предусмотрено создание условий длясбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории,в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этомдеятельность Правительства области в данной сфере будет сосредоточена на решениизадач повышения качества окружающей среды и эффективного использованияприродно-ресурсного потенциала.
Заявленныестратегические цели развития области, прежде всего улучшение условий жизнилюдей и качества окружающей среды и обеспечение высоких темпов устойчивогоэкономического роста, задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектреполномочий департамента. Эта взаимосвязь стратегических целей развития областии целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическомсостоянии территории могут быть гарантированы хорошее здоровье и,следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональноеприродопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающаярачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство сучетом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлятьоснову для экономического роста.
Департамент осуществляетполномочия, предоставленные области в части государственного управления водопользованием,охраны окружающей среды, а также в области охраны, регулирования ииспользования объектов животного мира и водных биологических ресурсов натерритории Ярославской области, переданных Российской Федерацией дляосуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации,разрабатывает проекты законов, государственных программ Ярославской области,региональных программ, областных целевых программ, ведомственных целевыхпрограмм, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативныеправовые акты и инструктивно-методические документы области в сфере охраныокружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль заих исполнением.
2. Область обладаетзначительными запасами природных ресурсов, однако на сегодняшний деньсуществуют серьезные проблемы, не позволяющие использовать природные богатствав полной мере.
Территория областипересечена реками общей протяженностью около 20 тыс. километров; площадь,занятая озерами, составляет около 123 кв. километров. В области имеется 83озера, из них 2 крупных: Неро в Ростовском муниципальном районе и Плещеево вПереславском муниципальном районе. На территории области Волга зарегулированаплотинами и представляет собой каскад Угличского, Рыбинского, Горьковскоговодохранилищ. Запасы пресных вод в области составляют 254 куб. километров.Дефицита природной воды область не испытывает.
Доля использованияподземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет18,5 процента, основной объем водоснабжения приходится на поверхностныеисточники.
На территорииЯрославской области по состоянию на 01.01.2019 действует 293 лицензии напользование участками недр местного значения с объемом добычи подземных вод неболее 500 куб. метров в сутки, предоставленных для геологического изучения вцелях поисков и оценки подземных вод и (или) их добычи.
Учтена 671 брошенная ибесхозная скважина. Данные скважины являются источником загрязнения подземныхпитьевых вод и несут угрозу здоровью населения Ярославской области.
Вместе с тем проблемарационального использования воды является основополагающей. Общий объем забораводы (с учетом подземных вод) в 2017 году составил 208,76 млн. куб. метров вгод (в 2016 году – 217,92 млн. куб. метров в год), этот показатель с 1994 годаимеет общую тенденцию к снижению с небольшими колебаниями в отдельные годы.Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальноехозяйство и электроэнергетику.
Суммарная фактическаямощность сооружений по очистке сточных вод перед выпуском в водные объектыобласти в 2017 году составила 641,77 млн. куб. метров в год. Основной объемзагрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Этообусловлено тем, что большинство очистных сооружений области не обеспечиваетэффективной очистки сточных вод. Часть городов имеет морально и физическиустаревшие очистные сооружения, некоторые поселки городского типа и большинствосельских населенных пунктов не имеют очистных сооружений.
В крупных промышленныхгородах области (Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском)отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водныеобъекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуацияусугубляется тем, что в городские коллекторы ливневой канализации частосбрасываются подключенные к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий(около 1,5 млн. куб. метров в год), увеличивая количество сбрасываемых в водныйобъект неочищенных сточных вод при ухудшении качества.
3. В сфере водныхотношений департамент в рамках своей деятельности выполняет собственныеполномочия субъекта Российской Федерации, а также отдельные полномочия,переданные Российской Федерацией Ярославской области в соответствиис Водным кодексом Российской Федерации.
Российской Федерациейпереданы Ярославской области следующие полномочия:
– предоставление впользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральнойсобственности и расположенных на территории Ярославской области, кромеУгличского, Рыбинского и Горьковского водохранилищ, на основании договоровводопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование;
– осуществление мер поохране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности ирасположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностьюрасположены на территории области и использование водных ресурсов которыхосуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжениядвух и более субъектов Российской Федерации (на территории области этоУгличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);
– осуществление мер попредотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий вотношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностьюрасположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностьюрасположены на территории области и использование водных ресурсов которыхосуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжениядвух и более субъектов Российской Федерации (на территории области этоУгличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища).
Реализация переданныхполномочий Российской Федерации осуществляется за счет субвенций изфедерального бюджета.
4. Суммарные выбросызагрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) в 2017 годусоставили 138,0 тыс. тонн (в 2016 году – 137,2 тыс. тонн). За 2017 год выбросызагрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источниковавтотранспорта по Ярославской области составили 110,7 тыс. тонн, из них по г.Ярославлю выброс составил 38,6 тыс. тонн.
За последние 5 летвыбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников изменялисьнезначительно как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения взависимости от реализации природоохранных мероприятий и количества предприятийи организаций, отчитывающихся по форме 2-ТП (воздух).
5. Изменение климатаявляется одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит зарамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарнуюпроблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспектыустойчивого развития Российской Федерации. Указом Президента РоссийскойФедерации от 30 сентября 2013 года N 752 “О сокращении выбросов парниковыхгазов” Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2020году сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75процентов объема указанных выбросов в 1990 году. РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 504-р органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлятьнеобходимые мероприятия по достижению поставленной цели.
6. Одной из традиционныхформ природоохранной работы по сохранению биологического и ландшафтногоразнообразия в области является создание единой сети особо охраняемых природныхтерриторий (далее – ООПТ), которая обеспечивает поддержание стабильностиприродной среды путем установления в административном порядке особых режимовприродопользования с ограничением хозяйственной деятельности. Конечной цельюсоздания ООПТ является формирование их рациональной системы, которая должнаобеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофондаживотных, растений и грибов, регулирование и компенсирование различныхнарушений в структуре экосистем, а также в комплексе с другими природоохраннымимероприятиями способствовать поддержанию экологического равновесия и созданиюблагоприятной для жизнедеятельности людей среды.
Выявление природныхтерриторий, ценных в хозяйственном, научно-познавательном,культурно-эстетическом и рекреационном отношениях, начато в области с моментаобразования в 1956 году Ярославской областной общественной организацииВсероссийского общества охраны природы. Благодаря многолетней совместнойдеятельности ярославских ученых, представителей широкой общественности,энтузиастов и членов актива Ярославской областной общественной организацииВсероссийского общества охраны природы в области к концу 80-х годов быласформирована достаточно обширная сеть ООПТ. Завершением этого периода работыстала карта-схема “Охраняемые объекты природы Ярославской области”,которая дала представление о количестве и разнообразии охраняемых природныхтерриторий, их пространственном размещении на территории области.
