ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОРОДАСЕВАСТОПОЛЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2021 года N 441-ПП
Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) вобласти охраны и использования особо охраняемых природных территорий
В соответствии с федеральными законами от06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации”, от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охранеокружающей среды”, от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственномконтроле (надзоре) и муниципальном контроле в РоссийскойФедерации”, Уставом города Севастополя, законами городаСевастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС “О ПравительствеСевастополя”, от 30.04.2014 N 6-ЗС “О системе исполнительныхорганов государственной власти города Севастополя”, от 29.09.2015 N185-ЗС “О правовых актах города Севастополя” в целях организациии осуществления в городе Севастополе регионального государственного контроля(надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природныхтерриторий Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить:
1) Положение орегиональном государственном контроле (надзоре) в области охраны ииспользования особо охраняемых природных территорий (приложение N 1);
2) Перечень индикаторовриска нарушения обязательных требований при осуществлении региональногогосударственного контроля (надзора) в области охраны и использования особоохраняемых природных территорий (приложение N 2).
2. Настоящеепостановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня егоофициального опубликования.
3. Контроль заисполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора -Председателя Правительства Севастополя, координирующего работу по вопросамсохранения и восстановления природной среды.
Губернатор города Севастополя
М.В.РАЗВОЖАЕВ
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
Правительства Севастополя
от 20.09.2021 N 441-ПП
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
I. Общие положения
1. Настоящее Положениеопределяет порядок организации и осуществления регионального государственногоконтроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природныхтерриторий (далее – региональный контроль (надзор)).
Предметом региональногоконтроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальнымипредпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях региональногозначения и в границах их охранных зон обязательных требований,установленных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особоохраняемых природных территориях”, Законом города Севастополя от15.12.2015 N 212-ЗС “Об особо охраняемых природных территориях в городеСевастополе” и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативнымиправовыми актами города Севастополя в области охраны и использования особоохраняемых природных территорий (далее – обязательные требования), касающихся:режима особо охраняемой природной территории, особого правового режимаиспользования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иныхобъектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природныхтерриторий, режима охранных зон особо охраняемых природных территорий,объектов, не подлежащих федеральному государственному контролю (надзору) вобласти охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
2. Контролируемымилицами являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане,осуществляющие свою деятельность на территории города Севастополя.
3. Региональный контроль(надзор) осуществляется:
1) государственнымибюджетными учреждениями города Севастополя (далее – ГБУ) в отношенииуправляемых ими особо охраняемых природных территорий регионального значения ив границах их охранных зон;
2) Департаментомприродных ресурсов и экологии города Севастополя (далее – Департамент) на особоохраняемых природных территориях регионального значения и в границах ихохранных зон, которые не находятся под управлением ГБУ.
4. Должностными лицами,уполномоченными на осуществление регионального контроля (надзора) (далее -должностное лицо), являются государственные гражданские служащие городаСевастополя, замещающие должности государственной гражданской службы городаСевастополя в Департаменте, и работники ГБУ, в обязанности которых всоответствии с должностными регламентами входит осуществление региональногоконтроля (надзора), в том числе проведение контрольных (надзорных) ипрофилактических мероприятий.
Должностными лицами,уполномоченными на принятие решения о проведении профилактических мероприятий,контрольных (надзорных) мероприятий являются руководитель Департамента, егозаместители либо лицо, исполняющее его обязанности, начальники отделов,заместители начальников отделов, государственные гражданские служащие городаСевастополя в соответствии со своими должностными регламентами, являющиесястаршими государственными инспекторами города Севастополя в области охраныокружающей среды, руководители и заместители руководителей ГБУ (далее -уполномоченное должностное лицо Департамента, ГБУ).
5. Должностные лица,указанные в пункте 4 настоящего Положения, в объеме проводимых контрольных(надзорных) действий наряду с правами, установленными федеральнымизаконами от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) имуниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Федеральныйзакон N 248-ФЗ), от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природныхтерриториях”, в пределах установленной компетенции имеют право в томчисле:
1) запрашивать в целяхпроверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях и вграницах их охранных зон, разрешение на право пребывания на указанных особоохраняемых природных территориях и в границах их охранных зон;
2) производить вграницах особо охраняемых природных территорий и в границах их охранных зондосмотр транспортных средств, личных вещей граждан;
3) проверять наличиеразрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
4) проверять имеющиеся уграждан орудия и продукцию природопользования.
Должностные лица,указанные в пункте 4 настоящего Положения, наряду с решениями, принимаемыми впроцессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий,установленных Федеральным законом N 248-ФЗ, в объеме проводимых контрольных(надзорных) действий имеют право:
1) изымать у граждан,нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природныхтерриториях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортныесредства и соответствующие документы;
2) направлять вДепартамент городского хозяйства города Севастополя уведомления о выявлениисамовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительствана земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, еефункциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускаетразмещения объекта капитального строительства;
3) предъявлять искифизическим и юридическим лицам о взыскании в пользу особо охраняемых природныхтерриторий средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам иобъектам особо охраняемых природных территорий, вследствие нарушенийустановленного режима особо охраняемых природных территорий;
4) задерживать вграницах особо охраняемых природных территорий и в границах их охранных зонграждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемыхприродных территориях, и передавать указанных граждан правоохранительныморганам.
В целях настоящегоПоложения под орудиями незаконного природопользования понимаются предметы,используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного ирастительного мира или иных способов незаконного природопользования, подпродукцией незаконного природопользования понимаются животные, растения, грибы,палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые(заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из нихпродукция.
6. При проведенииконтрольных (надзорных) мероприятий Департамент, ГБУ в случае необходимостимогут привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действийспециалистов, экспертов, обладающих специальными знаниями и навыками,необходимыми для оказания содействия Департаменту, ГБУ (далее – специалист) впорядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Объекты регионального контроля (надзора)
7. Объектамирегионального контроля (надзора) являются:
1) деятельность,действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должнысоблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам иорганизациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) здания, помещения,сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство,водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы,материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные иприродно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организациивладеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные иприродно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользованииграждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее- производственные объекты).
Учет объектоврегионального контроля (надзора) осуществляется при ведении государственногореестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
8. Департамент, ГБУ приосуществлении регионального контроля (надзора) обеспечивают учет объектоврегионального контроля (надзора), в том числе в автоматизированном режиме сиспользованием государственных информационных систем.
При сборе, обработке,анализе и учете сведений об объектах регионального контроля (надзора) для целейих учета Департамент, ГБУ используют информацию, предоставляемую им всоответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамкахмежведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностямпри осуществлении регионального контроля (надзора)
9. Региональный контроль(надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда.
