ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 июня 2012 года N 610

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА (с изменениями на: 28.07.2014)

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2012 года N 610

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

(в ред. постановления администрации Владимирской области от 28.07.2014 N 768)

В соответствии с Законами Владимирской области от 10.12.2001 N 129-ОЗ “О Губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской области” и от 08.05.2008 N 88-ОЗ “Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области”

постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения на период до 2017 года согласно приложению.

2. Органам и структурным подразделениям администрации Владимирской области учитывать положения Концепции при планировании мероприятий.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по строительству.

(п. 3 в ред. постановления администрации Владимирской области от 28.07.2014 N 768)

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области

Н.В.ВИНОГРАДОВ

Приложение. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

Приложение

к постановлению

Губернатора

Владимирской области

от 14.06.2012 N 610

I. Общие положения

Настоящая Концепция определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Владимирской области (далее – особо охраняемые природные территории), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.

Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р, Закона Владимирской области от 08.05.2008 N 88-ОЗ “Об особо охраняемых природных территориях Владимирской области”.

II. Система особо охраняемых природных территорий Владимирской области

Создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

Первая охраняемая природная территория в регионе была организована в 1935 году – это боброво-выхухолевый заповедник “Клязьминский”, который был расформирован в 1951 году. Начало планомерного формирования системы особо охраняемых природных территорий относится к 60-м годам XX столетия.

По состоянию на 01.01.2012 во Владимирской области создана сеть особо охраняемых природных территорий, включающая в себя 184 природных объекта федерального и регионального значения и различных по категории и профилю, общей площадью 336419 га, что составляет 11,57% от всей площади территории области. Владимирская область входит в число 3 регионов Центрального федерального округа, превышающих среднероссийский показатель по площади, занимаемой особо охраняемыми природными территориями. Доля площади территории субъекта Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории субъекта Российской Федерации является показателем для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

Для выполнения работ по управлению, созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведению Красной книги Владимирской области и формированию положительного имиджа Владимирской области за счет развития системы особо охраняемых природных территорий в 2008 году департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации области выступил учредителем государственного бюджетного учреждения Владимирской области “Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области” (далее – Дирекция).

За три года Дирекцией была проведена инвентаризация 85% особо охраняемых природных территорий, определен перечень территорий, нуждающихся в реорганизации и снятии природоохранного статуса. Оформлены паспорта и охранные обязательства на 31 государственный памятник природы, с целью уточнения режима особой охраны, границ и проведения функционального зонирования проведены обследования восьми заказников различного профиля и историко-ландшафтного комплекса регионального значения. Установлены информационные аншлаги на 14 особо охраняемых природных территориях. Начата и продолжается работа по ведению кадастра особо охраняемых природных территорий на основе ГИС-технологий. Образованы четыре новые особо охраняемые природные территории: на территории Судогодского района государственные комплексные природные заказники регионального значения “Марса” и “Васильевский бор”, памятник природы регионального значения “Фонтан”, на территории муниципального образования город Владимир памятник природы регионального значения “Родник Никольский”.

Опыт работы отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий.

Система особо охраняемых природных территорий пока не является в полной мере репрезентативной по отношению ко всем наиболее ценным экосистемам и видам.

Особо охраняемые природные территории разрозненны, что является серьезным препятствием для свободной миграции видов диких животных и дикорастущих растений, не обеспечивает непрерывность среды их обитания и произрастания.

Природные и туристско-рекреационные ресурсы особо охраняемых природных территорий не в полной мере используются для развития туризма. Недостаточно участия в развитии туризма малого и среднего бизнеса, местного населения. Требуется включение системы особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономических отношений.

Необходимо принять меры к организации системной работы по учету и контролю за состоянием и соблюдением режимов охраны и использования указанных территорий.

Не решены вопросы по внесению сведений о границах и режимах особой охраны особо охраняемых природных территорий как зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости.

Необходимо совершенствовать подходы к регулированию хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, устойчивому использованию их, прежде всего в сфере туристической и рекреационной деятельности, научному обеспечению и информационной поддержке, укреплению межрегионального сотрудничества.