В настоящее время вЯрославской области функционируют 379 ООПТ общей площадью 365 тыс. гектаров,что составляет около 10 процентов площади области. Из них:
– 3 ООПТ федеральногозначения общей площадью 88,4 тыс. гектаров (Дарвинский государственныйприродный биосферный заповедник, национальный парк “Плещеево озеро” игосударственный природный заказник “Ярославский”);
– 366 ООПТ региональногозначения общей площадью 272,3 тыс. гектаров (из них 44 государственныхприродных заказника, 321 памятник природы и 1 туристско-рекреационнаяместность);
– 10 ООПТ местногозначения общей площадью 4,9 тыс. гектаров.
Кроме того, восемнадцатьболот в Ярославской области включены в международный реестр “ТЕЛМА”как типичные болотные ландшафты подзоны смешанных лесов зоны тайги в пределахРоссийской Федерации. Болотные массивы Сомино и Пыханское включены в списокценных болот Российской Федерации, охраняемых Рамсарской конвенцией оводно-болотных угодьях, имеющих международное значение и подлежащих особойохране. Семь участков в области, в первую очередь Рыбинское водохранилище сприбрежными территориями, также имеют международный статус и отнесены кключевым орнитологическим территориям европейской части Российской Федерации.Большинство из указанных территорий полностью или частично совпадают с ООПТ федерального,регионального или местного значения.
Функционированиеэффективной системы ООПТ способствует сохранению биологического разнообразия иобеспечению устойчивого использования природных ресурсов. Для сохраненияуникальных и типичных природных объектов и комплексов на ООПТ региональногозначения за последние 7 лет проведены работы по установлению границ всех ООПТрегионального значения и внесению сведений о них в Единый государственныйреестр недвижимости. Сведения об ООПТ и ограничениях в их использованииразмещаются на портале органов государственной власти Ярославской области, наинтернет-ресурсе “Публичная кадастровая карта” Федеральной службыгосударственной регистрации, кадастра и картографии, геопортале Ярославскойобласти, отражены в документах территориального планирования области имуниципальных образований области.
Закон Ярославскойобласти от 28 декабря 2015 г. N 112-з “Об особо охраняемых природныхтерриториях регионального и местного значения в Ярославскойобласти” позволяет повысить эффективность государственного управлениясистемой ООПТ Ярославской области, способствует совершенствованию нормативныхправовых основ планирования, создания и функционирования ООПТ, обеспечениюэкологической безопасности, сохранению биологического и ландшафтногоразнообразия, природного и культурного наследия области.
Для реализацииустановленных федеральным законодательством полномочий необходимо проведениеработ:
– по обследованию ООПТ вцелях получения актуальной информации о состоянии природных комплексов иналичии особо ценных природных объектов, в том числе редких и исчезающих видов,занесенных в Красную книгу Ярославской области, для обеспечения подготовкиположений об ООПТ, установления оптимального режима охраны ООПТ для обеспечениясохранения ценных объектов и комплексов, уточнения границ ООПТ региональногозначения (на настоящий момент имеется неполная информация о 150 ООПТ);
– по организациикомплексного экологического обследования и подготовки иной документации, необходимойдля создания 11 новых ООПТ, включенных в соответствии с постановлениемПравительства области от 31.12.2014 N 1435-п “Об утверждении Схемытерриториального планирования Ярославской области и о признании утратившим силупостановления Правительства области от 23.07.2008 N 385-п” в переченьобъектов регионального значения, планируемых для размещения на территорииЯрославской области;
– по установлениюохранных зон ООПТ и режима их охраны;
– по изготовлению иустановке специальных знаков, информирующих о наличии ООПТ, охранных зон ООПТ иособом режиме их охраны;
– по установлениюсобственников (владельцев, пользователей) земельных участков в границахпамятников природы регионального значения и заключению с ними охранныхобязательств;
– по экологическомупросвещению по вопросам ООПТ.
Департамент осуществляетполномочия по проведению экологической экспертизы объектов региональногоуровня.
7. Охрана биологическогоразнообразия требует решения конкретных задач – частных и общих, локальных ипланетарных. Все они связаны с необходимостью сохранения живых организмов,населяющих Землю. Каждый вид уникален, а свойства многих видов изученынедостаточно. Исчезновение любого вида является невосполнимой утратой.
В 1984 году был созданМеждународный союз охраны природы, при котором организована постоянная комиссияпо исчезающим видам животных и растений. Одним из первых решений Международногосоюза охраны природы стала подготовка Красной книги. Первая Красная книгаМеждународного союза охраны природы опубликована в 1978 году. В 1983 году вышлаКрасная книга РСФСР (животные), в 1984 году – Красная книга СССР, в 1988 году -Красная книга РСФСР (растения). Красная книга в нашей стране являетсяофициальным документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих объектахживотного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране ивосстановлению, и служит правовой основой в области сохранения редких видовживотных и растений в регионах и в Российской Федерации в целом. В соответствиис Конвенцией о биологическом разнообразии Российская Федерация обязанаосуществлять мероприятия по сохранению редких видов животных и растений.
Красная книгаЯрославской области была впервые издана в 2004 году. Ее основные цели – выявлениеи регистрация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикихживотных, дикорастущих растений, грибов и лишайников, а также осуществлениеспециальных мер по их охране в соответствии с Федеральными законами от 24апреля 1995 года N 52-ФЗ “О животном мире”, от 10 января 2002года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” и указомГубернатора области от 08.11.2011 N 501 “О Красной книге Ярославскойобласти и признании утратившим силу постановления Губернатора области от31.07.2007 N 702”.
ПостановлениемПравительства области от 09.02.2011 N 86-п “Об утверждении перечней(списков) видов грибов, лишайников, растений и животных, занесенных в Краснуюкнигу Ярославской области, исключенных из Красной книги Ярославскойобласти” утверждены перечни (списки) видов грибов, лишайников,растений и животных, занесенных в Красную книгу Ярославской области,исключенных из Красной книги Ярославской области, а также перечень видоврастений и животных, не включенных в Красную книгу Ярославской области, но нуждающихсяв постоянном наблюдении на территории области.
В 2014 году проведеныработы по сбору, обработке, анализу данных о численности, условиях обитания иареалах редких и исчезающих видов грибов, лишайников, растений и животных,занесенных или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Ярославской области.По результатам проведения работ внесены изменения в ранее утвержденные перечни(списки) видов грибов, лишайников, растений и животных, занесенных в Краснуюкнигу Ярославской области, исключенных из Красной книги Ярославской области,видов растений и животных, не включенных в Красную книгу Ярославской области,но нуждающихся в постоянном наблюдении на территории области.