10. Отнесение объектоврегионального контроля (надзора) к определенным категориям риска осуществляетсяв соответствии с критериями, указанными в приложении к настоящему Положению.
В случае если объектрегионального контроля (надзора) не отнесен к определенной категории риска, онсчитается отнесенным к категории низкого риска.
11. В случае поступленияв Департамент, ГБУ сведений о соответствии объекта регионального контроля(надзора) критериям иной категории риска либо об изменении критериев рискаДепартамент, ГБУ в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанныхсведений принимают решение об изменении категории риска указанного объектарегионального контроля (надзора).
12. Контролируемое лицовправе подать в Департамент, ГБУ заявление об изменении категории рискаосуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему(используемых им) иных объектов регионального контроля (надзора) в случае ихсоответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
13. В целях оценки рискапричинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе видавнепланового контрольного (надзорного) мероприятия применяются индикаторы рисканарушения обязательных требований (далее – индикаторы риска), перечень, которыхутверждается Правительством Севастополя.
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям припроведении контрольных (надзорных) мероприятий
14. Виды контрольных(надзорных) мероприятий, проведение которых осуществляется в рамкахрегионального государственного контроля (надзора), указаны в пункте 50настоящего Положения.
15. Периодичностьпроведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется по каждомувиду контрольного (надзорного) мероприятия для категорий:
чрезвычайно высокогориска – один раз в год (одно из контрольных (надзорных) мероприятий);
высокого риска – одинраз в два года (одно из контрольных (надзорных) мероприятий);
значительного риска -один раз в три года (одно из контрольных (надзорных) мероприятий);
среднего риска – одинраз в четыре года (одно из контрольных (надзорных) мероприятий);
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым закономценностям
16. В целях профилактикинарушений обязательных требований Департамент, ГБУ ежегодно разрабатываютпрограмму профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым закономценностям (далее – программа профилактики рисков) и утверждают не позднее 20декабря года, предшествующего году ее реализации.
Программа профилактикирисков разрабатывается в соответствии со статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ, постановлениемПравительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 “Об утвержденииПравил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программыпрофилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям”.
Утвержденная программапрофилактики рисков размещается на официальных сайтах Департамента, ГБУ в сетиИнтернет.
17. При осуществлениирегионального контроля (надзора) Департамент, ГБУ проводят следующие видыпрофилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщениеправоприменительной практики;
3) объявлениепредостережения;
4) консультирование;
5) профилактическийвизит.
Профилактическиемероприятия проводят должностные лица, указанные в пункте 4 настоящегоПоложения.
Информирование
18. Департамент, ГБУосуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц повопросам соблюдения обязательных требований посредством размещениясоответствующих сведений на официальном сайте Департамента, ГБУ в сетиИнтернет, а именно:
1) текстов нормативныхправовых актов, регулирующих организацию и осуществление регионального контроля(надзора);
2) сведений обизменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществлениерегионального контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечня нормативныхправовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащихобязательные требования, оценка соблюдения которых является предметомрегионального контроля (надзора), а также информации о мерах ответственности,применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующейредакции;
4) руководств пособлюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствиис Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ “Об обязательныхтребованиях в Российской Федерации”;
5) перечня индикаторовриска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля ккатегориям риска;
6) перечня объектовконтроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных(надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
7) программыпрофилактики рисков, плана проведения плановых контрольных (надзорных)мероприятий (при проведении таких мероприятий);
8) исчерпывающегоперечня сведений, которые могут запрашиваться Департаментом, ГБУ уконтролируемого лица;
9) сведений о способахполучения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
10) сведений оприменении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестностиконтролируемых лиц;
11) сведений о порядкедосудебного обжалования решений Департамента или ГБУ, действий (бездействия) ихдолжностных лиц;
12) докладов, содержащихрезультаты обобщения правоприменительной практики Департамента и ГБУ приосуществлении регионального контроля (надзора);
13) докладов орегиональном контроле (надзоре);
14) иных сведений,предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации,нормативными правовыми актами города Севастополя и (или) программойпрофилактики рисков.
Обобщение правоприменительной практики
19. С целью обеспеченияединообразных подходов к применению Департаментом и ГБУ обязательныхтребований, выявления типичных нарушений обязательных требований, причин,факторов и условий, способствующих возникновению нарушений, Департаментом и ГБУпроводится обобщение правоприменительной практики.
20. По итогам обобщенияправоприменительной практики Департамент и ГБУ обеспечивают подготовку проектадоклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее -доклад о правоприменительной практике). Доклад о правоприменительной практикеготовится Департаментом и ГБУ один раз в год.
21. Не позднее 15февраля года, следующего за отчетным, проект доклада о правоприменительнойпрактике размещается на официальных сайтах Департамента и ГБУ в сети Интернетдля публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения проектадоклада составляет 10 рабочих дней после дня его опубликования. По результатампубличного обсуждения Департамент и ГБУ при необходимости дорабатывают проектдоклада о правоприменительной практике.
22. Доклад оправоприменительной практике утверждается приказом Департамента и ГБУ и втечение пяти рабочих дней после дня его утверждения размещается на официальныхсайтах Департамента и ГБУ в сети Интернет. Размещение доклада оправоприменительной практике осуществляется не позднее 15 марта года,следующего за отчетным.
Объявление предостережения
23. В случае наличия уДепартамента, ГБУ сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований илипризнаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствияподтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред(ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда(ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент, ГБУ объявляютконтролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательныхтребований (далее – Предостережение) и предлагают принять меры по обеспечениюсоблюдения обязательных требований.
24. Решение онаправлении Предостережения принимает уполномоченное должностное лицоДепартамента, ГБУ на основании предложений должностного лица при наличиисведений, указанных в пункте 23 настоящего Положения.
25. СоставлениеПредостережения осуществляется по типовой форме, утвержденной приказомМинистерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151″О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным)органом” (далее – приказ Минэкономразвития N 151), не позднее 30 днейсо дня получения Департаментом или ГБУ сведений о готовящихся нарушениях или опризнаках нарушений обязательных требований.
26. НаправлениеПредостережения осуществляется в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи21, частями 9 и 9.1 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
27. После полученияПредостережения контролируемое лицо в течение 15 календарных дней вправе податьв Департамент, ГБУ возражение в отношении полученного Предостережения.
