ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА (с изменениями на: 28.07.2014)
ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2012 года N 610
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 28.07.2014 N 768)
В соответствии с Законами Владимирской области от 10.12.2001 N 129-ОЗ “О Губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской области” и от 08.05.2008 N 88-ОЗ “Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области”
постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения на период до 2017 года согласно приложению.
2. Органам и структурным подразделениям администрации Владимирской области учитывать положения Концепции при планировании мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по строительству.
(п. 3 в ред. постановления администрации Владимирской области от 28.07.2014 N 768)
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
Н.В.ВИНОГРАДОВ
Приложение. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА
Приложение
к постановлению
Губернатора
Владимирской области
от 14.06.2012 N 610
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Владимирской области (далее – особо охраняемые природные территории), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.
Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р, Закона Владимирской области от 08.05.2008 N 88-ОЗ “Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области”.
II. Система особо охраняемых природных территорий Владимирской области
Создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
Первая охраняемая природная территория в регионе была организована в 1935 году – это боброво-выхухолевый заповедник “Клязьминский”, который был расформирован в 1951 году. Начало планомерного формирования системы особо охраняемых природных территорий относится к 60-м годам XX столетия.
По состоянию на 01.01.2012 во Владимирской области создана сеть особо охраняемых природных территорий, включающая в себя 184 природных объекта федерального и регионального значения и различных по категории и профилю, общей площадью 336419 га, что составляет 11,57% от всей площади территории области. Владимирская область входит в число 3 регионов Центрального федерального округа, превышающих среднероссийский показатель по площади, занимаемой особо охраняемыми природными территориями. Доля площади территории субъекта Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории субъекта Российской Федерации является показателем для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
Для выполнения работ по управлению, созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведению Красной книги Владимирской области и формированию положительного имиджа Владимирской области за счет развития системы особо охраняемых природных территорий в 2008 году департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации области выступил учредителем государственного бюджетного учреждения Владимирской области “Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области” (далее – Дирекция).
За три года Дирекцией была проведена инвентаризация 85% особо охраняемых природных территорий, определен перечень территорий, нуждающихся в реорганизации и снятии природоохранного статуса. Оформлены паспорта и охранные обязательства на 31 государственный памятник природы, с целью уточнения режима особой охраны, границ и проведения функционального зонирования проведены обследования восьми заказников различного профиля и историко-ландшафтного комплекса регионального значения. Установлены информационные аншлаги на 14 особо охраняемых природных территориях. Начата и продолжается работа по ведению кадастра особо охраняемых природных территорий на основе ГИС-технологий. Образованы четыре новые особо охраняемые природные территории: на территории Судогодского района государственные комплексные природные заказники регионального значения “Марса” и “Васильевский бор”, памятник природы регионального значения “Фонтан”, на территории муниципального образования город Владимир памятник природы регионального значения “Родник Никольский”.
Опыт работы отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий.
Система особо охраняемых природных территорий пока не является в полной мере репрезентативной по отношению ко всем наиболее ценным экосистемам и видам.
Особо охраняемые природные территории разрозненны, что является серьезным препятствием для свободной миграции видов диких животных и дикорастущих растений, не обеспечивает непрерывность среды их обитания и произрастания.
Природные и туристско-рекреационные ресурсы особо охраняемых природных территорий не в полной мере используются для развития туризма. Недостаточно участия в развитии туризма малого и среднего бизнеса, местного населения. Требуется включение системы особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономических отношений.
Необходимо принять меры к организации системной работы по учету и контролю за состоянием и соблюдением режимов охраны и использования указанных территорий.
Не решены вопросы по внесению сведений о границах и режимах особой охраны особо охраняемых природных территорий как зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости.
Необходимо совершенствовать подходы к регулированию хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, устойчивому использованию их, прежде всего в сфере туристической и рекреационной деятельности, научному обеспечению и информационной поддержке, укреплению межрегионального сотрудничества.
