ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2006 г. N 240
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 8 сентября 2009 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 08.09.2009 N 328-П
____________________________________________________________________
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов”, от 15.04.2002 N 240 “О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации” и от 30.12.2003 N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (прилагаются).
2. В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия разливов нефтепродуктов рекомендовать:
2.1. Органам местного самоуправления, органам, осуществляющим надзор, и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, при разработке планов мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов строго руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613, от 15.04.2002 N 240, от 30.12.2003 N 794, приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 и Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области, утвержденными настоящим постановлением.
2.2. Организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировки, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, привести в соответствие с настоящим постановлением планы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра строительства Ульяновской области Никитина С.В.
Исполняющий обязанности
Губернатора – Председателя
Правительства
Ульяновской области
В.П.КОЗИН
Утверждены
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 26 июля 2006 г. N 240
ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАВИЛАХ
Водный объект – поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта). (Водный кодекс Российской Федерации, ст. 7).
ГСМ – горюче-смазочные материалы.
ГУ МЧС России по Ульяновской области – Главное управление МЧС России по Ульяновской области. Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций.
ЕДДС – единая дежурно-диспетчерская служба.
Зоны особой значимости – объекты повышенного риска; объекты систем жизнеобеспечения населения, объекты, представляющие культурную и историческую ценность, особо охраняемые природные территории, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов.
ЛРН – локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов.
Координатор работ по ЛРН – полномочный представитель владельца объекта, назначаемый заранее, способный и обязанный руководить работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
КЧС и ОПБ – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующий орган, координирующий мероприятия по защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (имеет три уровня – территориальный, местный, объектовый).
Ликвидация последствий разлива – действия, обеспечивающие восстановление аварийного объекта и объектов жизнеобеспечения населения до рабочего состояния; восстановление окружающей среды до состояния, исключающего неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир.
Ликвидация разлива – действия, обеспечивающие сбор и утилизацию разлившейся нефти и нефтепродуктов.
Локализация разлива – действия, обеспечивающие предотвращение дальнейшего растекания нефти и нефтепродуктов по земле и (или) водной поверхности.
Нефтесодержащая смесь – смесь с любым содержанием нефти.
Нефть – любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло.
Объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов – экологически чувствительные территории к воздействию нефтяных разливов, которые будут испытывать долговременные значительные негативные последствия при разливе нефти; территории и акватории обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесенных в Международную Красную книгу и Красные книги Российской Федерации и Ульяновской области; водоохранные зоны; водные объекты высшей и первой рыбохозяйственной ценности; леса I и II группы защитности и особо защитных участков, санитарно-защитные зоны источников водоснабжения; территории традиционного природопользования; места рыбного промысла; другие места по согласованию с соответствующими органами власти территории.
Объекты повышенного риска – взрывоопасные, пожароопасные; химически опасные, радиационно опасные объекты, объекты гидродинамической опасности.
Объекты систем жизнеобеспечения населения – объекты водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, медицинского обслуживания, транспортных систем, связи, продовольственного обеспечения (фермы и объекты пищевой промышленности; рыборазводные хозяйства; сельскохозяйственные угодья).
Объекты, представляющие культурную и историческую ценность – археологические объекты, объекты религиозного значения, зоны отдыха и пешеходного туризма, пляжи, курортные зоны и термальные источники, районы, населяемые малыми этническими группами.
Организации, осуществляющие операции с нефтью – организации, имеющие опасные объекты, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.
Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования (организации) – организации (формирования), аттестованные в соответствии с нормативными актами Российской Федерации для ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и имеющие необходимые лицензии природоохранных органов.
Разлив нефти – сброс нефти и нефтепродуктов в водный объект, на земли или подземные воды, независимо от причин и обстоятельств, вызвавших такой сброс.
РСЧС – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
РЦ ГО ЧС – Региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Сельскохозяйственные угодья – земли, используемые для воспроизводства сельхозпродукции или пригодные для этого.
Территориальная подсистема РСЧС – подсистема, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Ульяновской области в части ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В подсистему входят все профессиональные формирования как существующие, так и вновь создаваемые, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке.
УГМС – территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу Ульяновской области.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (далее – Правила) разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов”, от 15.04.2002 N 240 “О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации”, от 30.12.2003 N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”, приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 “Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации” (зарегистрирован в Минюсте 14.04.2005 N 6514).
Целью данных Правил является выработка единых подходов к организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создание единой системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.
Правила определяют классификацию разливов нефти и нефтепродуктов, основные требования к системе управления, организации работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН), а также требования к технологиям и программам выполнения этих работ.
В Правилах изложены требования к планам ЛРН и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов – ответственным за предупреждение, локализацию и ликвидацию разливов нефти.
Действие данных Правил распространяется на территорию Ульяновской области.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ,
УРОВНЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА РАЗЛИВ
Разливы нефти и нефтепродуктов, повлекшие за собой негативное воздействие на окружающую среду и нарушение условий жизнедеятельности населения, рассматриваются как чрезвычайные ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 “О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации”.
3.1. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов
Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения – разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения – разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения – разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения – разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
федерального значения – разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
3.2. Классификация уровней реагирования на разлив нефти
Уровневый подход позволяет обеспечить управление мероприятиями по ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом.
Уровень 1. Локальный.
Первый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации локального значения на местности, при попадании нефти в водные объекты Ульяновской области.
На первом уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив.
При недостатке указанных сил и специальных технических средств к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.
Разлив нефти, соответствующий первому уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и (или) органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.
Уровень 2. Муниципальный.
Второй уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации муниципального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.
На втором уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив, с привлечением профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) муниципального образования, сил подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.
Разлив нефти, соответствующий второму уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и (или) органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.
Уровень 3. Территориальный.
Третий уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации территориального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.
На третьем уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств второго уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства территориальной подсистемы РСЧС, силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.
Уровень 4. Региональный.
Четвертый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации регионального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах Ульяновской области.
На четвертом уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств третьего уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства региональной подсистемы РСЧС, силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.
Уровень 5. Федеральный.