28. В возраженииуказываются:
наименование (фамилия,имя, отчество) контролируемого лица;
идентификационный номерналогоплательщика – контролируемого лица;
дата и номерПредостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции вотношении указанных в Предостережении действий (бездействия) контролируемоголица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
29. Возражение направляетсяконтролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в адрес Департаментаили ГБУ либо в виде электронного документа в порядке, установленном частью 6статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
30. В случае получениявозражения Департамент или ГБУ в течение 20 календарных дней рассматриваетобоснованность возражения и по результатам рассмотрения принимает одно изследующих решений:
1) удовлетворитьвозражение в форме отмены объявленного Предостережения;
2) отказать вудовлетворении возражения.
31. Не позднее трехрабочих дней, следующих за днем принятия решения, указанного в подпунктах 1 и 2пункта 30 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение,направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения впорядке, установленном частями 4 и 5 статьи 21, частями 9 и 9.1 статьи 98Федерального закона N 248-ФЗ.
32. Департамент, ГБУосуществляют учет объявленных Предостережений и используют соответствующиеданные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных(надзорных) мероприятий.
Консультирование
33. Должностное лицо пообращению контролируемого лица и его представителя(-ей) осуществляетконсультирование, в том числе письменное, по следующим вопросам:
1) организация иосуществление регионального контроля (надзора);
2) предмет региональногоконтроля (надзора);
3) критерии отнесенияобъектов регионального контроля (надзора) к категориям риска;
4) состав и порядокосуществления профилактических мероприятий;
5) порядок обжалованиярешений Департамента, ГБУ, действий (бездействия) их должностных лиц;
6) порядок подачивозражения на Предостережение;
умеренного риска – одинраз в пять лет (одно из контрольных (надзорных) мероприятий).
В отношении объектоврегионального контроля (надзора), отнесенных к категории низкого риска,плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
16. В целях профилактикинарушений обязательных требований Департамент, ГБУ ежегодно разрабатывают программупрофилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям(далее – программа профилактики рисков) и утверждают не позднее 20 декабрягода, предшествующего году ее реализации.
Программа профилактикирисков разрабатывается в соответствии со статьей 44 Федерального закона N248-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N990 “Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными(надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба)охраняемым законом ценностям”.
Утвержденная программапрофилактики рисков размещается на официальных сайтах Департамента, ГБУ в сетиИнтернет.
17. При осуществлениирегионального контроля (надзора) Департамент, ГБУ проводят следующие видыпрофилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщениеправоприменительной практики;
3) объявлениепредостережения;
4) консультирование;
5) профилактическийвизит.
Профилактическиемероприятия проводят должностные лица, указанные в пункте 4 настоящегоПоложения.
Информирование
18. Департамент, ГБУосуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц повопросам соблюдения обязательных требований посредством размещениясоответствующих сведений на официальном сайте Департамента, ГБУ в сетиИнтернет, а именно:
1) текстов нормативныхправовых актов, регулирующих организацию и осуществление регионального контроля(надзора);
2) сведений обизменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществлениерегионального контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечня нормативныхправовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащихобязательные требования, оценка соблюдения которых является предметомрегионального контроля (надзора), а также информации о мерах ответственности,применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующейредакции;
4) руководств пособлюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствиис Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ “Об обязательныхтребованиях в Российской Федерации”;
5) перечня индикаторовриска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля ккатегориям риска;
6) перечня объектовконтроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных(надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
7) программыпрофилактики рисков, плана проведения плановых контрольных (надзорных)мероприятий (при проведении таких мероприятий);
8) исчерпывающего перечнясведений, которые могут запрашиваться Департаментом, ГБУ у контролируемоголица;
9) сведений о способахполучения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
10) сведений оприменении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестностиконтролируемых лиц;
11) сведений о порядкедосудебного обжалования решений Департамента или ГБУ, действий (бездействия) ихдолжностных лиц;
12) докладов, содержащихрезультаты обобщения правоприменительной практики Департамента и ГБУ приосуществлении регионального контроля (надзора);
13) докладов орегиональном контроле (надзоре);
14) иных сведений,предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации,нормативными правовыми актами города Севастополя и (или) программойпрофилактики рисков.
Обобщение правоприменительной практики
19. С целью обеспеченияединообразных подходов к применению Департаментом и ГБУ обязательныхтребований, выявления типичных нарушений обязательных требований, причин,факторов и условий, способствующих возникновению нарушений, Департаментом и ГБУпроводится обобщение правоприменительной практики.
20. По итогам обобщенияправоприменительной практики Департамент и ГБУ обеспечивают подготовку проектадоклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее -доклад о правоприменительной практике). Доклад о правоприменительной практикеготовится Департаментом и ГБУ один раз в год.
21. Не позднее 15февраля года, следующего за отчетным, проект доклада о правоприменительнойпрактике размещается на официальных сайтах Департамента и ГБУ в сети Интернетдля публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения проектадоклада составляет 10 рабочих дней после дня его опубликования. По результатампубличного обсуждения Департамент и ГБУ при необходимости дорабатывают проектдоклада о правоприменительной практике.
22. Доклад оправоприменительной практике утверждается приказом Департамента и ГБУ и втечение пяти рабочих дней после дня его утверждения размещается на официальныхсайтах Департамента и ГБУ в сети Интернет. Размещение доклада оправоприменительной практике осуществляется не позднее 15 марта года,следующего за отчетным.
Объявление предостережения
23. В случае наличия уДепартамента, ГБУ сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований илипризнаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствияподтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред(ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда(ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент, ГБУ объявляютконтролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательныхтребований (далее – Предостережение) и предлагают принять меры по обеспечениюсоблюдения обязательных требований.
24. Решение онаправлении Предостережения принимает уполномоченное должностное лицоДепартамента, ГБУ на основании предложений должностного лица при наличиисведений, указанных в пункте 23 настоящего Положения.
25. СоставлениеПредостережения осуществляется по типовой форме, утвержденной приказомМинистерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151″О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным)органом” (далее – приказ Минэкономразвития N 151), не позднее 30 днейсо дня получения Департаментом или ГБУ сведений о готовящихся нарушениях или опризнаках нарушений обязательных требований.
26. НаправлениеПредостережения осуществляется в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи21, частями 9 и 9.1 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
27. После полученияПредостережения контролируемое лицо в течение 15 календарных дней вправе податьв Департамент, ГБУ возражение в отношении полученного Предостережения.
28. В возраженииуказываются:
наименование (фамилия,имя, отчество) контролируемого лица;
идентификационный номерналогоплательщика – контролируемого лица;
дата и номерПредостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции вотношении указанных в Предостережении действий (бездействия) контролируемоголица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
29. Возражение направляетсяконтролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в адрес Департаментаили ГБУ либо в виде электронного документа в порядке, установленном частью 6статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
30. В случае получениявозражения Департамент или ГБУ в течение 20 календарных дней рассматриваетобоснованность возражения и по результатам рассмотрения принимает одно изследующих решений:
1) удовлетворитьвозражение в форме отмены объявленного Предостережения;
2) отказать в удовлетворениивозражения.
31. Не позднее трехрабочих дней, следующих за днем принятия решения, указанного в подпунктах 1 и 2пункта 30 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение,направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения впорядке, установленном частями 4 и 5 статьи 21, частями 9 и 9.1 статьи 98Федерального закона N 248-ФЗ.
32. Департамент, ГБУосуществляют учет объявленных Предостережений и используют соответствующиеданные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных(надзорных) мероприятий.
Консультирование
33. Должностное лицо пообращению контролируемого лица и его представителя(-ей) осуществляетконсультирование, в том числе письменное, по следующим вопросам:
1) организация иосуществление регионального контроля (надзора);
2) предмет региональногоконтроля (надзора);
3) критерии отнесенияобъектов регионального контроля (надзора) к категориям риска;
4) состав и порядокосуществления профилактических мероприятий;
5) порядок обжалованиярешений Департамента, ГБУ, действий (бездействия) их должностных лиц;
7) разъяснение содержания обязательных требований законодательства в сферерегионального контроля (надзора).
34. Консультированиеможет осуществляться должностным лицом по телефону, на личном приеме либо входе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного)мероприятия, а также посредством видео-конференц-связи при наличии техническойвозможности. По итогам консультирования информация в письменной формеконтролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемоелицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки,установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядкерассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.
35. При осуществленииконсультирования должностное лицо обязано соблюдать конфиденциальностьинформации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
36. В ходеконсультирования не может предоставляться информация, содержащая оценкуконкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий(бездействия) должностного лица, иных участников контрольного (надзорного)мероприятия.
37. Информация, ставшаяизвестной должностному лицу в ходе консультирования, не может использоватьсяДепартаментом, ГБУ в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюденияобязательных требований.
38. Департамент, ГБУ осуществляютучет консультирований. Консультирование осуществляется без взимания платы.
39. В случае поступленияпяти и более однотипных обращений контролируемых лиц консультированиеосуществляется посредством размещения на официальных сайтах Департамента и ГБУв сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченнымдолжностным лицом Департамента, ГБУ.
Профилактический визит
40. Профилактическийвизит проводится должностным лицом в форме профилактической беседы по местуосуществления деятельности контролируемого лица либо путем использованиявидео-конференц-связи (при наличии технической возможности).
41. В ходепрофилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательныхтребованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектамрегионального контроля (надзора), их соответствии критериям риска, основаниях ио рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержаниии об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношенииобъекта регионального контроля (надзора), исходя из его отнесения ксоответствующей категории риска.
42. В ходепрофилактического визита может осуществляться консультирование контролируемоголица в порядке, установленном пунктами 33 – 39 настоящего Положения.
43. В ходепрофилактического визита должностным лицом может осуществляться сбор сведений,необходимых для отнесения объектов регионального контроля (надзора) ккатегориям риска.
44. Проведениеобязательных профилактических визитов осуществляется в отношении контролируемыхлиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должнысоблюдаться обязательные требования, а также в отношении объектов региональногоконтроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительногориска.
45. Срок проведенияобязательного профилактического визита составляет один рабочий день. Походатайству должностного лица, проводящего обязательный профилактический визит,уполномоченное должностное лицо Департамента или ГБУ может продлить проведениеобязательного профилактического визита на срок не более трех рабочих дней.
46. О проведенииобязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется непозднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
47. Контролируемое лицовправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита,уведомив об этом Департамент или ГБУ не позднее чем за три рабочих дня до датыего проведения.
48. В случае если припроведении профилактического визита установлено, что объекты региональногоконтроля (надзора) представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда(ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен,должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченномудолжностному лицу Департамента, ГБУ для принятия решения о проведенииконтрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
Общие требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий
49. В рамкахосуществления регионального государственного контроля (надзора) Департамент иГБУ осуществляют следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарнаяпроверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение засоблюдением обязательных требований;
6) выездноеобследование.
50. Указанные видыконтрольных (надзорных) мероприятий могут проводиться в виде плановых ивнеплановых мероприятий.
51. Без взаимодействия сконтролируемым лицом осуществляется наблюдение за соблюдением обязательныхтребований (мониторинг безопасности) и выездное обследование.
52. Контрольные(надзорные) мероприятия проводит должностное лицо, указанное в пункте 4настоящего Положения.
53. Права и обязанностидолжностного лица, ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочийдолжностного лица, определены статьями 29 и 37 Федерального закона N 248-ФЗ.
54. Должностное лицо припроведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающихвзаимодействие с контролируемым лицом, имеет право запрашивать и получать отконтролируемого лица копии документов, созданных в результате деятельностиконтролируемого лица, заверенные в порядке, установленном нормативнымиправовыми актами в сфере делопроизводства.
55. Права и обязанностиспециалистов, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий,указанных в пункте 49 настоящего Положения, определены статьей 34 Федеральногозакона N 248-ФЗ.
56. Права контролируемыхлиц определены статьей 36 Федерального закона N 248-ФЗ.
57. Оценка соблюденияконтролируемыми лицами обязательных требований Департаментом, ГБУ не можетпроводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных)мероприятий, указанных в пункте 49 настоящего Положения.
58. Формирование планаконтрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год осуществляетсяв соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольныхмероприятий на очередной календарный год, его согласования с органамипрокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных)мероприятий в течение года, утвержденными постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 31.12.2020 N 2428 “О порядке формирования планапроведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очереднойкалендарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него иисключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года”.
59. При проведенииплановых контрольных (надзорных) мероприятий – инспекционного визита и выезднойпроверки должностным лицом применяются проверочные листы, что указывается врешении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Форма проверочныхлистов утверждается приказом Департамента или ГБУ. При наличии техническойвозможности проверочные листы заполняются в электронной форме посредствомвнесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленнойквалифицированной электронной подписью должностного лица.
60. Для проведенияконтрольного (надзорного) мероприятия уполномоченным должностным лицомДепартамента или ГБУ принимается решение о проведении контрольного (надзорного)мероприятия, которое оформляется в соответствии с типовыми формами,утвержденными приказом Минэкономразвития N 151, в зависимости от видаконтрольного (надзорного) мероприятия.