В 2015 году подготовленовторое издание Красной книги Ярославской области. Основное содержание Краснойкниги Ярославской области составляют очерки о диких животных и дикорастущихрастениях, лишайниках и грибах. Данные очерки содержат справочные сведения пономенклатуре, распространению, степени редкости, принятым мерам охраны, мерам,предлагаемым для охраны на территории области. Выпущен тираж Красной книгиЯрославской области на DVD-дисках с удобным интерактивным меню, электроннымоглавлением и предметным указателем.
Для получения актуальнойинформации о редких и исчезающих видах объектов животного и растительного миранеобходимо проведение систематических научно-исследовательских работ натерритории области, в первую очередь на ООПТ.
8. Осуществляемомудепартаментом региональному государственному экологическому надзору подлежитболее 1730 объектов негативного воздействия на окружающую среду, более 4000поверхностных водных объектов, 366 ООПТ регионального значения, а такжерасположенные на территории региона участки недр местного значения.
Региональный государственныйэкологический надзор осуществляется в форме проведения плановых и внеплановыхпроверок хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправлениямуниципальных образований области, мероприятий по контролю, осуществляемых безвзаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
В целях установленияфактических параметров добычи общераспространенных полезных ископаемых,выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов загрязняющихвеществ в водные объекты, определения видов и количества отходов, определенияместоположения объектов и проведенных работ при проведении надзорныхмероприятий департаментом привлекаются аккредитованные аналитическиелаборатории, а также маркшейдеры, маркшейдерские и геодезические организации,имеющие соответствующие лицензии.
В 2018 году в рамкахрегионального государственного экологического надзора департаментом проведено1026 надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства в областиохраны окружающей среды и природопользования, в ходе которых выявлено 469нарушений природоохранного законодательства, за которые к административнойответственности привлечено 499 юридических, должностных и физических лиц.
9. В соответствиис Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ “Обэнергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесенииизменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации” постепенно из оборота исчезают лампы накаливания и большоераспространение получают энергосберегающие ртутьсодержащие лампы (далее – ЭРЛ).
Острой проблемой прииспользовании ЭРЛ является обеспечение их безопасного обезвреживания: каждаяЭРЛ содержит 3 – 5 мг паров ртути, относящейся к первому классу чрезвычайноопасных химических веществ с предельной допустимой концентрацией в атмосферномвоздухе жилых и общественных помещений всего 0,0003 миллиграмма/куб. метров.Опасность представляет не только процесс обезвреживания отработанных ЭРЛ, но инебрежное обращение с ними: проникновение ртути в организм происходит привдыхании ее паров, не имеющих запаха, с дальнейшим поражением нервной системы,печени, почек, желудочно-кишечного тракта. В результате повреждения одной ЭРЛ вусловиях закрытого помещения в течение нескольких часов возможно достижениеконцентрации паров ртути, превышающей предельно допустимую концентрацию ватмосферном воздухе жилых помещений более чем в 160 раз.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681 “Обутверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в частиосветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление,использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых можетповлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям иокружающей среде” утверждены Правила обращения с отходамипроизводства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп,ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортированиеи размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан,вреда животным, растениям и окружающей среде, которые обязательны дляюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.
Согласно указаннымПравилам потребители ЭРЛ (кроме физических лиц) осуществляют накоплениеотработанных ЭРЛ. Накопление отработанных ЭРЛ производится отдельно от другихвидов отходов. Органы местного самоуправления муниципальных образований областиорганизуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанныхЭРЛ у потребителей ЭРЛ. У потребителей ЭРЛ, являющихся собственниками,нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор иразмещение отработанных ЭРЛ обеспечивают лица, осуществляющие управлениемногоквартирными домами, в местах, являющихся общим имуществом собственниковмногоквартирных домов. Сбор отработанных ЭРЛ осуществляют специализированныеорганизации.
В Ярославской области врамках ВЦП уже несколько лет производится финансирование мероприятий пообезвреживанию полученных от населения области ртутьсодержащих отходов, включаяЭРЛ. Количество таких отходов, обезвреженных за 2018 год в рамках ВЦП, в пересчетена ЭРЛ составляет 233,2 тыс. штук.
Ежегодно из областногобюджета, а также из бюджета г. Ярославля выделяются финансовые средства наобезвреживание ЭРЛ. В связи с вытеснением с рынка ламп накаливания все чащевозникает вопрос о необходимости принятия срочных мер по формированию системынационального рециклинга ЭРЛ.
Особое внимание следуетобратить на организацию централизованной системы экологически безопасногосбора, транспортировки и обезвреживания ЭРЛ, полученных от населения. Такжеследует обратить внимание на воспитание санитарно-гигиенической и экологическойкультуры значительной части населения. Необходимо не только информироватьнаселение о ртутной опасности, но и экономически заинтересовать его вмаксимально полном возврате непригодных для использования ЭРЛ.
10. Большое значениеимеют вопросы экологического просвещения и информирования населения о качествеокружающей среды. Экологическое образование и просвещение – актуальная задачавсего международного сообщества, получившая отражение в решениях конференцииОрганизации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейров 1992 году, к которым присоединилась Российская Федерация.
В регионе ведетсябольшая работа по повышению экологической грамотности населения и в первуюочередь молодого поколения, целью которой является развитие экологическойкультуры – качественно нового отношения к окружающей природной среде. Более 20тыс. детей и педагогов приняли участие в конкурсах экологическойнаправленности.
Принят ЗаконЯрославской области от 12 апреля 2017 г. N 12-з “Об экологическомобразовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ярославскойобласти”.
С 1993 года в нашейстране ежегодно с 15 апреля по 05 июня проводятся общероссийские Дни защиты отэкологической опасности. Эта акция, будучи общественной инициативой, получилаподдержку Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 686″О проведении Дней защиты от экологической опасности” органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации и специальноуполномоченным государственным природоохранным органам поручено оказыватьорганизационную поддержку в проведении этой акции.
Ярославская областьучаствует в Днях защиты от экологической опасности с первого года ихпроведения. Цель Дней защиты от экологической опасности – скоординировать иобъединить усилия органов власти всех уровней, государственных природоохранныхорганизаций, хозяйствующих субъектов и профсоюзов, деятелей науки и широкойобщественности для реализации основополагающего принципа “Экология -безопасность – жизнь”. Более 30 тыс. жителей области приняли участие вДнях защиты от экологической опасности.
Большая роль в ходе Днейзащиты от экологической опасности уделяется вопросам экологического образованияи просвещения населения.
Ежегодно готовятсясборники “Об экологической ситуации в Ярославской области” и докладыо состоянии и об охране окружающей среды Ярославской области.
11. В настоящее времяэкологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого векаантропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадомпроизводства, однако экологическая обстановка на территории области остаетсянапряженной, что связано с высокой техногенной нагрузкой и использованием устаревшихтехнологий.
Основными экологическимипроблемами остаются загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха,увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанныхпроблем является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды:воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения даннойзадачи связана с происходящим и планируемым в будущем ростом производства врегионе. В значительной степени увеличение объемов выпускаемой продукции происходитна устаревшем оборудовании в рамках технологических процессов, которыеоказывают негативное воздействие на окружающую среду.
12. Площадь территорииЯрославской области составляет 3,62 млн. гектаров, 3,61 млн. гектаров изкоторых является средой обитания объектов животного мира.
Животный мир Ярославскойобласти насчитывает более 350 видов позвоночных животных, из них рыб икруглоротых – более 40 видов, земноводных – 9 видов, пресмыкающихся – 5 видов,птиц – 327 видов и млекопитающих – более 50 видов (включая случайно зашедших ивыпущенных в специальных хозяйствах), 95 видов занесены в Красную книгуЯрославской области.
13. Основной целью истратегической задачей, реализуемой департаментом, является сохранение видовогоразнообразия ресурсов животного мира. В связи с реализацией задачи ВЦП посохранению видового разнообразия ресурсов животного мира и комфортной длячеловека среды обитания, использованию животного мира в целях рекреации важнойсоставляющей деятельности департамента становится обеспечение реализации праваграждан на такие популярные виды отдыха, как любительская и спортивная охота ирыболовство.
14. В настоящее время натерритории Ярославской области проживают более 34,2 тыс. охотников. Кроме того,ежегодно на территории Ярославской области осуществляют охоту 5 – 6 тыс.иностранных охотников и охотников, проживающих в других субъектах Российской Федерации.
Общая площадь охотничьихугодий составляет 3340,4 тыс. гектаров; осуществляет деятельность 73 охотничьиххозяйства, созданных 44 юридическими лицами с целью предоставления гражданамуслуг в сфере охотничьего хозяйства.
В целях осуществлениягражданами права на охоту в Ярославской области создано 22 общедоступныхохотничьих угодья. Общая площадь общедоступных охотничьих угодий составляет492,5 тыс. гектаров.
Для обеспечениявоспроизводства охотничьих ресурсов на территории Ярославской областиобразовано 14 государственных зоологических заказников регионального значенияобщей площадью 165,7 тыс. гектаров.
Основой для сохранения ирационального использования животного мира являются мониторинг его состояния, атакже охрана и проведение биотехнических мероприятий, создающих оптимальныеусловия для воспроизводства объектов животного мира. Проводимая работа поохране и использованию охотничьих ресурсов позволяет поддерживать численностьобъектов животного мира, достаточную для обеспечения жителей Ярославскойобласти возможностью осуществления любительской и спортивной охоты. В 2018 годучисленность лосей составила 21,48 тыс. особей, зайцев-беляков – 23,7 тыс.особей, оленей благородных – 0,64 тыс. особей, медведей – 1,25 тыс. особей. Всвязи с выявлением вируса африканской чумы свиней на территории Ярославскойобласти численность кабанов снизилась до 789 особей.
15. Федеральныйгосударственный надзор на территории Ярославской области осуществляется 25инспекторами в области охраны окружающей среды, из которых 17 инспекторовзакреплены за муниципальными районами области.
Федеральныйгосударственный охотничий надзор на территории области осуществляетсядепартаментом путем проведения плановых и внеплановых проверок хозяйствующихсубъектов, а также плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий(территории) по следующим направлениям:
– надзор за соблюдениемправил охоты;
– надзор за соблюдениемлимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи;
– надзор за соблюдениемнормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
– контроль засоблюдением использования капканов и других устройств, используемых приосуществлении охоты;
– контроль засоблюдением оборота продукции охоты;
– надзор за соблюдениемпроведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсови среды их обитания.
Федеральныйгосударственный надзор в области охраны и использования объектов животного мираи среды их обитания на территории Ярославской области осуществляетсяпосредством контроля за выполнением требований в области охраны,воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания,установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации,федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с законами инормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
16. Для проведениякомплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектовживотного мира и среды их обитания на территории Ярославской областидепартамент организует взаимодействие с полицией, охотпользователями,охотниками, общественностью.
В рамках осуществленияфедерального государственного надзора в 2018 году проведено 4100контрольно-надзорных мероприятий (рейдов), при этом было выявлено 489 нарушенийв сфере природоохранного законодательства, из которых 87 уголовно наказуемых.
В 2018 году проведено 7проверок в сфере соблюдения природоохранного законодательства, из них 1плановая, 6 внеплановых. Выдано 4 предписания, 2 предостережения. Привлечены кответственности 2 юридических лица и 2 должностных лица. Все нарушения вобласти охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания внастоящее время устранены.
В сфере использованияохотничьих ресурсов при участии Управления Министерства внутренних делРоссийской Федерации по Ярославской области образована рабочая группа попрофилактике и выявлению случаев браконьерства. В 2018 году проведено 679совместных рейдов, что позволило предотвратить ряд административных и уголовныхправонарушений.
17. Особое вниманиедепартамент уделяет проведению мероприятий по пропаганде охраны объектовживотного мира и среды их обитания, в 2018 году были проведены 41 лекция и 72выступления в средствах массовой информации.
18. Основнымирыбохозяйственными водоемами на территории Ярославской области являютсяУгличское, Горьковское, а также Рыбинское водохранилище – крупнейший в Европеискусственно созданный водоем, имеющий важнейшее рыбохозяйственное, культурноеи рекреационное значение (промысловый запас – 26786,1 тонны, общий запас -74405,9 тонны водных биоресурсов).
В соответствии стребованиями федерального законодательства с целью осуществленияорганизованного рыболовства на водоемах Ярославской области приказомдепартамента по охране и использованию животного мира Ярославской области от10.10.2011 N 47 “Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков натерритории Ярославской области и признании утратившими силу отдельных приказовдепартамента” утвержден Перечень рыбопромысловых участков натерритории Ярославской области, который в настоящее время включает 37рыбопромысловых участков, предназначенных для различных целей использования.
Промышленнымрыболовством на территории Ярославской области на 21 рыболовном участкезанимаются 14 организаций и индивидуальных предпринимателей. Освоение квот иобъемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов при осуществлениипромышленного рыболовства в 2018 году составило 95 процентов на Рыбинскомводохранилище, 44,3 процента на Горьковском водохранилище, 35,3 процента наУгличском водохранилище.
19. На водоемахЯрославской области, особенно на Рыбинском водохранилище, широко развитолюбительское и спортивное рыболовство. Для организации любительскогорыболовства на водоемах Ярославской области предусмотрено 12 рыболовныхучастков.