Пятый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации федерального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах Ульяновской области.
На пятом уровне реагирования, кроме сил и средств, указанных выше, для локализации и ликвидации разливов нефти привлекаются силы и средства РСЧС, силы и средства МЧС России, а также ресурсы зарубежных компаний по согласованию с уполномоченными органами Правительства Российской Федерации.
4. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РАЗЛИВЕ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ
4.1. Порядок оповещения при разливе нефти и
нефтепродуктов
Информация о разливе нефти и нефтепродуктов доводится до руководителя объекта, организации, в ведении которой находится объект, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований объекта (организации), органов местного самоуправления, территориальных контролирующих органов.
Организация передает информацию о разливе нефти и нефтепродуктов (при попадании в водные объекты, независимо от количества – немедленно; при разливе на местности: до 0,2 т – один раз в месяц, свыше 0,2 т – немедленно) Главному управлению МЧС России по Ульяновской области.
Главное управление МЧС России по Ульяновской области оповещает следующие контролирующие и надзорные органы:
управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области;
управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области;
государственное учреждение “Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды”;
территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области;
Государственную инспекцию по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) по Ульяновской области.
При разливах, способных оказать вредное воздействие на население, производится оповещение населения службами МЧС России и муниципальными органами власти.
Информация о разливах передается по установленной форме 1-ЛРН (таблица 1).
Схема оповещения при разливе любого значения показана на рис. 1.
4.2. Информация о разливе нефти и нефтепродуктов
В информации о разливе нефти и нефтепродуктов по формам ЧС-1 – ЧС-4 указываются:
дата и время (местное);
местонахождение разлива, источник и причина разлива (выброс из скважины, столкновение транспортных средств, порыв трубопровода, разрыв емкости и т.п.);
предполагаемый объем разлива и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается);
возможный тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести);
описание площади разлива, включая направление его движения, длину, ширину и предполагаемое значение разлива нефти и нефтепродуктов по установленной классификации (пункты 3.1, 3.2 настоящих Правил);
гидрометеорологические условия в районе разлива нефти и нефтепродуктов;
для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории;
для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии;
попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды;
действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов, береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих природных и промышленных объектов;
необходимость в дополнительных средствах для ликвидации разливов;
установочные данные источника первичной информации о разливе нефти и нефтепродуктов;
дополнительнаяинформация о разливе, его локализации и ликвидации.
Таблица1
Информация
оразливе нефти и нефтепродуктов на суше и
внутреннихводоемах (форма 1-ЛРН)
Местонахождение разлива:
_____________________________________________________________________________
Установочные данные владельца объекта:
_____________________________________________________________________________
Дата разлива: __________________________ Время разлива: _____________________
Дата составления отчета: _______________ Время составления отчета: __________
Причина разлива: ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Данные о разливе
Источник разлива: ___________________________________________________________
Тип и характеристика продукта: ______________________________________________
Предполагаемый объем: _______________________________________________________
Описание площади разлива: ___________________________________________________
Направление и скорость распространения пятна: _______________________________
Состояние источника разлива (перекрыт или истечение продолжается),
скорость истечения, возможности возгорания: _________________________________
_____________________________________________________________________________
Наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов,
береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих
природных и промышленных объектов: __________________________________________
_____________________________________________________________________________
Метеоусловия
Скорость ветра: _______________________________ Направление: ________________
Состояние водоема: __________________________________________________________
Приливные течения: __________________________________________________________
Действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива:
_____________________________________________________________________________
Дополнительная информация:
Составитель отчета __________________________________________________________
(должность,Ф.И.О.)
Передать по связи в соответствии со схемой оповещения.
Рис. 1. Схема оповещенияпри разливе нефти и нефтепродуктов.
5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
РАЗВЕДКУ МЕСТОРОЖДЕНИЙ, ДОБЫЧУ НЕФТИ, А ТАКЖЕ
ПЕРЕРАБОТКУ, ТРАНСПОРТИРОВКУ, ХРАНЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Организации,осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку,транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, обязаны:
1) создавать собственныеформирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами илизаключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями(службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленномпорядке (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от15.04.2002 N 240);
2) оповещать вустановленном порядке соответствующие органы государственной власти и органыместного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов иорганизовывать работу по их локализации и ликвидации;
3) иметь резервыфинансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации иликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Иметь резервы финансовыхсредств, обеспечивающих возможность полного и своевременного возмещения вреда,причиненного окружающей среде ее загрязнением в результате аварийного разливанефтепродуктов.
Осуществлятьобязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатацииопасного производственного объекта организацией, определенное статьей 15Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасностиопасных производственных объектов” (в ред. федеральных законов от07.08.2000 N 122-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ);
4) обучать работниковспособам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливаминефти и нефтепродуктов;
5) содержать в исправномсостоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводитьинженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможныхразливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности ихпоследствий;
6) принимать меры поохране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;
7) создавать иподдерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов,а также системы связи и оповещения.
6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯМИ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И
ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Особенности организацииработ по ЛРН предъявляют к системе управления следующие основные требования:оперативность, устойчивость, непрерывность, эффективность, достоверностьпередаваемой информации.
Оперативность,устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:
максимальнымприближением, органов управления к местам чрезвычайной ситуации;
заблаговременнымсозданием запасных (подвижных) пунктов управления и резервных каналов связи;
оснащением пунктовуправления современными средствами связи и оповещения;
сопряжением задействованныхсистем (средств) связи и оповещения всех участников работ по ЛРН.
Эффективность управленияопределяется оперативностью и целесообразностью принимаемых решений налокализацию и ликвидацию разлива нефти и нефтепродуктов, достаточным и своевременнымобеспечением сил и средств, привлекаемых для работ по ЛРН.
Достоверностьпередаваемой информации достигается точностью ее передачи, ответственностьюлиц, на которых возложена обязанность по сбору и передаче информации. Мерывоздействия за сокрытие либо передачу ложной информации определяются всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Схемы управлениямероприятиями по ЛРН приведены на рис. 2, 3, 4.