III. Принципы, цель и задачи реализации Концепции

Деятельность в области развития и управления особо охраняемых природных территорий основывается на принципах:

– научной обоснованности (развитие системы особо охраняемых природных территорий и принятие управленческих решений с учетом достижений современной науки, исходя из международных и национальных критериев и подходов);

– репрезентативности (особо охраняемые природные территории должны представлять все виды ландшафтов, типы естественных экологических систем, места произрастания дикорастущих растений и места обитания диких животных);

– целостности (развитие системы особо охраняемых природных территорий в качестве основных элементов экологической сети и в контексте ее интеграции в общероссийскую экологическую сеть);

– функционирования особо охраняемых природных территорий как неотъемлемого элемента регионального развития;

– рационального использования (регулируемое использование природоохранного, туристического, ресурсного, научного, просветительского потенциала особо охраняемых природных территорий);

– доступности информации (обеспечение граждан полной, достоверной и своевременной информацией о режиме охраны и использования, состоянии территорий);

– ответственности за нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Целью настоящей Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Владимирской области, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.

Поставленная цель имеет комплексный характер и достигается путем решения следующих задач:

совершенствование правового обеспечения развития и управления системой особо охраняемых природных территорий;

обеспечение эффективной системы охраны природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;

развитие эколого-просветительской деятельности, вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического и познавательного туризма;

интегрирование особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономического развития региона;

вовлечение природопользователей и местного населения, частного бизнеса в природоохранную деятельность на особо охраняемых природных территориях;

совершенствование научно-методологического обеспечения особо охраняемых природных территорий и повышения эффективности научной деятельности;

обеспечение функционирования системы комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях, формирование и ведение кадастра особо охраняемых природных территорий на базе ГИС-технологий;

укрепление межрегионального сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий.

IV. Перспективные направления деятельности в развитии системы особо охраняемых природных территорий

1. Совершенствование правового обеспечения развития и управления особо охраняемыми природными территориями

В целом сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В то же время ряд актуальных вопросов в указанной сфере требует более четкого нормативного правового обеспечения. Для этого необходимо:

обеспечить управление природоохранными территориями на основании ведомственных целевых программ, планов действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений;

развивать нормативную правовую базу в сфере образования и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, включая вопросы создания и развития механизмов государственно-частного партнерства, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов;

внести сведения о границах и режимах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон как зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости.

2. Развитие системы особо охраняемых природных территорий Владимирской области

Путем разработки и реализации программ развития системы особо охраняемых природных территорий исходя из социально-экономического развития региона и в целях дальнейшего развития системы особо охраняемых природных территорий до 2017 года предусматривается:

завершить начатую в 2010 году инвентаризацию и подготовить предложения по развитию сети особо охраняемых природных территорий;

провести подготовку комплексных экологических обоснований по созданию новых особо охраняемых природных территорий по принципу репрезентативности и замещения исключенных из системы особо охраняемых природных территорий площадей;

рассмотреть предложения о возможности преобразования особо охраняемых природных территорий регионального значения в местное;

провести оформление положений о заказниках, паспортов и охранных обязательств памятников природы по всем особо охраняемым природным территориям регионального значения, в т.ч. установление режимов функционирования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.

3. Совершенствование механизма функционирования государственного управления особо охраняемых природных территорий

В целях совершенствования государственного управления системой особо охраняемых природных территорий необходимо осуществление следующих мероприятий:

совершенствование материально-технического обеспечения для формирования кадастра особо охраняемых природных территорий, в т.ч. электронного кадастра на базе ГИС-технологий;

проведение актуализации кадастра особо охраняемых природных территорий на основе данных инвентаризации и мониторинга состояния особо охраняемых природных территорий;

активизация деятельности по привлечению инвестиций в сферу развития и обеспечения устойчивого функционирования особо охраняемых природных территорий и поддержания благоприятных социально-экономических условий жизни местного населения;

развитие технического потенциала и необходимого методического обеспечения проведения комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях; создание географической информационной подсистемы на основе ГИС-технологий по сбору и обработке данных комплексного мониторинга экологических систем на особо охраняемых природных территориях;

повышение уровня информированности должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления области, а также старост по вопросам управления особо охраняемыми природными территориями путем взаимодействия их с Дирекцией.