III. Принципы, цель и задачи реализации Концепции
Деятельность в области развития и управления особо охраняемых природных территорий основывается на принципах:
– научной обоснованности (развитие системы особо охраняемых природных территорий и принятие управленческих решений с учетом достижений современной науки, исходя из международных и национальных критериев и подходов);
– репрезентативности (особо охраняемые природные территории должны представлять все виды ландшафтов, типы естественных экологических систем, места произрастания дикорастущих растений и места обитания диких животных);
– целостности (развитие системы особо охраняемых природных территорий в качестве основных элементов экологической сети и в контексте ее интеграции в общероссийскую экологическую сеть);
– функционирования особо охраняемых природных территорий как неотъемлемого элемента регионального развития;
– рационального использования (регулируемое использование природоохранного, туристического, ресурсного, научного, просветительского потенциала особо охраняемых природных территорий);
– доступности информации (обеспечение граждан полной, достоверной и своевременной информацией о режиме охраны и использования, состоянии территорий);
– ответственности за нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Целью настоящей Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Владимирской области, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.
Поставленная цель имеет комплексный характер и достигается путем решения следующих задач:
совершенствование правового обеспечения развития и управления системой особо охраняемых природных территорий;
обеспечение эффективной системы охраны природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;
развитие эколого-просветительской деятельности, вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического и познавательного туризма;
интегрирование особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономического развития региона;
вовлечение природопользователей и местного населения, частного бизнеса в природоохранную деятельность на особо охраняемых природных территориях;
совершенствование научно-методологического обеспечения особо охраняемых природных территорий и повышения эффективности научной деятельности;
обеспечение функционирования системы комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях, формирование и ведение кадастра особо охраняемых природных территорий на базе ГИС-технологий;
укрепление межрегионального сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий.
IV. Перспективные направления деятельности в развитии системы особо охраняемых природных территорий
1. Совершенствование правового обеспечения развития и управления особо охраняемыми природными территориями
В целом сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В то же время ряд актуальных вопросов в указанной сфере требует более четкого нормативного правового обеспечения. Для этого необходимо:
обеспечить управление природоохранными территориями на основании ведомственных целевых программ, планов действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений;
развивать нормативную правовую базу в сфере образования и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, включая вопросы создания и развития механизмов государственно-частного партнерства, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов;
внести сведения о границах и режимах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон как зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости.
2. Развитие системы особо охраняемых природных территорий Владимирской области
Путем разработки и реализации программ развития системы особо охраняемых природных территорий исходя из социально-экономического развития региона и в целях дальнейшего развития системы особо охраняемых природных территорий до 2017 года предусматривается:
завершить начатую в 2010 году инвентаризацию и подготовить предложения по развитию сети особо охраняемых природных территорий;
провести подготовку комплексных экологических обоснований по созданию новых особо охраняемых природных территорий по принципу репрезентативности и замещения исключенных из системы особо охраняемых природных территорий площадей;
рассмотреть предложения о возможности преобразования особо охраняемых природных территорий регионального значения в местное;
провести оформление положений о заказниках, паспортов и охранных обязательств памятников природы по всем особо охраняемым природным территориям регионального значения, в т.ч. установление режимов функционирования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.
3. Совершенствование механизма функционирования государственного управления особо охраняемых природных территорий
В целях совершенствования государственного управления системой особо охраняемых природных территорий необходимо осуществление следующих мероприятий:
совершенствование материально-технического обеспечения для формирования кадастра особо охраняемых природных территорий, в т.ч. электронного кадастра на базе ГИС-технологий;
проведение актуализации кадастра особо охраняемых природных территорий на основе данных инвентаризации и мониторинга состояния особо охраняемых природных территорий;
активизация деятельности по привлечению инвестиций в сферу развития и обеспечения устойчивого функционирования особо охраняемых природных территорий и поддержания благоприятных социально-экономических условий жизни местного населения;
развитие технического потенциала и необходимого методического обеспечения проведения комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях; создание географической информационной подсистемы на основе ГИС-технологий по сбору и обработке данных комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях;
повышение уровня информированности должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления области, а также старост по вопросам управления особо охраняемыми природными территориями путем взаимодействия их с Дирекцией.