Рис. 2. Схемаорганизации управления работами по ЛРН на
местности, при попадании в водные объекты
(локальный уровень до 100 т)
Рис. 3. Схемаорганизации управления работами
по ЛРН на местности, при попадании в водные объекты
(муниципальный от 100 т до 500 т)
Рис.4. Схема организацииуправления работами
по ЛРН на местности, при попадании в водные объекты
(территориальный уровень от 500 т до 1000 т)
На региональном ифедеральном уровнях организация управления работами по ЛРН осуществляется всоответствии с региональным и федеральным планами ЛРН.
7. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ СИЛ И СРЕДСТВ
7.1. Прогнозирование сценариев возможных разливов нефти
и нефтепродуктов
Прогнозированиесценариев возможных разливов нефти и нефтепродуктов проводится на стадииразработки плана ЛРН для конкретного объекта и (или) предприятия на основеанализа рисков с учетом максимально возможного объема разлившейся нефти,установленного постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000N 613 и от 15.04.2002 N 240.
Прогнозированиеосуществляется на основе исходных данных, в состав которых входят: описаниеобъекта, тип и характеристики продукта, гидрометеорологические игидрогеологические условия, наличие экологически уязвимых зон в районевозможного загрязнения, I, II, III пояса зон санитарной охраны подземных иповерхностных источников водоснабжения и объектов водопроводных сооруженийхозяйственно-питьевого водоснабжения вне зависимости от ведомственнойпринадлежности.
Целью прогнозированияразливов нефти и нефтепродуктов является: определение возможных последствийразливов нефти и нефтепродуктов, их значение и влияние на население, объектыжизнеобеспечения и окружающую среду.
7.2. Планирование действий сил, привлекаемых к работам
по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Планирование действий поликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержанияуглеводородов в окружающей среде до допустимого уровня, отвечающегосоответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевомуназначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесногофонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатовпрогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти инефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальныхтехнических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательныхформированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.
Целью планированиядействий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимогосостава сил и специальных технических средств для локализации разливов внормативные сроки (4 часа – при разливе нефти в акватории, 6 часов – приразливе нефти на почве), а также для организации последующих работ по ихликвидации.
На водоемах планированиедействий по ликвидации разливов проводится исходя из невозможности ихлокализации при неблагоприятных гидрометеорологических и гидрологическихявлениях.
7.3. Порядок привлечения сил и специальных технических
средств к работам по локализации и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов
При возникновенииразливов нефти и нефтепродуктов локального значения для работ по локализацииэтих разливов привлекаются дежурные смены, силы и средствааварийно-спасательных формирований объектов и организаций. При необходимости,по запросу руководителя организации, могут привлекаться территориальныепрофессиональные аварийно-спасательные формирования (службы).
При возникновенииразливов нефти и нефтепродуктов местного значения для работ по ЛРН, кромевышеперечисленных сил и средств, могут привлекаться профессиональныеаварийно-спасательные формирования (службы) регионального базирования.
При возникновении разливовнефти и нефтепродуктов территориального значения для работ по ЛРН, кромевышеперечисленных сил и средств, привлекаются профессиональныеаварийно-спасательные формирования (службы) регионального базирования.
Для ликвидациипоследствий разливов нефти и нефтепродуктов регионального значения для работ поЛРН, кроме вышеперечисленных сил и средств, привлекаются силы и средствасопредельных субъектов Российской Федерации, силы и средства МЧС России.
Привлечение сил исредств формирований вне зависимости от формы их собственности осуществляется сведома владельца аварийного объекта, на основании письменного согласия, попредложению руководителя работ. Договоры на привлечение указанных сил и средствзаключает владелец объекта.
7.4. Порядок привлечения сил и специальных технических
средств зарубежных компаний к работам по ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов
Силы и средствазарубежных аварийно-спасательных формирований привлекаются на основаниидоговоров, заключенных организациями, по согласованию с уполномоченнымиорганами Правительства Российской Федерации для работ по ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов федерального (трансграничного) и, как исключение,регионального значения.
7.5. Порядок привлечения гражданского населения для
работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Решение о привлечениигражданского населения и отдельных граждан, не являющихся спасателями, можетбыть принято в случае крайней необходимости КЧС и ОПБ Ульяновской области посогласованию с руководителем организации, с его письменного согласия и всоответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ”Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. В этомслучае с добровольного согласия отдельных граждан и населения они могутиспользоваться исключительно на неотложных вспомогательных работах подруководством профессиональных спасателей и после прохождения инструктажа побезопасности ведения работ.
8. Организация работ по локализации и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов
Организацию работ полокализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов условно можноразделить на три этапа:
первый этап – принятиеэкстренных мер по ЛРН и передача информации согласно схеме оповещения;
второй этап – принятиерешения на ЛРН и оперативное планирование действий;
третий этап -организация проведения мероприятий по ЛРН.
На первом этапе:
дежурная смена и (или)аварийно-спасательные формирования организации (объекта) немедленно приступаютк перекрытию источника разлива нефти и нефтепродуктов (по возможности),локализации разлива средствами объекта и оказанию помощи пострадавшим;
проводится сбор КЧС иОПБ;
определяются задачипредстоящих действий и предварительная оценка обстановки, сложившейся врезультате разлива нефти и нефтепродуктов;
готовится информация ипередается в соответствии со схемой оповещения;
председатель КЧС и ОПБставит задачи противопожарным, медицинским, природоохранным,коммунально-техническим службам, аварийно-спасательным формированиям и другиморганам (службам);
организуетсякруглосуточное оперативное дежурство и связь с подчиненными и взаимодействующимиорганами управления, а также с территориями и объектами, которые могут бытьподвержены загрязнению.
При предварительнойоценке обстановки уточняются: местонахождение разлива, источник и причинаразлива (выброс из скважины, столкновение транспортных средств, порывтрубопровода, разрыв емкости и т.п.); приблизительный объем разлива и состояниеисточника (перекрыт или истечение продолжается); тип и характеристики продукта(плотность, вязкость и температура потери текучести); площадь разлива, включаянаправление разлива, длину, ширину пятна; гидрометеорологические условия врайоне разлива нефти и нефтепродуктов; меры, предпринятые для локализации иликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; наличие пострадавших и вероятностьзагрязнения природных объектов и объектов жизнеобеспечения населения;оценивается опасность разлива нефти и нефтепродуктов для населения.
