Обзор судебного решения Арбитражного суда Новосибирской области от 23 июня 2017 года по делу № А45-9221/2017

#судебная_практика@onlineecology

Проведение ПЭК лабораторией без аккредитации признано судом нарушением закона

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 июня 2017 года по делу № А45-9221/2017

Предмет спора: признание недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований

Решение суда: в удовлетворении заявленных требований отказать

Суть спора: публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (ответчик) о признании недействительным предписания № АВЗНТ-746/4 от 03.02.2017.

Фабула дела:

На основании приказа от 30.11.2016 №1705 департаментом проведена плановая выездная проверка в отношении публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» исполнения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

По результатам проведенной выездной проверки составлен акт от 03.02.2017 № 746, в котором зафиксировано выявленное нарушение, заключающееся в том, что производственный контроль за содержанием вредных (загрязняющих) веществ в промышленных выбросах и сточных водах, осуществляется обществом с использованием собственных лабораторий, не аккредитованных на проведение необходимых измерений.

По результатам проверки департаментом в адрес общества вынесено предписание №АВЗНТ-746/4 от 03.02.2017. Указанное предписание послужило основанием для обращения 04 мая 2017 года заявителя в арбитражный суд с заявлением.

Правовое обоснование:

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных

за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (часть 1 статьи 30 Закона №96-ФЗ).

В силу пункта 4.18 ГОСТ Р 56062-2014 организация и осуществление
производственного эколого-аналитического (инструментального) контроля (далее – ПЭАК) и производственного экологического мониторинга (далее – ПЭМ) в части проведения эколого-аналитических (инструментальных) измерений входит в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений (ГОСТ Р 8.589-2001). В связи с этим лаборатории, осуществляющие ПЭАК и ПЭМ (в том числе привлекаемые), должны быть аккредитованы на проведение необходимых измерений.

Под аккредитацией в национальной системе аккредитации понимается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации (статья 4 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»).

Таким образом, довод общества о достаточности аттестации лабораторий не основан на нормах действующего законодательства, которые устанавливают требования о необходимости аккредитации в установленном порядке лабораторий, осуществляющих ПЭАК и ПЭМ, производственный контроль организован и ведется с нарушением требований, предусмотренных частью 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 25 Закона № 96-ФЗ, пункта 4.18 ГОСТ Р 56062-2014.

Решение принято судом первой инстанции

Судом апелляционной инстанции оставлено без изменения

Это и другие решения вы можете найти на нашем сайте Онлайн Экология, перейдя по ссылке в разделе документы https://onlineecology.com/docs

Для новых клиентов

Бесплатная консультация