ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2021 года N 675-п
Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области
В целях реализации Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре).
2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:
– от 03.02.2012 N 50-п “Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора”;
– от 19.09.2013 N 1267-п “О внесении изменений в постановление Правительства области от 03.02.2012 N 50-п”;
– от 11.09.2014 N 884-п “О внесении изменений в постановление Правительства области от 03.02.2012 N 50-п”;
– от 19.03.2015 N 292-п “О внесении изменений в постановление Правительства области от 03.02 2012 N 50-п”; N 50-п”;
– от 24.07.2015 N 808-п “О внесении изменений в постановление Правительства области от 03.02.2012 N 50-п”;
– от 20.10.2016 N 1090-п “О внесении изменений в постановление Правительства области от 03.02.2012 N 50-п”;
– от 23.08.2017 N 656-п “О внесении изменения в постановление Правительства области от 03.02.2012 N 50-п”;
– от 30.03.2018 N 207-п “О внесении изменений в постановление Правительства области от 03.02.2012 N 50-п”.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, охраны объектов культурного наследия, имущества и природопользования.
4. Постановление вступает в силу с 01 января 2022 года.
Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО
Утверждено
постановлением
Правительства области
от 29.09.2021 N 675-п
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
1. Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) (далее – Положение) устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее – региональный экологический надзор) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (далее – контролируемые лица) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
2. Предметом регионального экологического надзора является:
2.1. Соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны окружающей среды (далее – обязательные требования), включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральными законами от 23 ноября 1995 года N 194-ФЗ “Об экологической экспертизе”, от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, от 4 мая 1999 года “Об охране атмосферного воздуха”, от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ “Градостроительный кодекс Российской Федерации”, от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ “Водный кодекс Российской Федерации”, от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”, от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ “О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха” и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
2.2. Соблюдение контролируемым лицом, являющимся изготовителем продукции, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом, требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, в том числе требований, установленных следующими нормативными правовыми актами:
– технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 “Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта” (пункт 3, подпункты “л”, “м” пункта 4, пункты 6, 9, 11 – 18, 23, 25, 27, 93, 108, 119, 126, 197, 201, 215, 234, подпункт “в” пункта 236, пункты 257, 274, 340, 351, 352, 375, 378 – 382, 385, 386, 401, 406, 413, 415, 435, 438, 439, 470, 481, 497, 498, 501, 502, подпункт “в” пункта 503, пункт 8 раздела II приложения N 1 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, приложение N 4 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта);
– технический регламент Таможенного союза “О безопасности маломерных судов”;
– технический регламент Таможенного союза “О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям”.
3. Региональный экологический надзор в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития осуществляется с учетом особенностей осуществления государственного контроля (надзора), установленных Правительством Российской Федерации.
4. К разрешительным документам, указанным в подпункте 2.1 пункта 2 Положения, относятся:
– разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
– установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
– утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
-разрешение на временные выбросы (пункт 1 статьи 23.1 Федерального законаот 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”);
-разрешение на временные сбросы;
-положительное заключение государственной экологической экспертизы;
-свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие наокружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализациисведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
-согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ ватмосферный воздух;
-решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
-утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
-договор водопользования;
-решение о предоставлении водного объекта в пользование;
-согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
5.Региональный экологический надзор на территории Ярославской областиосуществляет департамент охраны окружающей среды и природопользованияЯрославской области (далее – департамент).
6.Должностными лицами департамента, уполномоченными на осуществление региональногоэкологического надзора, являются:
6.1.Директор департамента – главный государственный инспектор Ярославской области вобласти охраны окружающей среды.
6.2.Первый заместитель директора департамента – заместитель главного государственногоинспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды.
6.3.Председатель комитета государственного экологического надзора департамента,заместитель председателя комитета государственного экологического надзорадепартамента, в соответствии с должностными обязанностями являющиеся старшимигосударственными инспекторами Ярославской области в области охраны окружающейсреды, в зоне своей деятельности.
6.4.Государственные гражданские служащие категории “специалисты” ведущейи старшей групп должностей комитета государственного экологического надзорадепартамента, в соответствии с должностными обязанностями являющиеся старшимигосударственными инспекторами в области охраны окружающей среды (далее -должностные лица комитета департамента), в зоне своей деятельности.
7.Должностными лицами департамента, уполномоченными на принятие решений опроведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются должностные лица,указанные в подпунктах 6.1 и 6.2 пункта 6 Положения.
8.К отношениям, связанным с осуществлением регионального экологического надзора,применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ”О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”.
9.Департамент осуществляет региональный экологический надзор в отношенииследующих объектов регионального экологического надзора (далее – объектынадзора):
9.1.Деятельность (действия (бездействие)) контролируемых лиц, в рамках которойдолжны соблюдаться обязательные требования.