61. При проведенииконтрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом и (или) специалистом дляфиксации доказательств нарушений обязательных требований в отношениирезультатов деятельности контролируемого лица и (или) используемыхконтролируемым лицом объектов контроля могут использоваться фотосъемка,видеозапись в случаях:
1) проведенияконтрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицомодним должностным лицом;
2) выявления припроведении контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом вовзаимодействии с контролируемым лицом признаков нарушений обязательныхтребований;
3) отказаконтролируемого лица должностному лицу в доступе на объект контроля.
62. Фотосъемка,видеозапись осуществляются с применением технических средств. Учет техническихсредств, используемых для проведения фотосъемки и (или) видеозаписи,осуществляется Департаментом или ГБУ.
63. Решение о проведениифотосъемки и (или) видеозаписи принимает должностное лицо, осуществляющееконтрольное (надзорное) мероприятие, за исключением случаев обязательногоприменения видеозаписи, предусмотренных пунктами 67 и 114 настоящего Положения.По поручению должностного лица (руководителя группы должностных лиц) фотосъемкаи (или) видеозапись могут осуществляться специалистом, привлекаемым кпроведению контрольного (надзорного) мероприятия.
64. Контролируемое лицов обязательном порядке уведомляется о проведении фотосъемки и (или) видеозаписидля фиксации доказательств нарушений обязательных требований в устном порядкенепосредственно в ходе проведения контрольных (надзорных) действий.
65. Фотографии и (или)видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушения обязательныхтребований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации,отражающий нарушение обязательных требований, дату и время проведенияфотосъемки или видеозаписи. Фотографии и (или) видеозаписи, используемые длядоказательств нарушений обязательных требований, приобщаются к актуконтрольного (надзорного) мероприятия, при этом в акте контрольного(надзорного) мероприятия осуществляется отметка о наличии таких материалов.
66. Досмотросуществляется должностным лицом в присутствии контролируемого лица или егопредставителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствиеконтролируемого лица может применяться только в случаях, если основанием дляпроведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведенияо непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым закономценностям.
67. В случае проведениядосмотра в отсутствие контролируемого лица или его представителя применениевидеозаписи обязательно.
68. При проведенииконтрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие сконтролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельностиконтролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) должностнымлицом, в том числе руководителем группы должностных лиц, предъявляютсяслужебное удостоверение, решение о проведении контрольного (надзорного)мероприятия в форме заверенной печатью бумажной копии либо в форме электронногодокумента, подписанного квалифицированной электронной подписью, а такжесообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестреконтрольных (надзорных) мероприятий.
69. При проведенииконтрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие сконтролируемым лицом, в отношении индивидуального предпринимателя, физическоголица, являющегося контролируемым лицом, указанный индивидуальныйпредприниматель, физическое лицо вправе представить в Департамент, ГБУинформацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного)мероприятия по объективным основаниям (болезнь, командировка, обстоятельстванепреодолимой силы). В этом случае проведение контрольного (надзорного)мероприятия переносится Департаментом, ГБУ на срок, необходимый для устраненияобстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуальногопредпринимателя, физического лица в Департамент, ГБУ.
70. В случае еслипроведение контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающеговзаимодействие с контролируемым лицом, оказалось невозможным в связи сотсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществлениядеятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельностиконтролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием)контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершенияконтрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо составляет акт оневозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия с указаниемпричин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведенияконтрольного (надзорного) мероприятия в порядке, предусмотренном частями 4 и 5статьи 21, частями 9 и 9.1 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
71. Форма акта оневозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия утверждаетсяприказом Департамента, ГБУ.
72. В случае, указанномв пункте 71 настоящего Положения, уполномоченное должностное лицо Департамента,ГБУ вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такогоже контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомленияконтролируемого лица и без согласования с прокуратурой города Севастополя.
73. По требованиюконтролируемого лица должностное лицо обязано предоставить информацию оспециалисте, привлекаемом для проведения контрольного (надзорного) мероприятия,в целях подтверждения полномочий.
74. Основаниями дляпроведения контрольных (надзорных) мероприятий являются:
1) наличие уДепартамента, ГБУ сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинениявреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объектарегионального контроля (надзора) параметрам, утвержденным индикаторами рисканарушения обязательных требований, или отклонения объекта региональногоконтроля (надзора) от таких параметров;
2) наступление сроковпроведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведенияконтрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение ПрезидентаРоссийской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведенииконтрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурорао проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора заисполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина попоступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срокаисполнения решения Департамента, ГБУ об устранении выявленных нарушенийобязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95Федерального закона N 248-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом122 настоящего Положения.
75. Сведения опричинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемымзаконом ценностям Департамент, ГБУ получают:
1) при поступленииобращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органовгосударственной власти города Севастополя, органов местного самоуправлениявнутригородских муниципальных образований города Севастополя, из средствмассовой информации;
2) при проведенииконтрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные)мероприятия без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемыхлиц.
76. Рассмотрениесведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба)охраняемым законом ценностям осуществляется должностным лицом в порядке,установленном статьей 58 Федерального закона N 248-ФЗ.
77. По итогамрассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинениявреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо направляетуполномоченному должностному лицу Департамента, ГБУ:
1) при подтверждениидостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинениявреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметровдеятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение откоторых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательныхтребований является основанием для проведения контрольного (надзорного)мероприятия, – мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного)мероприятия;
2) при отсутствииподтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозепричинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также приневозможности определения параметров деятельности контролируемого лица,соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденныминдикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием дляпроведения контрольного (надзорного) мероприятия, – мотивированноепредставление о направлении Предостережения;
3) при невозможностиподтвердить личность гражданина, направившего в Департамент, ГБУ сведения опричинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемымзаконом ценностям, полномочия представителя организации, при обнаружениинедостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинениявреда (ущерба) охраняемым законом ценностям – мотивированное представление оботсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
78. Внеплановыеконтрольные (надзорные) мероприятия проводятся только после согласования спрокуратурой города Севастополя в порядке, определенном статьей 66 Федеральногозакона N 248-ФЗ.
79. Если основанием дляпроведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведенияо непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым закономценностям, Департамент для принятия неотложных мер по ее предотвращению иустранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятиянезамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) сизвещением об этом прокуратуры города Севастополя посредством направления в тотже срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N248-ФЗ.
V. Виды контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении региональногоконтроля (надзора)
Инспекционный визит
80. Инспекционный визитпроводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемоголица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений)либо объекта регионального контроля (надзора) без предварительного уведомленияконтролируемого лица.
81. В ходеинспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные)действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменныхобъяснений;
4) инструментальноеобследование;
5) истребованиедокументов, которые в соответствии с обязательными требованиями должнынаходиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица(его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либообъекта регионального контроля (надзора).
82. В ходеинспекционного визита проводится визуальный осмотр помещений и объектов.
83. Срок проведенияинспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одномобъекте регионального контроля (надзора) – здании, сооружении, помещениисоставляет один рабочий день.
84. Контролируемые лицаили их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностноголица в здания, сооружения, помещения.
Рейдовый осмотр
85. Рейдовый осмотрпроводится в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию(эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются илиуправляют несколько лиц, находящихся на территории, на которой расположенонесколько контролируемых лиц.
86. Рейдовый осмотрпроводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющихвладение, пользование или управление производственным объектом, и можетпроводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного)мероприятия.
87. В ходе рейдовогоосмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменныхобъяснений;
5) истребованиедокументов;
6) отбор проб(образцов);
7) инструментальноеобследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
88. Отбор проб(образцов) продукции (товаров) в ходе рейдового осмотра может осуществлятьсяисключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательныхтребований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров).
89. Срок проведениярейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия содним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не можетпревышать один рабочий день. При проведении рейдового осмотра должностные лицавправе взаимодействовать с находящимися на производственных объектах лицами. Контролируемыелица, которые владеют, пользуются или управляют производственными объектами,обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступдолжностным лицам к производственным объектам, указанным в решении о проведениирейдового осмотра, а также во все помещения (за исключением жилых помещений).Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органамипрокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3- 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Документарная проверка
90. Документарнаяпроверка проводится по месту нахождения Департамента, ГБУ.
91. В случае проведениядокументарной проверки, предметом которой являются документы, содержащиесведения, составляющие государственную тайну, документарная проверка проводитсяпо месту расположения контролируемого лица.
92. Предметомдокументарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся вдокументах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовуюформу, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществленииих деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решенийДепартамента, ГБУ.
93. В ходе документарнойпроверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряженииДепартамента, ГБУ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 91настоящего Положения), результаты предыдущих контрольных (надзорных)мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях ииные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемыхлиц регионального контроля (надзора).
94. В ходе документарнойпроверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменныхобъяснений;
2) истребованиедокументов;
3) экспертиза.
95. В случае еслидостоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряженииДепартамента, ГБУ, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения непозволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований,Департамент, ГБУ направляют в адрес контролируемого лица требование представитьиные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы.
В течение 10 рабочихдней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направитьв Департамент, ГБУ указанные в требовании документы.
96. В случае если в ходедокументарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленныхконтролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений,содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся уДепартамента, ГБУ документах и (или) полученным в ходе осуществлениярегионального контроля (надзора), информация об ошибках, о противоречиях инесоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представитьв течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо,представляющее в Департамент, ГБУ пояснения относительно выявленных ошибок и(или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствиясведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся уДепартамента, ГБУ документах и (или) полученным при осуществлении региональногогосударственного контроля (надзора), вправе дополнительно представить вДепартамент, ГБУ документы, подтверждающие достоверность ранее представленныхдокументов.
97. При проведениидокументарной проверки Департамент, ГБУ не вправе требовать у контролируемоголица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, атакже сведения и документы, которые могут быть получены путем межведомственногоинформационного взаимодействия.
98. Срок проведениядокументарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок невключается период с момента направления Департаментом, ГБУ контролируемому лицутребования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарнойпроверки документы до момента представления указанных в требовании документов вДепартамент, ГБУ, а также период с момента направления контролируемому лицуинформации Департамента, ГБУ о выявлении ошибок и (или) противоречий впредставленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений,содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся уДепартамента, ГБУ документах и (или) полученным при осуществлении региональногоконтроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменнойформе до момента представления указанных пояснений в Департамент, ГБУ.
Выездная проверка
99. Выездная проверкапроводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемоголица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений)либо объекта регионального контроля (надзора).
100. Выездная проверкапроводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться вполноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся враспоряжении Департамента, ГБУ или в запрашиваемых ими документах и объясненияхконтролируемого лица;
2) оценить соответствиедеятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащихему и (или) используемых им объектов регионального контроля (надзора)обязательным требованиям без выезда на указанное в пункте 99 настоящегоПоложения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий,предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
101. О проведениивыездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копиирешения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала впорядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
102. Срок проведениявыездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одногосубъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведениявыездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часовдля микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием дляпроведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
103. В ходе выезднойпроверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменныхобъяснений;
5) истребованиедокументов;
6) отбор проб(образцов);
7) инструментальноеобследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований
104. Под наблюдением засоблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) понимаетсясбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Департамента, ГБУ, в томчисле данных, которые поступают в ходе межведомственного информационноговзаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполненияобязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных имуниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационнойсети “Интернет”, иных общедоступных данных, а также данных,полученных с использованием работающих в автоматическом режиме техническихсредств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки,видеозаписи.
105. При наблюдении засоблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) наконтролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленныеобязательными требованиями.
106. Если в ходенаблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинениявреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательныхтребований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушенийобязательных требований, Департаментом, ГБУ могут быть приняты следующиерешения:
1) решение о проведениивнепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60Федерального закона N 248-ФЗ;
2) решение об объявленииПредостережения;
3) решение о выдачепредписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренномпунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
Выездное обследование
107. Под выезднымобследованием, согласно Федеральному закону N 248-ФЗ, понимается контрольное(надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемымилицами обязательных требований.
108. Выездноеобследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности)организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурныхподразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахожденияобъекта регионального контроля (надзора), при этом не допускаетсявзаимодействие с контролируемым лицом.
109. В ходе выездногообследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругомлиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб(образцов);
3) инструментальноеобследование;
4) испытание;
5) экспертиза.
110. Выездноеобследование проводится без информирования контролируемого лица.
111. По результатампроведения выездного обследования не могут быть приняты решения,предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
112. Срок проведениявыездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных внепосредственной близости друг от друга) составляет один рабочий день.
113. В случае если врамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательныхтребований, должностное лицо вправе незамедлительно провести контрольную закупку.
114. При проведенииконтрольных мероприятий, предусмотренных пунктом 50 настоящего Положения, отборпроб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного(надзорного) мероприятия должностным лицом, его проводящим, или экспертом (специалистом),привлеченным к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
Отбор проб (образцов)включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб(образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение методаотбора проб (образцов), подготовка или обработка проб (образцов) вещества,материала или продукции в целях получения требуемых проб (образцов);
отбор проб (образцов) иих упаковка.