Выполнение мероприятийначинается дежурными силами и средствами. По мере приведения в готовностьпривлекаются остальные имеющиеся силы и специальные технические средства всоответствии с планом ЛРН.
На втором этапе:
проводится уточнениехарактера и значения (масштабов) разлива нефти и нефтепродуктов, сложившейсяобстановки и прогнозирование развития ситуации;
разрабатываетсяплан-график проведения работ по локализации и ликвидации разлива нефти инефтепродуктов;
определяетсядостаточность привлекаемых к ЛРН сил и специальных технических средств;
продолжаются начатые напервом этапе мероприятия.
Для уточнения масштабовпоследствий разлива нефти и нефтепродуктов, а также складывающейся обстановки ипрогнозирования ее развития используются группы обследования. В состав этихгрупп включаются специалисты организации-виновника разлива нефти инефтепродуктов, представители органов управления МЧС России Ульяновскойобласти, представители природоохранных, медицинских и других органов.
Группы обследованиядопускаются в район аварийного объекта только при отсутствии угрозы для ихжизни и при условии соблюдения ими правил техники безопасности.
На основе полученныхданных уточняется сложившаяся обстановка и значение чрезвычайной ситуации,определяются работы по ЛРН, устанавливаются их объемы, порядок проведения,потребность в силах и специальных технических средствах для их выполнения.Осуществляется дальнейший прогноз развития чрезвычайной ситуации на основанииполучаемых данных.
Работы по ЛРНорганизуются и проводятся в соответствии с оперативным планом действий, которыйготовится КЧС и ОПБ на необходимый срок в зависимости от развития ситуации иявляется обязательным для всех участников аварийно-спасательных работ.
Руководитель организациинесет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений,безопасное и рациональное привлечение сил и средств, а также за конечныерезультаты выполненных работ.
В решении руководителя(председателя КЧС и ОПБ) указываются:
краткие выводы из оценкимасштабов и характера разлива нефти и нефтепродуктов, опасность для населения,объектов жизнеобеспечения и окружающей среды;
необходимый объем работпо устранению источника утечки нефти и нефтепродуктов, локализации разлива,рубежи и способы локализации, очередность, последовательность и срокивыполнения работ;
состав имеющихся сил испециальных технических средств и распределение их по участкам и объектамработ;
задачи создаваемойгруппировке собственных и взаимодействующих сил и средств;
задачи силам исредствам, задействованным для проведения постоянного мониторинга районаразлива нефти и нефтепродуктов;
порядок материального,технического, противопожарного, финансового и иных видов обеспечения проводимыхмероприятий;
вопросы организациивзаимодействия по целям, задачам, месту, времени и способам действий органовуправления на всех этапах работ;
организация непрерывногоуправления мероприятиями и действиями при ЛРН.
На третьем этапе:
проводятся мероприятияпо ликвидации разлива нефти;
координатор работ (штабруководства операциями) готовит отчет о проведении операций по локализации иликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, программу по реабилитации территории(акватории) и других загрязненных объектов.
Работы по ликвидацииразлива нефти и нефтепродуктов организуются и проводятся на основе единогоплана с предоставлением руководителям профессиональных аварийно-спасательныхформирований (служб) инициативы на закрепленных участках работ в выбореконкретных методов и технологий ведения работ в соответствии с реальнойобстановкой. При этом строго соблюдается принцип централизации управления иперсональной ответственности за выполненные работы.
Развертывание органовуправления и наращивание группировки сил и специальных технических средств дляорганизации и ведения работ по ЛРН осуществляются по мере приведения их вготовность и выдвижения в район разлива нефти и нефтепродуктов.
Работы по ЛРН организуютсяв две – три смены и ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, взависимости от возможности выполнять эти работы (продолжительность рабочего днянормируется в соответствии с пунктом 1 статьи 99 Трудового кодекса РоссийскойФедерации). Смена личного состава формирований (подразделений) проводитсянепосредственно на рабочих местах.
Решение о завершенииработ (сокращении интенсивности) по локализации и ликвидации разлива нефти инефтепродуктов, переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режимповседневной деятельности принимает руководитель работ или председателькомиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности,осуществляющий непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации,по согласованию с природоохранными органами.
После завершения работпо ЛРН готовится отчет и предложения по реабилитации территории и объектов.
9. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
НА ЛЮДЕЙ И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
9.1. Оценка угрозы жизни и здоровью людей
Организация мероприятийпо защите населения и территорий, охране здоровья населения при возникновениичрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, возлагаетсяна территориальные органы исполнительной власти и органы местного самоуправленияв соответствии с законом о защите населения и территорий от ЧС. Обеспечениебезопасности персонала объекта и аварийно-восстановительных бригад, оказаниепервой медицинской помощи и эвакуация персонала, в случае необходимости,возлагается на руководителей организаций, владельца объекта.
Степень опасности имеханизм оценки угрозы жизни и здоровью людей определяются медицинскимислужбами соответствующих органов исполнительной власти.
9.2. Порядок оценки и возмещения эколого-экономического
ущерба
Эколого-экономическийущерб от загрязнения окружающей среды нефтью складывается преимущественно изущерба от:
загрязнения воздушногобассейна от испарения летучих фракции;
загрязнения почвенногопокрова;
загрязненияповерхностных вод;
загрязнения подземныхвод;
ущерба воднымбиологическим ресурсам;
ущерба леснойрастительности;
ущерба животному миру.
Порядок оценки ивозмещения вреда за экологическое правонарушение при разливах нефти инефтепродуктов осуществляется в соответствии с действующим законодательствомРоссийской Федерации.
Начисление платы зазагрязнение окружающей среды производится в соответствии сИнструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнениеокружающей среды (в ред. приказа Госкомэкологии Российской Федерации от 15.02.2000,зарегистрированного в Минюсте России 24.03.1993 N 190).
Возмещение вреда,причиненного в результате загрязнения окружающей среды здоровью и имуществуфизических и юридических лиц, производится в полном объеме виновными в этоморганизациями согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ”Об охране окружающей среды”.