В 2018 году выдано более5000 путевок на посещение указанных водоемов, освоение квот составило 66процентов.
В последние годычисленность популяций рыб в водоемах Ярославской области неуклонно снижается всвязи с неблагоприятными условиями нереста и чрезмерным выловом рыбы. Ввидусовершенствования орудий и способов лова воздействие любительского рыболовствастановится все более ощутимым. Объемы изъятия рыбы рыболовами-любителямисопоставимы с промысловыми. Только Ярославская региональная общественная организация”Областное общество охотников и рыболовов” на сегодняшний деньнасчитывает около 9000 рыбаков-любителей.
20. В соответствии сглавой 5.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ “Орыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, а также пунктом 3Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) вобласти рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов,утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25декабря 2012 г. N 1394 “Об утверждении Положения об осуществлениифедерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства исохранения водных биологических ресурсов”, осуществление федеральногогосударственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водныхбиологических ресурсов относится к полномочиям Федерального агентства порыболовству и его территориальных органов.
21. Осуществление охраныводных биологических ресурсов на водоемах Ярославской области проблематично.Функции по государственному контролю и надзору в сфере использования водныхбиологических ресурсов закреплены за Федеральным агентством по рыболовству иосуществляются через его территориальные управления. В Ярославской областиМосковско-Окское территориальное управление Федерального агентства порыболовству представляет отдел государственного контроля, надзора и охраныводных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район)областям Московско-Окского территориального управления Федерального агентства порыболовству. Трудности связаны с малым штатом инспекторов, осуществляющихохрану на водоемах, а также с недостаточным материально-техническимобеспечением.
Рыбинское водохранилищеявляется одним из основных рыбохозяйственных водоемов Волжско-Каспийскогорыбохозяйственного бассейна, входит в состав водохранилищ Волжско-Камскогокаскада, расположено в границах Вологодской, Тверской и Ярославской областей.
Площадь водоема принормальном подпорном уровне составляет 4550 кв. километров. Одним из основныхвидов деятельности населения близлежащих территорий является рыболовство иоказание услуг в этой сфере. В настоящее время в промышленном рыболовствезанято порядка 600 человек, ежегодные объемы добываемой рыбы составляют более1,5 тыс. тонн. Кроме того, Рыбинское водохранилище представляет большой интересдля рыболовов-любителей не только Ярославской области, но и всего Центральногофедерального округа.
22. Предметомдеятельности государственного бюджетного учреждения Ярославской области”Центр охраны окружающей среды” (далее – ГБУ ЯО “ЦООС”)является выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения реализацииполномочий в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области обращения сотходами, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, осуществлениярегионального государственного экологического надзора, организации создания иохраны ООПТ регионального значения, охраны, воспроизводства, использованияживотного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Основными целямидеятельности ГБУ ЯО “ЦООС” являются:
– осуществление мер вобласти охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативноговоздействия на окружающую среду, и выполнение отдельных мероприятий в рамкахобеспечения осуществления регионального экологического надзора;
– реализация функцийединой дирекции ООПТ регионального значения Ярославской области;
– сохранение ивоспроизводство объектов животного мира, за исключением объектов животногомира, находящихся на ООПТ федерального значения, а также среды обитанияуказанных объектов животного мира;
– сохранение водныхбиологических ресурсов на внутренних водных объектах Ярославской области;
– экологическоепросвещение на территории Ярославской области.
Многообразие, сложностьи комплексность задач свидетельствуют о необходимости их решенияпрограммно-целевым методом. Департамент в рамках предоставленных полномочийучаствует в разработке и реализации областных целевых программ.
II. Цель ВЦП
Цель ВЦП – организацияприродоохранной и природоресурсной деятельности на территории Ярославскойобласти, в том числе деятельности по охране и рациональному использованиюживотного мира и водных биологических ресурсов, в рамках полномочий департамента.
Показатели цели | ||||||
наименование показателя | единица измерения | базовое значение, 2018 год | планируемое значение | |||
2019 год | 2020 год | 2021 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Обоснованные претензии к качеству исполнения полномочий Ярославской области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования | нет/да | нет | нет | нет | нет |
2 | Обеспеченность потребности экономики Ярославской области минерально-сырьевыми ресурсами | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 |
3 | Доля обоснованных претензий к качеству исполнения полномочий Ярославской области в сфере охраны и рационального использования животного мира и водных биологических ресурсов на территории Ярославской области | процентов | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | Доля обоснованных жалоб граждан на отсутствие доступной информации о состоянии охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов, их охране и рациональном использовании | процентов | 0 | 0 | 0 | 0 |
III. Задачи, результатыи мероприятия ВЦП
(в ред. Приказа Департамента охраны окружающей среды и природопользованияЯрославской области от 31.12.2019 N 24-н)
N п/п | Наименование задачи, результата и мероприятия | Единица измерения | Источник финансирования | Значение результата, объем финансирования | ||
очередной финансовый год (2019 год) | первый год планового периода (2020 год) | второй год планового периода (2021 год) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Задача 1. Обеспечение государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования | тыс. руб. | областные средства | 1001,916 | 800,0 | 800,0 |
1.1 | Результаты: | |||||
1.1.1 | Количество надзорных мероприятий, проведенных с привлечением экспертов и экспертных организаций | штук | 30 | 35 | 40 | |
1.1.2 | Доля инспекторов, обеспеченных материально-техническими средствами, в общем количестве инспекторов, осуществляющих региональный государственный экологический надзор | процентов | 100 | 100 | 100 | |
1.2 | Мероприятия: | |||||
1.2.1 | Проведение регионального государственного экологического надзора | тыс. руб. | 600,00007 | 600,0 | 600,0 | |
оплата кредиторской задолженности | тыс. руб. | 201,91593 | 0,00 | 0,00 | ||
1.2.2 | Приобретение материально-технических средств для надзорных мероприятий в рамках регионального экологического надзора | тыс. руб. | 200,0 | 200,0 | 200,0 | |
2 | Задача 2. Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений | тыс. руб. | федеральные средства | 4976,0 | 6292,2 | 6741,7 |
2.1 | Результат – количество договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование | штук | 16 | 16 | 16 | |
2.2 | Мероприятие – финансирование осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности | тыс. руб. | 4976,0 | 6292,2 | 6741,7 | |
3 | Задача 3. Обеспечение безопасных условий при обращении с опасными отходами потребления (ртутьсодержащими отходами, непригодной для дальнейшего использования электронной техникой, комплектующими и расходными материалами) | тыс. руб. | областные средства | 228,474 | 800,0 | 800,0 |