4. Организация охраны и защиты природных комплексов и объектов

Организация эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей, для решения которой необходимо:

усилить борьбу с нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях;

исходя из объектов особо охраняемых природных территорий определить способ охраны, в т.ч.:

а) наличие постоянного штатного сотрудника (сотрудников) Дирекции на конкретной особо охраняемой природной территории или по административному району (группе районов) области;

б) охрана особо охраняемых природных территорий сторонними организациями (инвестором, реализующим на данной территории инвестиционный проект; землепользователями, и т.п.), в т.ч. во взаимодействии с местными правоохранительными структурами и населением;

проводить профилактическую работу с местными жителями, направленную на обеспечение соблюдения режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

осуществить разработку и реализацию мероприятий (планов действий) по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, мест их произрастания и обитания, восстановлению нарушенных экологических систем в соответствии с выдаваемым Дирекции государственным заданием.

5. Экологическое просвещение и работа с населением. Развитие познавательного туризма

Эколого-просветительская деятельность призвана обеспечить вклад в повышение уровня экологической культуры населения и формировать у широких слоев общества понимание проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:

повышать уровень просвещения и информированности общественности, в том числе путем привлечения населения к участию в принятии социально значимых решений в области особо охраняемых природных территорий;

обеспечивать широкий доступ населения к информации об особо охраняемых природных территориях, уделяя особое внимание работе с электронными средствами массовой информации;

расширять выпуск информационно-рекламных, методических изданий, включая выпуск буклетов, брошюр и иной полиграфической продукции для распространения среди населения, в библиотеках, образовательных учреждениях и т.д.;

активизировать работу со школьниками, связанную с эколого-просветительской деятельностью, и осуществлять ее во взаимодействии с органами системы образования.

Познавательный туризм является одним из специализированных видов экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями. Для обеспечения развития познавательного туризма необходимо:

разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей;

обеспечить обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными;

провести оценку предельно допустимых рекреационных нагрузок и определить пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы;

содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие традиционных промыслов и ремесел, производство экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.).

V. Финансирование реализации Концепции

Источниками финансирования настоящей Концепции являются средства областного бюджета, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые Дирекцией от приносящей доход уставной деятельности.

Предусматривается финансирование следующих мероприятий:

развитие нормативной правовой базы по функционированию особо охраняемых природных территорий;

охрана и содержание особо охраняемых природных территорий;

ведение регионального кадастра особо охраняемых природных территорий;

экологическое просвещение населения и развитие познавательного туризма;

развитие межрегионального сотрудничества в сфере развития системы особо охраняемых природных территорий.

Общий объем финансирования Концепции за счет средств областного бюджета – 32,8 млн. рублей и составит по годам:

Годы реализации Концепции

Финансирование из областного бюджета, млн. руб.

2012

5,2

2013

6,9

2014

6,9

2015

6,9

2016

6,9

Всего:

32,8

VI. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в два этапа.

На первом этапе (2012 – 2013 годы) предполагается проведение мероприятий по:

– совершенствованию нормативного правового обеспечения развития системы природоохранных территорий;

– оптимизации системы управления природоохранными территориями;

– развитию туристической, рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях;

– обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий и системы комплексного мониторинга экологических систем.

На втором этапе (2014 – 2016 годы) основными направлениями деятельности по реализации настоящей Концепции будут:

– оптимизация хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях в целях устойчивого использования природных ресурсов этих территорий;

– создание эффективной системы особо охраняемых природных территорий, репрезентативно охватывающей все типы эталонных экологических систем, расположенных на территории Владимирской области, и учитывающей направления социально-экономического развития региона;

– повышение экологической сознательности и информированности общественности по вопросам природоохранных территорий;

– активизация и укрепление межрегионального сотрудничества в области особо охраняемых природных территорий.

Для реализации задач и достижения цели, поставленных в настоящей Концепции, разрабатываются ведомственные программы по развитию особо охраняемых природных территорий, в которых определяются мероприятия, исполнители, сроки исполнения, источники и объемы финансирования; планы действий по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений.

Для новых клиентов

Бесплатная консультация