Управление Федеральнойслужбы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области,Государственная инспекция по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированиюрыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) поУльяновской области; территориальное управление по технологическому иэкологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области совместно с другимифедеральными органами исполнительной власти определяют ущерб, причиненныйокружающей среде в результате загрязнения, предъявляют иски на его возмещение ипривлекают виновных к установленной законодательством ответственности.
9.3. Возмещение расходов на локализацию и ликвидацию
разливов нефти и нефтепродуктов
Все затраты повозмещению расходов на проведение работ по ликвидации разливов нефти инефтепродуктов и их последствий возлагаются на виновника загрязнения независимоот форм собственности объекта и принадлежности какой-либо стране.
При невозможностиустановления виновника загрязнения все затраты на проведение работ возмещаютсярешением КЧС и ОПБ из резервных фондов. В этом случае руководство работамиосуществляется КЧС и ОПБ Ульяновской области.
10. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЯМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ ДЛЯ
ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ
10.1. Требования к технологиям, применяемым для
локализации разлива нефти и нефтепродуктов
Технологии и специальныетехнические средства, применяемые для локализации разливов нефти инефтепродуктов, должны обеспечивать надежное удержание нефтяного пятна вминимально возможных границах.
Технологии локализациине должны увеличивать объем загрязненного грунта и, по возможности, не нарушатьповерхностный растительный слой почвы.
При осуществлениилокализации разлива нефти и нефтепродуктов на грунте следует ограничиватьдвижение тяжелой техники по загрязненному участку и исключать засыпку свободнойнефти и нефтепродуктов грунтом.
При устройстве траншей иобваловки следует учитывать возможность повышения уровня грунтовых вод иинтенсивных осадков в виде дождя в период проведения работ.
Удерживающие,сорбирующие и направляющие боновые заграждения должны быть выполнены изматериалов, стойких к воздействию нефти, нефтепродуктов и воды, выдерживатьнагрузки, соответствующие тем поверхностным водотокам, для которых онипредназначены.
Технология установкибоновых заграждений для локализации нефтяного разлива на водотоке должна бытьотработана таким образом, чтобы надежное удержание нефти и нефтепродуктовосуществлялось минимальным количеством рубежей постановки бонов и позволялоудерживать нефтяное пятно такое количество времени, которое необходимо длямеханического сбора нефти и нефтепродуктов.
Применение сорбирующихматериалов проводить только при наличии гигиенического заключения органовГоссанэпиднадзора Российской Федерации и сертификата органов ГосстандартаРоссийской Федерации на сорбирующие материалы.
Диспергенты,микробиологические, биологические препараты применять только при наличиигигиенического заключения органов Госсанэпиднадзора Российской Федерации,сертификата органов Госстандарта Российской Федерации, по согласованию сорганами управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поУльяновской области, Государственной инспекцией по охране, воспроизводствурыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водныхобъектах и водоохранных зонах) по Ульяновской области и территориальнымуправлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека по Ульяновской области и на основании положительногозаключения Государственной экологической экспертизы федерального уровня припланировании операций на водных объектах и федеральных землях, региональногоуровня – в прочих случаях.
10.2. Требования к технологиям, применяемым при
механическом сборе нефти и нефтепродуктов
Технологии и специальныетехнические средства, применяемые для механического сбора нефти инефтепродуктов с поверхности грунта и воды, должны обеспечивать максимальнобыстрый сбор нефтяного пятна.
Технологии и специальныетехнические средства для сбора разлитой нефти не должны увеличивать объемнефтезагрязненных отходов.
Специальные техническиесредства должны быть пожаробезопасны и просты в эксплуатации.
Технологии механическогосбора нефти должны быть применяемы в диапазоне температур окружающей среды от-40 град. С до +40 град. С.
10.3. Требования к микробиологическим, биохимическим и
иным препаратам, разрешенным к применению на территории
Ульяновской области для деструкции нефтяного
загрязнения грунтов и водных объектов
В части разрешительнойдокументации биологический препарат-деструктор углеводородов должен иметь:
санитарно-эпидемиологическоезаключение органов и учреждений Госсанэпиднадзора Российской Федерации;
разрешительные документыРоссийского регистра потенциально опасных химических и биологических веществ;
методику аналитическогоконтроля при использовании на грунте и воде;
технические условия;
инструкцию поприменению.
Для обеспеченияэкологически допустимой, эффективной и экономически приемлемой очисткиокружающей среды от нефтепродуктов препарат должен соответствовать следующимкритериям:
препарат должен бытьизготовлен на основе непатогенных штаммов, выделенных из природных экосистем;
препарат техническилегко применим;
препарат обеспечиваетэффективное снижение загрязнения, не обуславливая при этом экологическинеблагоприятных последствий.
Технические условия намикробиологические и биохимические препараты должны иметь в своем составеследующие разделы:
технические требования(характеристики препарата, требования к упаковке и маркировке);
правила приемки;
методы испытаний (отборпроб, определение органолептических показателей, определение оксидазнойактивности);
транспортировка ихранение;
требования безопасности;
требования по охранеокружающей среды;
гарантии изготовителя;
оптимальные условияэффективной работы препарата.
Инструкция кмикробиологическим и биохимическим препаратам должна содержать:
исчерпывающую информациюпо приготовлению рабочей формы препарата к применению;
описание техническихприемов и агрохимических мероприятий, способствующих процессу очистки;
описание процессаобработки, нормы внесения препарата для различных целей и условий применения;
перечень необходимых дляпроведения работ технических средств;
информацию посоответствующим правовым и техническим нормам и правилам;
мероприятия по техникебезопасности при подготовке и применении рабочей формы препарата;
рекомендации попроведению контроля за процессом деструкции углеводородов.
10.4. Требования к технологии сжигания нефти и
нефтепродуктов в месте разлива
Сжигание нефти инефтепродуктов в месте разлива производится по решению КЧС и ОПБ после егосогласования с управлением Федеральной службы по надзору в сфереприродопользования по Ульяновской области; управлением по технологическому иэкологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области, территориальнымуправлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека по Ульяновской области, Государственной инспекцией поохране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (приразливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) по Ульяновской областии Главным управлением МЧС России по Ульяновской области и на основанииположительного заключения Государственной экологической экспертизы федеральногоуровня при планировании операций на водных объектах и федеральных землях,регионального уровня – в прочих случаях.
Прежде чем принятьрешение в пользу сжигания нефти и нефтепродуктов при работах по ЛРН, следуеттщательным образом взвесить все вопросы безопасности персонала и имущества.
11. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОТЧЕТУ О ПРОВЕДЕНИИ
РАБОТ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВА НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ
Отчет о проведении работпо ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующиесведения:
причина и обстоятельстваразливов нефти и нефтепродуктов;
описание и оценкадействий органов управления при устранении источника утечки, локализации иописание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки,локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
оценка эффективности сили специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливовнефти и нефтепродуктов;
затраты на проведениеработ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы налокализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитациютерритории;
расходы на возмещение(компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;
уровень остаточногозагрязнения нефтепродуктами атмосферного воздуха, почвы, поверхностных иподземных вод после выполнения работ по ликвидации разливов нефти инефтепродуктов;
сведения о размерахграниц загрязненных территорий нефтепродуктами и размеры границ территории состаточным загрязнением нефтепродуктов (атмосферного воздуха, почвы,поверхностных и подземных вод после ликвидации аварии;
состояниетехнологического оборудования организации, наличие предписаний надзорныхорганов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм иправил промышленной безопасности;
предложения подополнительному оснащению формирований (подразделений) организации ипрофессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
Отчеты о проведенииработ по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов представляютсямуниципальному органу власти, на территории которого проводились работы поликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, Главному управлению МЧС России поУльяновской области, управлению Федеральной службы по надзору в сфереприродопользования по Ульяновской области, управлению Федеральной службы понадзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновскойобласти, управлению по технологическому и экологическому надзору по Ульяновскойобласти, Государственной инспекции по охране, воспроизводству рыбных запасов ирегулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранныхзонах) по Ульяновской области и государственному учреждению “Ульяновскийобластной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды”.
Документы,разрабатываемые в ходе выполнения работ по ЛРН, оформляются в текстовом виде сприложением карт (планов) границ загрязнения территорий и акваторий,необходимых расчетов, графиков и других справочных материалов.
12. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ И КАЛЕНДАРНЫХ ПЛАНОВ ОПЕРАТИВНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С РАЗЛИВОМ НЕФТИ
12.1. Порядокразработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидацииразливов нефти и нефтепродуктов (далее – план ЛРН) и календарных плановоперативных мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций,связанных с разливом нефти (далее – календарный план) подготовлен всоответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от21.08.2000 N 613 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидацииаварийных разливов нефти и нефтепродуктов”, от 15.02.2002 N 240 “Опорядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти инефтепродуктов на территории Российской Федерации”, от 30.12.2003 N794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций”, приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621″Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждениюи ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РоссийскойФедерации” (зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2005 N 6514) вцелях установления единого для ведомств, предприятий и организаций, независимоот форм собственности (далее – организации), порядка формирования и введения вдействие планов ЛРН в пределах Ульяновской области.
12.2. Планы ЛРН икалендарные планы разрабатываются организациями, эксплуатирующими следующиепотенциально опасные объекты (потенциальные источники разливов нефти инефтепродуктов):
нефтепромыслы на суше;
стационарные и плавучиедобывающие установки (в том числе при бурении) и нефтяные терминалы;
терминалы по приемке ГСМи бункеровке судов;
стационарные и подвижныеобъекты хранения и сбыта нефти и нефтепродуктов (нефтепарки, хранилища ГСМ,АЗС, автоцистерны, железнодорожные цистерны);
магистральные,межпромысловые и внутрипромысловые нефтепроводы.
12.3. Органы местногосамоуправления разрабатывают муниципальный план ЛРН.
Порядок согласования иутверждения планов приведен в таблицах 2, 3. Структура и порядок разработкикалендарного плана определены в приказе МЧС России от 28.12.2004 N 621″Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждениюи ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации”.
Планы ЛРН и календарныепланы автозаправочных станций согласовываются с территориальным управлением потехнологическому и экологическому надзору и утверждаются Главным управлениемМЧС России по Ульяновской области.
Таблица2
Порядок утверждения исогласования планов ЛРН и
календарных планов (при разливах на местности и во
внутренних пресноводных водоемах)
Уровни разлива нефти | Утверждают | Согласовывают |
1. Локального значе- | Руководитель | Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области, управление Феде- |
2. Местного значения (от 100 т до 500 т) | ||
3. Территориального значения (от 500 т до 1000 т) | ||
4. Регионального зна- | Руководитель организации; | Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, Приволжско-Уральский региональный |
5. Федерального зна- | ||
чения (более 5000 т) |
Таблица3
Порядок
утверждения и согласования планов ЛРН и
календарных планов, разрабатываемых органами
местного самоуправления
Уровни разлива | Утверждают | Согласовывают |
Местного значения | КЧС и ОПБ органа местного | Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области, управление Федеральной службы по надзору в сфере |
13. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ НА
ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
13.1. Основные положения
Методическиерекомендации разработаны в соответствии с Основными требованиями к разработкепланов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти инефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 21.08.2000 N 613 “О неотложных мерах по предупреждению иликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов”, от 15.04.2002N 240 “О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидацииразливов нефти и нефтепродуктов на территории РоссийскойФедерации”, от 30.12.2003 N 794 “О единой государственнойсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”, приказом МЧСРоссии от 28.12.2004 N 621 “Об утверждении Правил разработки исогласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти инефтепродуктов на территории Российской Федерации” (зарегистрирован вМинюсте России 14.04.2005 N 6514). Настоящие Правила предназначены дляобеспечения единого подхода при разработке планов предупреждения и ликвидацииразливов нефти (нефтепродуктов) (далее – планы ЛРН) в Ульяновской области.Объекты, на которых разрабатываются планы ЛРН, порядок их согласования иутверждения указаны в разделе 12 настоящих Правил.
Количество экземпляровпроекта плана ЛРН и календарных планов определяет разработчик с учетомколичества согласующих органов, организаций, проводящих экспертизу. Копииутвержденных планов ЛРН (бумажные и электронные) в обязательном порядкепредставляются в утверждающую организацию, Главное управление МЧС России поУльяновской области, организации, взаимодействующие с владельцем объекта вчасти исполнения плана ЛРН и календарных планов. Представление копийутвержденных планов ЛРН (бумажных и (или) электронных) в согласующие органы иэкспертную организацию определяется в заключении.
13.2. Рекомендации по структуре, содержанию и
оформлению плана ЛРН
Оформление плана ЛРНдолжно соответствовать ГОСТ 7.32-2001 Межгосударственный стандарт. Системастандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет онаучно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
План ЛРН долженсодержать следующие разделы:
1) Список исполнителей;
2) Определения,обозначения и сокращения;
3) Общая часть;
4) Оперативная часть;
5) Ликвидацияпоследствий ЧС(Н);
6) Нормативная, правоваяи методическая база по ЛРН;
7) Приложения(обязательные);
8) Приложения(справочные).
При описании целей изадач плана указывается основание для разработки плана ЛРН, определяютсяосновные цели разработки плана, его правовой статус (уровень плана), порядокприменения в практической деятельности, срок действия.
Готовность организации кдействиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н) оценивается(самооценивается) по трехбалльной системе – “соответствует”(собственное АСФ(Н) организации, аттестовано, укомплектовано и оснащеносредствами ЛРН не менее 80% от плановых или есть договор на обслуживание саттестованным АСФ(Н), постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планированияи выполнения мероприятий плана ЛРН – осуществляется реестр загрязненных нефтьюи нефтепродуктами территорий (акваторий) – ведется в полном объеме илизагрязненные территории (акватории) отсутствуют; перечень опасных(пожароопасных) объектов – имеется в полном объеме; промышленная, экологическаяи пожарная безопасность – обеспечивается в полной мере; декларация промышленнойбезопасности – разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта -разработан); “ограниченно соответствует” (собственные АСФ(Н) -имеются и аттестованы или созданы и готовятся (проходят) аттестацию, средстваЛРН не менее 60% плановых, постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБпланирования и выполнения мероприятий плана ЛРН – не осуществляется; реестрзагрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) – ведется не в полномобъеме; перечень опасных (пожароопасных) объектов – имеется не в полном объеме;промышленная, экологическая и пожарная безопасность – обеспечивается не вполной мере; декларация промышленной безопасности – разработана или непредусмотрена; паспорт безопасности объекта – не разработан); “несоответствует” (средства ЛРН менее 60% плановых, КЧС и ОПБ отсутствует;реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) – неведется; перечень опасных (пожароопасных) объектов – отсутствует; промышленная,экологическая и пожарная безопасность – не обеспечивается).
В заключении экспертнойорганизации, кроме того, должны быть оценены:
мероприятия попредупреждению и ликвидации ЧС(Н) – спланированы или не спланированы;
уровень планасоответствует уровню ЧС(Н) или занижен;
достаточный состав сил исредств локализации и ликвидации ЧС(Н) – определен или не определен;
обеспечение требованийпромышленной, экологической и пожарной безопасности описано – подробно или снедостатками, которые могут привести к ЧС(Н), или не описано;
организациявзаимодействия собственных и привлекаемых АСФ(Н) – отработана или неотработана.
При описаниихарактеристики объекта, оценке обстановки при возможном максимальном разливенефти и нефтепродуктов указываются:
местонахождение опасногообъекта и его владельца;
наибольшая (наименьшая)работающая смена;
природные условия врайоне объекта (географические и гидрогеологические особенности района, наличиеводных объектов, характеристика почв и грунтов, геоморфология водоохранных зон,гидрометеорологические условия, зоны особой чувствительности);
социально-экономическиеусловия, пути сообщения и транспортная инфраструктура в районе возможногоразлива нефти и нефтепродуктов; наиболее уязвимые участки путей сообщения;
максимальный объем нефтии нефтепродуктов на объекте;
расчетный максимальновозможный объем разлива нефти и нефтепродуктов;
характеристика нефти инефтепродуктов;
прогнозируемая площадьразлива, направления его движения в зависимости от времени года и метеоусловий,возможности попадания нефти и нефтепродуктов в водные объекты;
наличиеаварийно-спасательных формирований и специальных технических средств иматериалов, предназначенных для проведения работ по ЛРН.
При описании мероприятийпо подготовке организации к ликвидации возможных разливов нефти инефтепродуктов указываются:
расчет количества сил исредств, достаточных для ликвидации прогнозируемого разлива нефти инефтепродуктов;
соответствие имеющихсяна объекте сил и средств задачам ликвидации разлива;
необходимостьпривлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
наличие договоров спрофессиональными формированиями на абонентское обслуживание (принедостаточности собственных сил и средств);
порядок обеспеченияпостоянной готовности сил и средств;
сроки подготовки иаттестации специалистов аварийно-спасательных формирований в области ЛРН;
наличие резервафинансовых и материальных ресурсов, договоров обязательного экологическогострахования или страхования риска ответственности за причинение вреда;
порядокматериально-технического, инженерного и финансового обеспечения работ поликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
график проведениякомплексных учений и командно-штабных тренировок.
При разработке действийсил и средств по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктовуказываются:
первоочередные действияпо локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
порядок оповещенияорганов управления силами и средствами по локализации и ликвидации разливанефти и нефтепродуктов;
порядок уведомленияорганов исполнительной власти и органов госконтроля;
организационнаяструктура управления работами по локализации и ликвидации разлива нефти инефтепродуктов (организация взаимодействия сил и средств, их дислокация,связь);
13.3. Рекомендации по разработке приложений к планам по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов
Каждое приложение кплану ЛРН должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться(визироваться) соответствующей службой (организацией) в том случае, если оно небыло согласовано в составе иной документации.
Приложенияразрабатываются в графическом или текстовом виде в зависимости от характерасодержащейся в них информации. Формат документов, масштабы карт (планов)определяются разработчиком и должны обеспечивать удобство работы с ними в любыхусловиях.