9.2.Водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:
-поверхностные водные объекты, полностью расположенные на территории Ярославскойобласти;
-особо охраняемые водные объекты либо водные объекты, расположенные полностьюили частично в границах особо охраняемых природных территорий региональногозначения.
9.3. Производственные объекты, оказывающиенегативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленнымв соответствии со статьей 4.2 Федеральногозакона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, относящиеся:
-к объектам II категории, на которые не выдано комплексное экологическоеразрешение;
-к объектам III категории;
-к объектам IV категории.
10.Учет объектов надзора осуществляется:
10.1.При ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативноевоздействие на окружающую среду.
10.2.При сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах надзора,представляемой департаменту в соответствии с нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственноговзаимодействия, а также общедоступной информации.
11.При осуществлении регионального экологического надзора применяется системаоценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым закономценностям.
12.Департамент при осуществлении регионального экологического надзора относитобъекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба)охраняемым законом ценностям (далее – категории риска):
-категория значительного риска;
-категория среднего риска;
-категория умеренного риска;
-категория низкого риска.
13.Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется всоответствии с Порядком отнесения объектов надзора к категориям риска,приведенным в приложении к Положению.
14.В случае поступления в департамент сведений о соответствии объекта надзоракритериям отнесения объектов надзора к иной категории риска либо об изменениикритериев отнесения объектов надзора к категориям риска департамент в течение 5рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение обизменении категории риска указанного объекта надзора.
Контролируемыелица вправе подать в департамент заявление об изменении присвоенной ранеекатегории риска.
Позаявлению контролируемого лица департамент в течение 5 рабочих дней принимаетрешение об изменении присвоенной ранее категории риска либо об отказе визменении присвоенной ранее категории риска, в случае если объект надзорасоответствует присвоенной ранее категории риска.
Опринятом решении департамент уведомляет контролируемое лицо в срок не позднеедня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
15.Департамент ведет перечень объектов надзора, учитываемых в рамках формированияежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категорийриска.
16.Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых приосуществлении регионального экологического надзора:
16.1.Превышение нормативов качества окружающей среды на территориях, прилегающих кобъектам надзора, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, инормативов, установленных для химических показателей состояния окружающейсреды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций (дляконтролируемых лиц, эксплуатирующих объекты негативного воздействия наокружающую среду).
16.2.Поступление в департамент информации о неблагоприятных метеорологическихусловиях на территории городского и иного поселения от Федеральной службы погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (для контролируемых лиц,имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух иобязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ ватмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологическихусловий).
16.3.Поступление информации об аварийных выбросах, вызвавших загрязнениеатмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровьюлюдей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде (дляконтролируемых лиц, имеющих стационарные источники выбросов и передвижные источникивыбросов).
16.4.Получение от собственников водных объектов, водопользователей информации обавариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах, которые могутугрожать или угрожают жизни и здоровью людей либо нанесли вред здоровью людей и(или) окружающей среде.
16.5.Получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан иорганизаций, информации от органов государственной власти, органов местногосамоуправления, из средств массовой информации, указывающей на то, чтоюридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее представленанедостоверная информация в департамент:
-в ходе представления отчетности и иной информации, представление которойявляется обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами;
-при представлении документов для получения государственных услуг;
-при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
17.В случае наличия информации о нарушении обязательных требований департаментомпринимается решение о проведении внепланового контрольного надзорногомероприятия – документарной проверки. В случае если при документарной проверкене представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений,имеющихся в документах контролируемого лица, находящихся в распоряжениидепартамента, проводится выездная проверка.
18.Департамент может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных)мероприятий:
-инспекционный визит;
-рейдовый осмотр;
-документарная проверка;
-выездная проверка.
19.В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного изплановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 18 Положения,составляет:
-для объектов надзора, отнесенных к категории значительного риска, – 1 раз в 3года;
-для объектов надзора, отнесенных к категории среднего риска, – 1 раз в 4 года;
-для объектов надзора, отнесенных к категории умеренного риска, – 1 раз в 5 лет.
Вотношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановыеконтрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
20.Департамент может проводить следующие профилактические мероприятия:
-информирование;
-обобщение правоприменительной практики;
-объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований(далее – предостережение);
-профилактический визит;
-консультирование.
21.Должностные лица комитета департамента осуществляют информированиеконтролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
22.Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведенийна официальном сайте департамента на портале органов государственной властиЯрославской области в информационно-телекоммуникационной сети”Интернет” (далее – сеть “Интернет”), в средствах массовойинформации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственныхинформационных системах (при их наличии) и в иных формах.