Способ упаковкиотобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность длядальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.
Непосредственно послеотбора проб (образцов) на месте должностным лицом, проводящим контрольное(надзорное) мероприятие, составляется протокол отбора проб (образцов), вкотором указываются:
номер, дата и местосоставления протокола;
порядковый номер каждойпробы (образца) (если их отобрано более двух проб);
наименование продукции,предмета, проба (образец) которых отобрана;
сорт или категорияпродукции (при их наличии);
дата изготовленияпродукции (при наличии);
наименование и местонахождения изготовителя (предприятия, название судна) или отправителя и страны(при наличии);
дата и место отборапробы;
методика отбора проб(образцов);
номер партии (при егоналичии);
объем или масса партии;
номер ассортиментногознака и (или) изготовителя продукции (при их наличии);
номер единицы тары, изкоторой отобрана проба;
масса, объем или числопроб;
срок и условия храненияпробы до испытаний;
цель направления пробы;
название и адресюридического лица (поставщика, приемщика или органа контроля), по поручениюкоторого проводится отбор проб или выборок;
фамилии, инициалы идолжности лиц, отобравших пробу и составивших протокол;
сведения оконтролируемом лице или его представителе, присутствующих (при наличии) приотборе проб (образцов);
иные сведения, имеющиезначение для идентификации проб (образцов).
Отобранные пробы(образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов). Протокол отбора проб(образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копияпротокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
С обязательнымиспользованием видеозаписи проводится отбор проб (образцов) при проведенииконтрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или егопредставителя.
Отбор проб (образцов)производится с использованием ручного инструмента без изъятия или ухудшениякачественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).Предельный вес проб (образцов) составляет 10 килограммов.
115. Для фиксациидоказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любыеимеющиеся в распоряжении Департамента, ГБУ технические средства фотосъемки,аудио- и видеозаписи.
Фиксация нарушенийобязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумяснимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- ивидеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного)мероприятия непрерывно (с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте,времени начала и окончания осуществления записи). В ходе записи подробнофиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательныхтребований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являютсяприложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Использованиефотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательныхтребований осуществляется с учетом требований законодательства РоссийскойФедерации.
Если в ходе контрольных(надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозаписьили иные способы фиксации доказательств, то об этом делается отметка в актеконтрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотосъемки,аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного)мероприятия.
VI. Результаты контрольных (надзорных) мероприятий
Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия
116. Оформлениерезультатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется посредствомсоставления акта контрольного (надзорного) мероприятия (далее – Акт) по типовойформе для соответствующего вида контрольного (надзорного) мероприятия,утвержденной приказом Минэкономразвития N 151, на месте проведения контрольного(надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
К Акту приобщаютсязаполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочныелисты, документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушенияобязательных требований.
Акт контрольного(надзорного) мероприятия, проведение которого согласовано с прокуратурой городаСевастополя, направляется в прокуратуру города Севастополя посредством единогореестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после егооформления.
117. Контролируемое лицоили его представитель знакомится с содержанием Акта на месте проведенияконтрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев проведениядокументарной проверки.
В случае проведениядокументарной проверки (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 92настоящего Положения) Департамент, ГБУ направляют Акт контролируемому лицу впорядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21, частями 9 и 9.1 статьи 98Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицоподписывает Акт тем же способом, которым изготовлен данный Акт. При отказе илиневозможности подписания контролируемым лицом или его представителем Акта поитогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в Акте делаетсясоответствующая отметка.
118. В случае несогласияс фактами, выводами, предложениями, изложенными в Акте, контролируемое лицо втечение 30 календарных дней со дня получения Акта вправе направить жалобу впорядке, предусмотренном статьями 39 – 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
119. В случае отсутствиявыявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного(надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных(надзорных) мероприятий. Должностное лицо вправе выдать рекомендации пособлюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные напрофилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
120. В случае выявленияпри проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательныхтребований контролируемым лицом Департамент, ГБУ в пределах полномочий,предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать послеоформления Акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленныхнарушений обязательных требований (далее – Предписание) с указанием разумныхсроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращениюпричинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Форма Предписанияутверждается приказом Департамента, ГБУ;
2) незамедлительнопринять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры понедопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям илипрекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запретеэксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудованияи иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любымдоступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба)охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если припроведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельностьгражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом региональногоконтроля (надзора), эксплуатация (использование) ими зданий, строений,сооружений, помещений, оборудования и иных подобных объектов представляютнепосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностямили что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходеконтрольного (надзорного) мероприятия признаков административногоправонарушения, производство по делам о котором подведомственно Департаменту,ГБУ, принять меры по привлечению виновных лиц к установленной закономадминистративной ответственности. Составление Протокола осуществляется впорядке, установленном статьей 28.2 КоАП РФ. Форма протокола утверждаетсяприказами Департамента, ГБУ;
4) принять меры поосуществлению регионального контроля (надзора) за устранением выявленныхнарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательныхтребований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемымзаконом ценностям;
5) рассмотреть вопрос овыдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иныхмероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба)охраняемым законом ценностям.
121. В случаеневозможности исполнения Предписания (отдельных пунктов Предписания) вустановленные сроки контролируемое лицо вправе не позднее 20 календарных днейдо дня истечения срока исполнения Предписания (пунктов Предписания) направить вДепартамент, ГБУ мотивированное ходатайство о продлении срока исполненияПредписания (пунктов Предписания) (далее – ходатайство).
122. К ходатайствуприлагаются:
– документы, информация,обосновывающие продление срока исполнения Предписания;
– документы, информацияо ходе устранения нарушений к моменту направления ходатайства, в том числекопии документов, подтверждающих принятие мер, направленных на устранениенарушений.
123. Должностное лицо,выдавшее Предписание, а в случае его отсутствия (отпуск, временнаянетрудоспособность, увольнение) иное должностное лицо в течение пяти рабочихдней со дня получения ходатайства рассматривает его на предмет обоснованностипричин невозможности устранения контролируемым лицом нарушений в срок,установленный в Предписании, и подготавливает уведомление о результатахрассмотрения ходатайства контролируемого лица о продлении срока исполненияПредписания (далее – Уведомление о рассмотрении ходатайства), содержащеерешение о продлении срока исполнения Предписания либо об отказе в продлениисрока исполнения Предписания.
Форма Уведомления орассмотрении ходатайства утверждается приказами Департамента, ГБУ.
124. Причинами отказа вудовлетворении ходатайства являются:
1) несоблюдение сроковподачи ходатайства;
2) отсутствиедокументов, информации, которые должны быть приложены к мотивированномуходатайству для подтверждения принятия мер по устранению нарушений;
3) если ранее срокисполнения Предписания уже продлевался.
125. При рассмотренииходатайства должностное лицо учитывает предложения контролируемого лица обустановлении нового срока. При этом отсрочка (продление срока) исполненияПредписания не может превышать одного года от ранее установленной датыисполнения Предписания.
126. В случаеудовлетворения ходатайства контролируемое лицо информируется в текстеУведомления о рассмотрении ходатайства, а также о том, что рассмотрениеходатайства о повторном продлении срока исполнения Предписания неосуществляется.
127. ПодготовленноеУведомление о рассмотрении ходатайства направляется в двух экземплярах дляознакомления контролируемому лицу в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи21, частями 9 и 9.1 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
128. После полученияУведомления о рассмотрении ходатайства руководитель контролируемого лица илиуполномоченный представитель ознакамливается с Уведомлением о рассмотренииходатайства путем подписания Уведомления тем же способом, которым былизготовлен данный документ.
В случае отказаконтролируемого лица, его уполномоченного представителя от ознакомления сУведомлением о рассмотрении ходатайства на Уведомлении делается соответствующаяотметка, которая удостоверяется должностным лицом. Уведомление о рассмотренииходатайства направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением овручении, которое приобщается к экземпляру Уведомления о рассмотренииходатайства, хранящемуся в Департаменте, ГБУ.
129. В случае ликвидацииконтролируемого лица, которому выдано Предписание, контрольное (надзорное)мероприятие с целью проверки исполнения Предписания не проводится, Предписаниеснимается с контроля, к материалам предыдущего контрольного (надзорного)мероприятия приобщаются копии документов, подтверждающих ликвидациюконтролируемого лица.
VII. Обжалование решений Департамента, ГБУ, действий (бездействия) должностныхлиц
130. Судебноеобжалование решений Департамента, ГБУ, действий (бездействия) должностных лицвозможно только после их досудебного обжалования.
131. Контролируемыелица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственнонарушены в рамках осуществления регионального контроля (надзора), имеют правона досудебное обжалование:
1) решений о проведенииконтрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных(надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий(бездействия) должностного лица в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
132. Жалоба на действия(бездействие) должностных лиц Департамента, ГБУ, уполномоченных наосуществление регионального контроля (надзора), могут быть обжалованыконтролируемым лицом, его представителем в порядке, предусмотренном статьями 39- 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
133. Жалоба на решенияДепартамента, ГБУ, действия (бездействие) их должностных лиц при осуществлениирегионального контроля (надзора) рассматривается руководителем (заместителемруководителя) Департамента, ГБУ.
134. Жалоба на действия(бездействие) заместителя руководителя Департамента, ГБУ при осуществлениирегионального контроля (надзора) рассматривается руководителем Департамента.
VIII. Оценка результативности и эффективности деятельности Департамента, ГБУ приосуществлении регионального контроля (надзора)
135. Проведение оценкирезультативности и эффективности деятельности Департамента, ГБУ приосуществлении регионального контроля (надзора) осуществляется в порядке,определенном Правительством Севастополя.
Приложение
к Положению
о региональном государственном контроле (надзоре)
в области охраны и использования особо охраняемых
природных территорий
КРИТЕРИИ отнесения объектов регионального контроля (надзора) к категориям риска
1. В целях управлениярисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального контроля(надзора) Департамент, ГБУ относят объекты регионального контроля (надзора) к однойиз следующих категорий риска:
а) категория чрезвычайновысокого риска;
б) категория высокогориска;
в) категориязначительного риска;
г) категория среднегориска;
д) категория умеренногориска;
е) категория низкогориска.
2. Объекты региональногоконтроля (надзора) определяются следующими признаками:
а) категория среднегориска – деятельность граждан и организаций в границах:
– государственныхприродных заказников;
– памятников природы;
– дендрологическихпарков и ботанических садов;
б) категория низкогориска – деятельность граждан и организаций в границах:
– охранных зон природныхпарков;
– охранных зонпамятников природы.
3. Объекты региональногоконтроля (надзора), подлежащие отнесению к категориям значительного риска,среднего риска и низкого риска, относятся к категориям высокого риска,значительного риска, умеренного риска соответственно, в случае если такойобъект размещается:
а) в акваториивнутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря РоссийскойФедерации;
б) в водоохранной зонеЧерного моря.
4. Объекты региональногоконтроля (надзора), отнесенные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящихкритериев к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска,умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайновысокого риска, высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренногориска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших взаконную силу в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения оботнесении объекта государственного надзора к категории риска:
а) постановление оназначении административного наказания, за исключением административногонаказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам,индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемыхприродных территориях либо в их охранных зонах административногоправонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, указанными в части 1 статьи23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенногодолжностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола обадминистративном правонарушении, составленного должностными лицами надзорногооргана;
б) обвинительныйприговор, предусматривающий признание должностного лица организации,индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершениипреступления, предусмотренного статьями 250 – 252, 254 – 262 Уголовногокодекса Российской Федерации.
5. Объекты региональногоконтроля (надзора), отнесенные в соответствии с подпунктом “а” пункта4 настоящих критериев к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска,значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению ккатегориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренногориска, низкого риска соответственно после устранения в установленный сроквыявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатамиконтрольного (надзорного) мероприятия.
6. Объекты контроля(надзора), отнесенные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих критериев ккатегориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренногориска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренногориска, низкого риска соответственно при отсутствии в течение трех лет,предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска,вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 4 настоящихкритериев, и одновременном соблюдении требований федерального законодательстваи законодательства города Севастополя об особо охраняемых природных территорияхи в области охраны окружающей среды.
Приложение N 2
Утвержден
постановлением
Правительства Севастополя
от 20.09.2021 N 441-ПП
ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИКАТОРОВ РИСКА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИРЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1. Получение информации,содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации оторганов государственной власти города Севастополя, органов местногосамоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя, изсредств массовой информации, указывающей на нарушение обязательных требований,касающихся:
а) режима особоохраняемой природной территории;
б) особого правовогорежима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов ииных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природныхтерриторий;
в) режима охранных зонособо охраняемых природных территорий;
г) исполнения решений,принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Выявление припроведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия сконтролируемым лицом признаков, свидетельствующих о нарушении установленногорежима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природныхресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.