Схема управления, связии оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов разрабатывается графически. Наней отображаются органы управления и силы, привлекаемые к работам по ЛРН,порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям связи (принеобходимости), схема вызова абонентов и их номера телефонов, сигналыоповещения и т.д.
Необходимое идостаточное количество сил и специальных технических средств (включаяобеспеченность работников и населения средствами защиты с указанием видовсредств защиты, их количества, сроков годности и порядка выдачи) определяетсярасчетом и представляется в табличном виде. В нем указываются наименованияподразделений и формирований, привлекаемых к работам по ЛРН, места ихдислокации, количество личного состава и техники, время приведения в готовностьк выполнению работ (с учетом прибытия на место ЧС(Н)).
Схема размещения мествременного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов, отработанныхрасходных материалов разрабатывается на карте (плане) с указанием мествременного хранения и утилизации, возможный объем емкостей для временногохранения, маршруты движения к ним и другие данные.
Копии договоров спрофессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) наабонентское обслуживание, прилагаемых к плану, должны быть заверены нотариальноили печатью АСФ.
13.4. Календарный план оперативных мероприятий при
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных
с разливом нефти (в соответствии с приказом МЧС России
от 28.12.2004 N 621)
Приложение”Организации, взаимодействующие при локализации и ликвидации аварий иЧ(СН)” выполняется в табличной форме с указанием организаций, участвующихв ликвидации разливов различного уровня (сценария) на основании договоров овзаимопомощи (указать номер и дату подписания). В приложении “Зона действияплана и схема расположения опасного объекта (объектов) организаций с границамизон повышенного риска и районов приоритетной защиты” помещаются”карты экологической чувствительности”, отражающие чувствительностьресурсов данной территории к нефтяному загрязнению (карты экологическойчувствительности).
Карты экологическойчувствительности составляются на основании траекторий разливов по наихудшему изсценариев.
Карты экологическойчувствительности используются при прогнозировании последствий максимальновозможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетомнеблагоприятных условий реагирования по локализации разлива нефти инефтепродуктов – гидрометеорологических, гидрологических, времени года, суток,рельефа местности, экологических особенностей и характера использованиятерриторий (акваторий) и т.п.
При составлении картэкологической чувствительности в первую очередь выделяются особо охраняемыетерритории согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ, отдельнымпостановлениям Правительства Российской Федерации, органов местногосамоуправления, расположенных на территории Ульяновской области, объекты особойчувствительности к воздействию нефтяных разливов, места, населяемые малымиэтническими группами, сельскохозяйственные угодья, места традиционныхпромыслов.
Определение зон особойэкологической значимости проводится в пределах зоны действия плана ЛРН.
При составлении картэкологической чувствительности следует руководствоваться ГОСТ Р 22.0.10-96″Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила нанесения на картыобстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения”. Возможноиспользование ГОСТ Р 12.4.026-2001. “Система стандартов безопасноститруда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение иправила применения. Общие технические требования и характеристики”. Методыиспытаний и руководства IPIECA “Создание карт особо чувствительных зон приликвидации разливов нефти”.
Характеристики зонособой значимости (местоположение, границы) должны представляться в составеплана ЛРН в форме карт соответствующего масштаба и описательной части.
14. ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ НЕСНИЖАЕМОГО ЗАПАСА СОРБЕНТОВ И
СОРБИРУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАБОТАЮЩИХ С НЕФТЬЮ
И НЕФТЕПРОДУКТАМИ
В соответствиис постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794″О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций” организации обязаны иметь запасы материалов для ликвидациичрезвычайной ситуации.
Для ликвидации аварийнойситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов, и профилактическойочистки территории организации независимо от форм собственности должны иметьпостоянный запас нефтесорбирующих материалов для нейтрализации следующихобъемов нефти и нефтепродуктов:
стационарные хранилищанефти и нефтепродуктов, имеющие обваловки, выполненные в соответствии со СНиП2.11.03-93 – 1% от объема максимального резервуара в нефтехранилище;
нефтебазы (расходныесклады ГСМ предприятия и стационарные хранилища ГСМ), не имеющие обваловки поСНиП 2.11.03-93, в соответствии с ВППБ 01-01-94 “Правила пожарнойбезопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения”;
АЗС – в соответствии сВППБ 01-01-94 “Правила пожарной безопасности при эксплуатациипредприятий нефтепродуктообеспечения”;
территории, на которыхотмечено интенсивное движение (присутствие) автотранспорта (автогаражи,автостоянки, АЗС с заглубленными резервуарами, территории портов; территории,прилегающие к организациям, для стоянки служебного автотранспорта; территории,прилегающие к торговым центрам и т.п.), в соответствии со справочным пособием кСНиП “Проектирование сооружений для очистки сточных вод” – 240 л на 1га территории в год;
авторемонтные станции;станции разборки автомобилей; станции замены масел – 500 л на 1 га территории вгод, включая подъездные стояночные площадки.
Количество нефтесорбентарассчитывают делением объемов нефти и (или) нефтепродуктов на поглощающуюспособность нефтесорбента:
G = V / Q, где:
н.с. н
G – вес непреходящего запасанефтесорбента, кг;
н.с.
V – нормативный разлив нефти и (или)нефтепродукта, литры;
н
Q – поглощающая способность нефтесорбента, л/кгнефтесорбента.
Нефтесорбирующиематериалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение территориальногоуправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека по Ульяновской области либо других центров РоссийскойФедерации и сертификат Госстандарта Российской Федерации.
Организации, применяющиенефтесорбирующие материалы, обязаны иметь договор со специальнымиформированиями или с поставщиком на прием (сдачу) насыщенных (отработанных)нефтесорбирующих материалов.
Сброс нефтенасыщенныхматериалов в приемники бытового мусора и сдача на полигоны ТБО категорическизапрещается.
Запрещается применениедля ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов) не сертифицированных в РоссийскойФедерации синтетических и органических материалов, грунта (почвы, земли), атакже природных материалов, не рекомендуемых (запрещенных) к применениюотраслевыми руководящими документами.