тыс. руб. | средства других бюджетов | 2014,896 | – | – | ||
3.1 | Результаты: | |||||
3.1.1 | Количество обезвреженных ртутьсодержащих отходов (в пересчете на ЭРЛ) | штук | 233000 | 100000 | 100000 | |
3.1.2 | Количество утилизированных непригодных для дальнейшего использования компактных источников питания (батареек) | кг | 6100 | 500 | 500 | |
3.2 | Мероприятия: | |||||
3.2.1 | Финансирование услуг по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения Ярославской области | тыс. руб. | областные средства | 228,474 | 700,0 | 700,0 |
тыс. руб. | средства других бюджетов | 302,464 | – | – | ||
3.2.2 | Финансирование услуг по утилизации непригодных для дальнейшего использования компактных источников питания (батареек), собранных от населения Ярославской области | тыс. руб. | областные средства | 0,0 | 100,0 | 100,0 |
тыс. руб. | средства других бюджетов | 1712,432 | – | – | ||
4 | Задача 4. Экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования | тыс. руб. | областные средства | 697,507 | 475,057 | 475,057 |
4.1 | Результаты: | |||||
4.1.1 | Количество природоохранных мероприятий | штук | 36 | 36 | 36 | |
4.1.2 | Количество экологических изданий и публикаций в средствах массовой информации, включая электронные | штук | 200 | 200 | 200 | |
4.1.3 | Число участников природоохранных мероприятий | человек | 3500 | 3500 | 3500 | |
4.2 | Мероприятия: | |||||
4.2.1 | Финансирование подготовки и издания информационных материалов, в том числе размещения в средствах массовой информации, включая электронные | тыс. руб. | 0,0 | 100,0 | 100,0 | |
4.2.2 | Финансирование проведения природоохранных мероприятий | тыс. руб. | 475,057 | 375,057 | 375,057 | |
оплата кредиторской задолженности | тыс. руб. | 222,45 | 0,0 | 0,0 | ||
5 | Задача 5. Обеспечение органов управления специализированной информацией | тыс. руб. | областные средства | 3596,802 | 3575,248 | 3575,248 |
средства других бюджетов | 1465,253 | 0,0 | 0,0 | |||
5.1 | Результаты: | |||||
5.1.1 | Количество подготовленных бюллетеней и обзоров о состоянии окружающей среды | штук | 15 | 15 | 15 | |
5.1.2 | Количество населенных пунктов (городов) Ярославской области, в которых осуществляется наблюдение за состоянием атмосферного воздуха | штук | 4 | 4 | 4 | |
5.1.3 | Протяженность обследованных участков русел рек | километров | 78 | 78,0 | 49,2 | |
5.1.4 | Осуществление поставки программного продукта для сводных расчетов загрязнения атмосферы | да/нет | да | – | – | |
5.2 | Мероприятия: | |||||
5.2.1 | Финансирование проведения мониторинговых и исследовательских работ по оценке состояния окружающей среды и природных ресурсов для принятия управленческих решений | тыс. руб. | областные средства | 2450,97 | 2875,248 | 2875,248 |
оплата кредиторской задолженности | тыс. руб. | областные средства | 555,832 | 0,0 | 0,0 | |
5.2.2 | Финансирование подготовки и издания доклада о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области | тыс. руб. | областные средства | 570,0 | 600,0 | 600,00 |
5.2.3 | Проведение экспертизы результатов, предусмотренных государственными контрактами | тыс. руб. | областные средства | 20,0 | 100,0 | 100,0 |
5.2.4 | Приобретение материально-технических средств и специализированного программного обеспечения для обеспечения органов управления специализированной информацией | тыс. руб. | средства других бюджетов | 1465,253 | 0,0 | 0,0 |
6 | Задача 6. Осуществление полномочий в сфере управления ООПТ и биоразнообразием | тыс. руб. | областные средства | 2853,05 | 3140,615 | 3140,615 |
6.1 | Результаты: | |||||
6.1.1 | Количество обследованных ООПТ регионального значения и территорий, планируемых для создания ООПТ | штук | 2 | 20 | 20 | |
6.1.2 | Количество выданных заключений по вопросам использования ООПТ | штук | 340 | 340 | 350 | |
6.1.3 | Количество установленных специальных информационных знаков (аншлагов) | штук | 126 | 126 | 126 | |
6.2 | Мероприятия: | |||||
6.2.1 | Финансирование услуг по изготовлению и установке специальных информационных знаков (аншлагов) на территории ООПТ регионального значения | тыс. руб. | областной бюджет | 1353,05 | 1340,615 | 1340,615 |
6.2.2 | Финансирование проведения научно-исследовательских и кадастровых работ для обеспечения актуальной информацией о состоянии региональных ООПТ и биоразнообразия на территории Ярославской области | тыс. руб. | областной бюджет | 1200,0 | 1800,00 | 1800,00 |
6.2.3 | Финансирование проведения комплексного экологического обследования и актуализация границ особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения | тыс. руб. | областной бюджет | 300,0 | 0,0 | 0,0 |
7 | Задача 7. Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны животного мира | тыс. руб. | федеральные средства | 240,22 | 240,22 | 240,22 |
7.1 | Результаты: | |||||
7.1.1 | Сведения о параметрах состояния объектов животного мира, за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов | единиц | 1 | 1 | 1 | |
7.1.2 | Проведение биотехнических мероприятий в части приобретения кормов для подкормки охотничьих ресурсов в целях улучшения кормовых условий среды их обитания | да/нет | да | да | да | |
7.2 | Мероприятия: | |||||
7.2.1 | Осуществление мониторинга объектов животного мира, за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов, и формирование сведений о параметрах их состояния | тыс. руб. | 51,9 | 51,9 | 51,9 | |
7.2.2 | Приобретение кормов для подкормки охотничьих ресурсов в целях улучшения кормовых условий среды их обитания | тыс. руб. | 188,32 | 188,32 | 188,32 | |
8 | Задача 8. Осуществление охраны объектов животного мира и среды их обитания | тыс. руб. | областные средства | 9616,916 | 8769,618 | 8769,618 |
8.1 | Результат – количество мероприятий по сохранению объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания | единиц | 3756 | 3756 | 3756 | |
8.2 | Мероприятие – проведение мероприятий по сохранению объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания | тыс. руб. | 9616,916 | 8769,618 | 8769,618 | |
9 | Задача 9. Осуществление государственного экологического мониторинга на территории Ярославской области | тыс. руб. | областные средства | 6697,741 | 8554,409 | 8554,409 |
тыс. руб. | средства других бюджетов | 75980,05 | – | – | ||
9.1 | Результат – выполнение плана мероприятий по организации деятельности и закупочных процедур для обеспечения деятельности и обустройства лаборатории экологического мониторинга | да/нет | да | да | да | |
9.2 | Мероприятие – организация деятельности и закупочных процедур для обеспечения деятельности и обустройства лаборатории экологического мониторинга | тыс. руб. | областные средства | 6697,741 | 8554,409 | 8554,409 |
тыс. руб. | средства других бюджетов | 75980,05 | – | – | ||
10 | Задача. 10. Создание лесопарковых зеленых поясов на территории Ярославской области | тыс. руб. | областные средства | 50,0 | 0,0 | 0,0 |
10.1 | Результат – сведения о лесопарковом зеленом поясе в Единый государственный реестр недвижимости внесены | да/нет | да | – | – | |
10.2 | Мероприятие – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о лесопарковом зеленом поясе | тыс. руб. | 50,0 | 0,0 | 0,0 | |
Итого по ВЦП | тыс. руб. | всего | 109418,825 | 32647,367 | 33096,867 | |
областные средства | 24742,406 | 26114,947 | 26114,947 | |||
федеральные средства | 5216,22 | 6532,42 | 6981,92 | |||
средства других бюджетов | 79460,199 | – | – |
IV. Механизмы реализациии управления ВЦП
1. Финансированиемероприятий ВЦП осуществляется департаментом в соответствии с требованиямиказначейского исполнения бюджета.
2. Бюджетные средствабудут использованы на финансирование отдельных мероприятий ВЦП, нефинансируемых за счет средств на содержание и обеспечение деятельностидепартамента, а именно:
– расчистку русел рек;
– проведениемониторинговых и научно-исследовательских работ в сфере охраны окружающей средыи рационального природопользования;
– проведение работ пообезвреживанию ртутьсодержащих отходов;
– установку специальныхинформационных знаков (аншлагов) на территории региональных ООПТ и их охранныхзон;
– проведениенаучно-исследовательских и кадастровых работ для обеспечения актуальнойинформацией о состоянии региональных ООПТ и биоразнообразия на территорииЯрославской области;
– подготовку и изданиеинформационных материалов, в том числе размещение в средствах массовойинформации, включая электронные;
– проведениеприродоохранных мероприятий;
– проведениерегионального государственного экологического надзора;
– приобретениематериально-технических средств для надзорных мероприятий в рамкахрегионального экологического надзора;
– очистку береговойполосы водных объектов рыбохозяйственного значения от мусора;
– проведениеразъяснительной работы в средствах массовой информации, включая радио иэлектронные средства;
– осуществлениемониторинга объектов животного мира, за исключением охотничьих ресурсов иводных биологических ресурсов, и формирование сведений о параметрах ихсостояния;
– приобретение кормовдля подкормки охотничьих ресурсов в целях улучшения кормовых условий среды ихобитания;
– проведение мероприятийпо сохранению объектов животного мира, в том числе редких и находящихся подугрозой исчезновения, и среды их обитания;
– организациядеятельности и закупочных процедур для обеспечения деятельности и обустройствалаборатории экологического мониторинга.
3. Обоснованиепотребности в ресурсах, необходимых для реализации ВЦП, приведено в приложениик ВЦП.
4. Механизм управленияВЦП включает в себя:
– периодический (1 раз вквартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий ВЦП ответственнымдолжностным лицом;
– рассмотрениерезультатов периодического мониторинга и анализа хода выполнения мероприятийВЦП руководством департамента, принятие корректирующих решений и проведениесоответствующих мероприятий (при необходимости);
– внесение изменений вмероприятия ВЦП (при необходимости);
– представлениеотчетности за полугодие и за год;
– проведениекорректировок по замечаниям контролирующих структур.
5. Департаментобеспечивает реализацию ВЦП и ее финансирование, осуществляет координациюдеятельности ее участников, формирует отчет о реализации ВЦП, организуетпроведение мероприятий.
Реализация ВЦП включаетпроцедуры оперативного управления путем сравнения полученных фактических данныхс плановыми значениями, выявления отклонений, анализа их причин и принеобходимости формирования предложений по корректировке ВЦП.
В ходе выполнения ВЦПпланируется тесное взаимодействие департамента с органами местногосамоуправления муниципальных образований области, территориальными органамифедеральных органов исполнительной власти, Министерством природных ресурсов иэкологии Российской Федерации и другими федеральными структурами в частиполномочий, касающихся достижения цели ВЦП. Для выполнения ряда мероприятий ВЦПпредполагается привлечение образовательных, общественных организаций иразличных средств массовой информации.
Отдельные мероприятияВЦП предполагается реализовывать путем проведения закупок товаров, работ, услугдля государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Департаментомустанавливаются требования к составу, качеству, объему (содержанию), порядку ирезультатам выполнения работ ГБУ ЯО “ЦООС” путем ежегодногоутверждения государственного задания. По итогам выполнения государственногозадания предусмотрено представление отчета директора ГБУ ЯО “ЦООС” овыполнении государственного задания. Контроль за полнотой и качествомвыполнения государственного задания осуществляется департаментом в соответствиис законодательством Российской Федерации и Ярославской области в форме плановых(внеплановых) проверок.
6. За реализациюпрограммных мероприятий, указанных в разделе III ВЦП, отвечают:
– заместитель директорадепартамента – в части выполнения мероприятий, указанных в подпункте 1.2 пункта1, подпункте 6.2.2 пункта 6;
– заместитель директорадепартамента – председатель комитета природных ресурсов и экологии департамента- в части выполнения мероприятий, указанных в подпункте 2.2 пункта 2, подпункте3.2 пункта 3, подпункте 5.2.1 пункта 5;
– заместитель директорадепартамента – председатель комитета охраны и использования животного мирадепартамента – в части выполнения мероприятий, указанных в подпункте 7.2 пункта7;
– начальник отделабухгалтерского учета и материально-технического обеспечения департамента – вчасти обеспечения финансирования мероприятий, указанных в подпункте 6.2.1пункта 6, подпункте 8.2 пункта 8, в подпункте 9.2 пункта 9;
– начальник отделагосударственной службы, кадров и организационной работы департамента – в частивыполнения мероприятий, указанных в подпункте 4.2 пункта 4;
– начальник отделаэкономики и планирования департамента – в части выполнения мероприятий,указанных в подпункте 5.2.2 пункта 5, а также всех остальных мероприятий (вчасти обеспечения финансирования и участия в проведении процедур закупок).
Должностные лицадепартамента, участвующие в реализации мероприятий ВЦП, несут ответственность,предусмотренную законодательством о государственной гражданской службе.
7. В целях успешнойреализации задач ВЦП будут обеспечены информационное сопровождение,информационная открытость и общий доступ ко всем данным о мероприятиях ВЦПпосредством размещения информации на странице департамента на портале органовгосударственной власти Ярославской области.
Контроль за реализациейВЦП будет осуществляться куратором ВЦП – заместителем ПредседателяПравительства области Колесовым Р.А.
Приложение
к ВЦП
ОБОСНОВАНИЕ
потребности в ресурсах, необходимых для реализации ведомственной целевойпрограммы “Управление охраной окружающей среды и рациональнымприродопользованием в Ярославской области” на 2019 год и на плановыйпериод 2020 и 2021 годов
1. Расходныеобязательства Ярославской области в сфере охраны окружающей среды ирационального природопользования определяются следующими нормативными правовымиактами:
1.1. Водный кодексРоссийской Федерации.
1.2. Федеральные законы:
– от 14 марта 1995года N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”;
– от 24 июня 1998года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”;
– от 4 мая 1999года N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”;
– от 6 октября 1999года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации”;
– от 10 января 2002года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”;
– от 24 апреля 1995года N 52-ФЗ “О животном мире”;
– от 24 июля 2009года N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
– от 6 октября 1999года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации”;
– от 20 декабря2004 года N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологическихресурсов”.
1.3. Постановления ПравительстваРоссийской Федерации:
– от 10 апреля 2007 г. N219 “Об утверждении Положения об осуществлении государственногомониторинга водных объектов”;
– от 14 февраля2009 г. N 135 “Об утверждении методики распределения субвенций бюджетам субъектовРоссийской Федерации на реализацию полномочий в области организации,регулирования и охраны водных биологических ресурсов”;
– от 7 февраля 2019г. N 92 “Об утверждении методики распределения между субъектами РоссийскойФедерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в областиводных отношений, реализация которых передана органам государственной властисубъектов Российской Федерации”.
1.4. ЗаконЯрославской области от 24 декабря 2018 г. N 93-з “Об областном бюджете на2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов”.
2. Планирование объемовсубвенции из федерального бюджета осуществляется Федеральным агентством водныхресурсов в соответствии с методикой определения общего объема субвенций изфедерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерациидля осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водныхотношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектовРоссийской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 30 октября 2006 г. N 636 “Об утверждении методики определенияобщего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетамсубъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочийРоссийской Федерации в области водных отношений, реализация которых переданаорганам государственной власти субъектов Российской Федерации”.
Планирование объемовсубвенции из федерального бюджета осуществляется Федеральной службой по надзорув сфере природопользования в соответствии с Методикой определения общегообъема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетамсубъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий РоссийскойФедерации в области охраны и использования объектов животного мира, реализациякоторых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации,и их распределения между субъектами Российской Федерации,утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта2008 г. N 171 “Об утверждении Методики определения общего объема средств,предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектовРоссийской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерациив области охраны и использования объектов животного мира, реализация которыхпередана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и ихраспределения между субъектами Российской Федерации”.
Объемы субвенций изфедерального бюджета бюджету Ярославской области на 2019 год и на плановыйпериод 2020 и 2021 годов утверждены Федеральным законом от 29 ноября 2018года N 459-ФЗ “О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020и 2021 годов”.
3. Мероприятия посохранению объектов животного мира, в том числе редких и находящихся подугрозой исчезновения, и среды их обитания включают в себя рейдовые мероприятия,биотехнические мероприятия, установку аншлагов, создание и текущий ремонтсолонцов, галечников и порхалищ.
3.1. Количествопланируемых рейдовых мероприятий рассчитывается исходя из условия, что каждыйсотрудник государственного бюджетного учреждения Ярославской области”Центр охраны окружающей среды” в течение 1 рабочего дня осуществляет1 рейд.
3.2. Объем проводимыхбиотехнических мероприятий определяется в соответствии с указомГубернатора области от 06.05.2013 N 234 “Об утверждении Схемы размещения,использования и охраны охотничьих угодий на территории Ярославскойобласти”.
Нормы выкладки кормов при проведении подкормки
охотничьих ресурсов
Вид животного | Вид корма | Сезон подкормки, дней | Норма подкормки, кг на 1 особь | |
в сутки | в сезон | |||
Кабан | концентрированные корма | 180 (с 15.10 по 15.04) | не менее 0,5 | 90 |
Благородный олень | концентрированные корма | 180 (с 15.10 по 15.04) | не менее 1 | 180 |
сено | 180 (с 15.10 по 15.04) | не менее 1,5 | 270 | |
Пятнистый олень | концентрированные корма | 180 (с 15.10 по 15.04) | не менее 0,5 | 90 |
сено | 180 (с 15.10 по 15.04) | не менее 1,5 | 270 | |
Зайцы (беляк и русак) | концентрированные корма | 180 (с 15.10 по 15.04) | не менее 0,05 | 9 |
Глухарь и тетерев | концентрированные корма | 180 (с 15.10 по 15.04) | не менее 0,02 | 3,6 |
Концентрированные корма- это зерно злаковых и бобовых культур (овес, ячмень, кукуруза, пшеница,горох), а также желуди, семена подсолнечника и комбикорм. Для подкормки кабанамогут использоваться любые из перечисленных кормов. Для подкормки зайца и птицотряда тетеревиных – любое зерно злаковых культур, кроме кукурузы.
Нормативы минеральной подкормки охотничьих ресурсов
Норматив | Вид животного | |||
лось | кабан | благородный олень, пятнистый олень | зайцы (беляк и русак) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сооружение солонцов на 1000 га свойственных угодий | не менее 2 | – | не менее 2 | не менее 5 |
Количество солонцов на 1 подкормочную площадку | – | 1 | – | – |
Годовой расход соли, кг в год на 1 солонец | 30 – 40 | 20 – 30 | 30 – 40 | 3 – 5 |
4. Закупка товаров,работ и услуг для реализации мероприятий ведомственной целевой программы”Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием вЯрославской области” на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годовосуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 годаN 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дляобеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Формированиегосударственного задания на оказание государственных услуг, предусмотренноговедомственной целевой программой “Управление охраной окружающей среды ирациональным природопользованием в Ярославской области” на 2019 год и наплановый период 2020 и 2021 годов, осуществляется в соответствиис постановлением Правительства области от 09.11.2015 N 1197-п “Оформировании государственного задания на оказание государственных услуг(выполнение работ) и финансовом обеспечении его выполнения”.
Затраты, предусмотренныев ведомственной целевой программе “Управление охраной окружающей среды ирациональным природопользованием в Ярославской области” на 2019 год и наплановый период 2020 и 2021 годов, рассчитаны исходя из сложившегося уровня ценна соответствующие работы и услуги, что зафиксировано в прайс-листах и/иликоммерческих предложениях компаний и организаций, которые оказываютсоответствующие работы и услуги на территории Ярославской области. Расходыбудущих периодов рассчитаны исходя из темпов роста инфляции, предусматриваемыхдефлятором валового внутреннего продукта, который предлагает использовать впрогнозах Министерство экономического развития Российской Федерации.