23.Департамент обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практикиосуществления регионального экологического надзора и подготовку доклада,содержащего результаты обобщения правоприменительной практики. Проект доклада,содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовитсядепартаментом не реже одного раза в год и размещается на официальном сайтедепартамента в сети “Интернет” для публичного обсуждения в срок до 15марта года, следующего за отчетным годом.
Срокпроведения публичного обсуждения указанного проекта составляет 10 рабочих дней.
Докладразмещается на официальном сайте департамента в сети “Интернет” всрок до 01 апреля года, следующего за отчетным годом.
24.В случае наличия у департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательныхтребований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случаеотсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требованийпричинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозупричинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, департамент объявляетконтролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечениюсоблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляетсяконтролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”.
Послеполучения предостережения контролируемое лицо вправе подать возражение вотношении предостережения (далее – возражение) с указанием следующих сведений:
-наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии)индивидуального предпринимателя, гражданина;
-идентификационный номер налогоплательщика – юридического лица, индивидуальногопредпринимателя, гражданина;
-дата и номер предостережения;
-обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся иливозможных действий (бездействия), которые приводят или могут привести кнарушению обязательных требований;
-способ получения ответа.
Возражение направляется в департамент в видедокумента на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронногодокумента, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”, втечение 30 дней со дня получения контролируемым лицом предостережения.Возражение рассматривается департаментом в течение 30 дней со дня егополучения, контролируемому лицу направляется ответ, который должен содержатьодно из следующих решений:
-об удовлетворении возражения в форме отмены объявленного предостережения;
-об отказе в удовлетворении возражения в случае обоснованности объявленногопредостережения.
Повторноенаправление возражения по тем же основаниям не допускается.
25. Обязательные профилактические визитыпроводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого изначительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих косуществлению деятельности на таких объектах надзора. Профилактический визитпроводится в порядке, определенном статьей 52 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”. Опроведении обязательного профилактического визита контролируемое лицоуведомляется департаментом не позднее чем за 5 рабочих дней до дня егопроведения.
26.Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
27.Консультирование осуществляется должностными лицами комитета департамента потелефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно всроки, определенные директором департамента, либо в ходе проведенияпрофилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Припроведении консультирования осуществляется аудио- и (или) видеозапись.
28.Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, одногоконтролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
29.Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюденияобязательных требований.
30.В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и ихпредставителей консультирование осуществляется посредством размещения наофициальном сайте департамента на портале органов государственной властиЯрославской области в сети “Интернет” письменного разъяснения,подписанного уполномоченным должностным лицом департамента.
31.При устном и письменном консультировании должностное лицо комитета департаментаобязано предоставлять информацию по следующим вопросам:
-о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательныетребования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках региональногоэкологического надзора;
-о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществлениярегионального экологического надзора.
Учетконсультирований ведется должностными лицами департамента в электронном журнале.
32.При осуществлении регионального экологического надзора проводятся:
-плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
-внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
33.Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании планапроведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очереднойкалендарный год, согласованного с органами прокуратуры.
34.Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношенииконтролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность наобъектах надзора, относящихся в соответствии с законодательством в областиохраны окружающей среды к объектам IV категории, в отношении объектов надзора,отнесенных к категории низкого риска, а также в отношении контролируемых лиц,осуществляющих строительство и реконструкцию объектов капитальногостроительства.
35. В решении о проведении контрольного(надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи64 Федерального закона от 31июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) имуниципальном контроле в Российской Федерации”.
36.Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или егоуполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи.
37.Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятийпроводится должностными лицами департамента, уполномоченными на проведениеконтрольного (надзорного) мероприятия, при необходимости с привлечениемсотрудников государственного бюджетного учреждения Ярославской области”Центр охраны окружающей среды”, подведомственного департаменту,экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системеаккредитации и указанных в решении о проведении надзорного мероприятия.
38.Отбор проб (образцов) воды, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов,сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления осуществляетсяв соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отборапроб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений,техническими регламентами или иными нормативными техническими документами длянаправления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию.
39.При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательствнарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- ивидеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способыфиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объектфиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
40.Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иныхспособов фиксации доказательств нарушений обязательных требований приосуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицомдепартамента, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного)мероприятия, самостоятельно.
41.Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут бытьиспользованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки,аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписии об использованных для этих целей технических средствах отражается в актеконтрольного (надзорного) мероприятия.
42.Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательнымуведомлением контролируемого лица.
43.В случае фиксации доказательств нарушений обязательных требований при помощифотосъемки к материалам контрольного (надзорного) мероприятия прикладывается неменее двух снимков каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
44.Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного)мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте,времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробнофиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательныхтребований.
45.Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением какту контрольного (надзорного) мероприятия.
46.Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушенийобязательных требований осуществляется с учетом требований законодательстваРоссийской Федерации о защите государственной тайны.
47.Досмотр осуществляется должностным лицом департамента, уполномоченным напроведение контрольного (надзорного) мероприятия, в присутствии контролируемоголица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр вотсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться собязательным применением видеозаписи только в случаях наличия у департаментасведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба)жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
48.Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами,вправе представить в департамент информацию о невозможности присутствия припроведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
-введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всейтерритории Российской Федерации либо на ее части;
-административного ареста;
-избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лицамеры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запретеопределенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
49.Региональный экологический контроль осуществляется посредством проведенияследующих контрольных (надзорных) мероприятий:
-инспекционный визит;
-рейдовый осмотр;
-документарная проверка;
-выездная проверка;
-наблюдение за соблюдением обязательных требований;
-выездное обследование.
50.Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследованиепроводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
51.В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные(надзорные) действия:
-осмотр;
-опрос;
-получение письменных объяснений;
-истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиямидолжны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности)контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурныхподразделений) либо объекта надзора;
-инструментальное обследование.
52.Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемоголица и собственника объекта надзора.
53.Срок проведения инспекционного визита в 1 месте осуществления деятельности либона 1 объекте надзора не может превышать 1 рабочего дня.
54.Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственныйдоступ должностного лица департамента, уполномоченного на проведениеконтрольного (надзорного) мероприятия, к объектам надзора.
55. Инспекционный визит проводится при наличииоснований, указанных в пунктах 1 – 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”.
56. Внеплановый инспекционный визит может проводитьсятолько по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев егопроведения в соответствии с пунктами 3 – 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи66 Федерального закона от 31июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальномконтроле в Российской Федерации”.
57.В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные)действия:
-осмотр;
-досмотр;
-опрос;
-получение письменных объяснений;
-истребование документов;
-отбор проб (образцов);
-инструментальное обследование;
-испытание;
-экспертиза.
58. Рейдовый осмотр проводится при наличииоснований, указанных в пунктах 1 – 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”.
59. Рейдовый осмотр может проводиться только посогласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения всоответствии с пунктами 3 – 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”.
60.В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные(надзорные) действия:
-получение письменных объяснений;
-истребование документов;
-экспертиза.
61.В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся враспоряжении департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения непозволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований,департамент направляет в адрес контролируемого лица требование представить иныенеобходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение10 рабочих дней со дня получения такого требования контролируемое лицо обязанонаправить в департамент указанные в требовании документы.
62.В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или)противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявленонесоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям,содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным приосуществлении регионального экологического надзора, информация об ошибках, опротиворечиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу стребованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения.Контролируемое лицо, представляющее в департамент пояснения относительновыявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либоотносительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям,содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным приосуществлении регионального экологического надзора, вправе дополнительнопредставить в департамент документы, подтверждающие достоверность ранеепредставленных документов.
63.При проведении документарной проверки департамент не вправе требовать уконтролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предметудокументарной проверки, а также сведения и документы, которые могут бытьполучены департаментом от иных органов.
64.Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Вуказанный срок не включается период со дня направления департаментомконтролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходедокументарной проверки документы до дня представления указанных в требованиидокументов в департамент, а также период со дня направления контролируемомулицу информации департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий впредставленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений,содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся удепартамента документах и (или) полученным при осуществлении региональногоэкологического надзора, и требования представить необходимые пояснения вписьменной форме до дня представления указанных пояснений в департамент.
65.Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органамипрокуратуры.
66. Документарная проверка проводится приналичии оснований, указанных в пунктах 1 – 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”.
67.Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения,составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения(осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов,представительств, обособленных структурных подразделений).
68.В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные)действия:
-осмотр;
-досмотр;
-опрос;
-получение письменных объяснений;
-истребование документов;
-отбор проб (образцов);
-инструментальное обследование;
-испытание;
-экспертиза.
69. Выездная проверка проводится при наличииоснований, указанных в пунктах 1 – 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”. Опроведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за24 часа до ее начала путем направления копии решения о проведении выезднойпроверки.
70.Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней.
71.В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий сроквзаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часовдля малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
72.В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований проводится анализданных об объектах надзора, имеющихся у департамента, в том числе данных,которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия,представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований,а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационныхсистемах.
73. Выявленные в ходе наблюдения за соблюдениемобязательных требований (мониторинга безопасности) сведения о причинении вреда(ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностямнаправляются уполномоченному должностному лицу департамента для принятиярешений в соответствии со статьей 60 Федеральногозакона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре)и муниципальном контроле в Российской Федерации”.
74.В ходе выездного обследования проводится оценка соблюдения контролируемым лицомобязательных требований.
75.Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществлениядеятельности) юридического лица (его филиалов, представительств, обособленныхструктурных подразделений), по месту осуществления деятельности индивидуальногопредпринимателя или гражданина, по месту нахождения объекта надзора, при этомне допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
76.В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещениянеограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
-осмотр;
-отбор проб (образцов);
-инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
-испытание;
-экспертиза.
77.Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
78.Срок проведения выездного обследования 1 объекта надзора (нескольких объектовнадзора, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не можетпревышать 1 рабочего дня.
79. Внеплановые контрольные (надзорные)мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1статьи 57 Федерального законаот 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) имуниципальном контроле в Российской Федерации”.
80. Правом на досудебное обжалование решенийдепартамента, действий (бездействия) его должностных лиц обладаетконтролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершеныдействия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”.
Порядок досудебного рассмотрения жалобустановлен статьей 40 Федеральногозакона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре)и муниципальном контроле в Российской Федерации”.
81. Жалоба на решения, действия (бездействие)должностных лиц комитета департамента, первого заместителя директорадепартамента при осуществлении регионального экологического надзорарассматривается директором департамента в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле вРоссийской Федерации”.
Жалобана решения, действия (бездействие) директора департамента рассматриваетсязаместителем Председателя Правительства области, курирующим вопросыобразования, охраны объектов культурного наследия, имущества иприродопользования.
82. Жалоба подается по форме в соответствии состатьей 41 Федерального законаот 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) имуниципальном контроле в Российской Федерации”.
83.Жалоба подлежит рассмотрению департаментом в срок не более 20 рабочих дней содня ее регистрации.
Приложение
к Положению
ПОРЯДОК отнесения объектов регионального государственногоэкологического контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба)охраняемым законом ценностям
1.Объекты регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее- объекты надзора) относятся к следующим категориям риска причинения вреда(ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – категории риска):
1.1. К категории значительного риска – объектынадзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительноенегативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применениянаилучших доступных технологий, к объектам I категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающихнегативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 “Об утверждении критериев отнесенияобъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II, III и IV категорий” (далее- критерии).
1.2.К категории среднего риска относятся объекты надзора, соответствующие критериямотнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающуюсреду, к объектам II категории, предусмотренным критериями.
1.3.К категории умеренного риска относятся объекты надзора, соответствующиекритериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействиена окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями, атакже объекты исключительно по сбору, и (или) транспортированию, и (или)обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключениемобъектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающихнегативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория.
1.4.К категории низкого риска относятся объекты надзора, соответствующие критериямотнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие наокружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями.
2.Объекты надзора, подлежащие в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядкаотнесению к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесениюсоответственно к категориям значительного, среднего риска, в случае если объектнадзора размещается:
-в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
-в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
3.Объекты надзора, подлежащие в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Порядкаотнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежатотнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего рискапри наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих датепринятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска:
-постановления о назначении административного наказания, за исключениемадминистративного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, егодолжностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершениеадминистративного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3, 7.4, 7.6, 8.2,8.4, 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11, 8.12, 8.13, 8.14,8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, 14.1 и 19.20 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельностис использованием объекта надзора, вынесенного должностными лицами органагосударственного надзора или судом на основании протокола об административномправонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;
-обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лицаюридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющиххозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта надзора,виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250 -255 и 257 Уголовного кодекса Российской Федерации;
-решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении правапользования недрами, принятого в случае нарушения пользователем недр существенныхусловий лицензии либо установленных правил пользования недрами приосуществлении деятельности с использованием объекта надзора;
-постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, егодолжностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлениидеятельности с использованием объекта надзора за совершение административногоправонарушения, предусмотренного законами Ярославской области, которое повлеклоза собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинениетакого вреда;
-решения о прекращении, аннулировании разрешений, выдача которых осуществляетсяуполномоченными органами исполнительной власти Ярославской области, приосуществлении деятельности с использованием объекта надзора.
4.Объекты надзора, подлежащие в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядкаотнесению к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежатотнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного рискапосле устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательныхтребований, подтвержденного результатами проверки.
5.Объекты надзора, подлежащие в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Порядкаотнесению к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесениюсоответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора ккатегории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3настоящего Порядка, и одновременном соблюдении установленных законодательствомв области охраны окружающей среды требований о своевременном внесении платы занегативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлениидекларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета оборганизации и о результатах осуществления производственного экологическогоконтроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещенииотходов производства и потребления.