4. Организация охраны и защиты природных комплексов и объектов
Организация эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей, для решения которой необходимо:
усилить борьбу с нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях;
исходя из объектов особо охраняемых природных территорий определить способ охраны, в т.ч.:
а) наличие постоянного штатного сотрудника (сотрудников) Дирекции на конкретной особо охраняемой природной территории или по административному району (группе районов) области;
б) охрана особо охраняемых природных территорий сторонними организациями (инвестором, реализующим на данной территории инвестиционный проект; землепользователями, и т.п.), в т.ч. во взаимодействии с местными правоохранительными структурами и населением;
проводить профилактическую работу с местными жителями, направленную на обеспечение соблюдения режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
осуществить разработку и реализацию мероприятий (планов действий) по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, мест их произрастания и обитания, восстановлению нарушенных экологических систем в соответствии с выдаваемым Дирекции государственным заданием.
5. Экологическое просвещение и работа с населением. Развитие познавательного туризма
Эколого-просветительская деятельность призвана обеспечить вклад в повышение уровня экологической культуры населения и формировать у широких слоев общества понимание проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:
повышать уровень просвещения и информированности общественности, в том числе путем привлечения населения к участию в принятии социально значимых решений в области особо охраняемых природных территорий;
обеспечивать широкий доступ населения к информации об особо охраняемых природных территориях, уделяя особое внимание работе с электронными средствами массовой информации;
расширять выпуск информационно-рекламных, методических изданий, включая выпуск буклетов, брошюр и иной полиграфической продукции для распространения среди населения, в библиотеках, образовательных учреждениях и т.д.;
активизировать работу со школьниками, связанную с эколого-просветительской деятельностью, и осуществлять ее во взаимодействии с органами системы образования.
Познавательный туризм является одним из специализированных видов экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями. Для обеспечения развития познавательного туризма необходимо:
разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей;
обеспечить обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными;
провести оценку предельно допустимых рекреационных нагрузок и определить пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы;
содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие традиционных промыслов и ремесел, производство экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.).
V. Финансирование реализации Концепции
Источниками финансирования настоящей Концепции являются средства областного бюджета, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые Дирекцией от приносящей доход уставной деятельности.
Предусматривается финансирование следующих мероприятий:
развитие нормативной правовой базы по функционированию особо охраняемых природных территорий;
охрана и содержание особо охраняемых природных территорий;
ведение регионального кадастра особо охраняемых природных территорий;
экологическое просвещение населения и развитие познавательного туризма;
развитие межрегионального сотрудничества в сфере развития системы особо охраняемых природных территорий.
Общий объем финансирования Концепции за счет средств областного бюджета – 32,8 млн. рублей и составит по годам:
Годы реализации Концепции | Финансирование из областного бюджета, млн. руб. |
2012 | 5,2 |
2013 | 6,9 |
2014 | 6,9 |
2015 | 6,9 |
2016 | 6,9 |
Всего: | 32,8 |
VI. Ожидаемые результаты от реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2012 – 2013 годы) предполагается проведение мероприятий по:
– совершенствованию нормативного правового обеспечения развития системы природоохранных территорий;
– оптимизации системы управления природоохранными территориями;
– развитию туристической, рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях;
– обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий и системы комплексного мониторинга экологических систем.
На втором этапе (2014 – 2016 годы) основными направлениями деятельности по реализации настоящей Концепции будут:
– оптимизация хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях в целях устойчивого использования природных ресурсов этих территорий;
– создание эффективной системы особо охраняемых природных территорий, репрезентативно охватывающей все типы эталонных экологических систем, расположенных на территории Владимирской области, и учитывающей направления социально-экономического развития региона;
– повышение экологической сознательности и информированности общественности по вопросам природоохранных территорий;
– активизация и укрепление межрегионального сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий.
Для реализации задач и достижения цели, поставленных в настоящей Концепции, разрабатываются ведомственные программы по развитию особо охраняемых природных территорий, в которых определяются мероприятия, исполнители, сроки исполнения, источники и объемы финансирования; планы действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений.