ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 июля 2009 года № 181
Об утверждении республиканской целевой программы
«Государственная поддержка создания и развития системы переработки и
захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»
(с изменениями на 15 апреля 2013 года)
_______________________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 1 августа 2011 года № 265
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 30 июля 2012 года № 326
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 8 октября 2012 года № 458
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 15 апреля 2013 года № 162
_______________________________________________________________________________
В целях развития системы переработки и захоронения отходов производства и потребления в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы».
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики –
Ю.С. Питкевич
Утверждена постановлением
Правительства Удмуртской Республики
от 06 июля 2009 года № 181
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ
В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2010-2014 ГОДЫ»
I. Паспорт республиканской целевойпрограммы
«Государственная поддержка создания и развития
системы переработки и захоронения отходов
в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 18 августа 2008 года № 760-р «О разработке республиканской целевой программы «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы» |
Государственный заказчик Программы | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики; Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; администрации муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию); государственные (автономные) учреждения Удмуртской Республики (по согласованию); проектные и строительные организации и иные организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе в соответствии с законодательством (по согласованию) |
Цели Программы | Снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения на основе комплексного системного подхода, включающего в себя разработку нормативно-правовых, экономических, организационных и иных условий оптимизации управления в сфере деятельности по обращению с отходами производства и потребления |
Задачи Программы | 1. Разработка и организация системы информационного обеспечения в области обращения с отходами производства и потребления. 2. Формирование нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами производства и потребления. 3. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обращения с отходами производства и потребления. 4. Создание эффективной системы сбора и переработки отходов, подлежащих вторичной переработке. 5. Строительство и ввод в эксплуатацию новых полигонов для размещения отходов производства и потребления по кустовому принципу. 6. Создание благоприятных условий для привлечения инвесторов к организации производств по обезвреживанию и переработке отходов. 7. Формирование экологической культуры населения через систему экологического воспитания и просвещения |
Целевые индикаторы Программы (в ред. постановления Правительства УР от 15 апреля 2013 года № 162) | 1. Доля использования и обезвреживания (утилизации) отходов, %. 2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тонн. 3. Количество несанкционированных свалок, единиц. 4. Строительство и ввод в эксплуатацию новых кустовых полигонов по захоронению отходов, единиц. 5. Количество разработанной проектно-сметной документации на строительство новых кустовых полигонов по захоронению отходов, единиц. 6. Количество разработанной проектно-сметной документации на строительство мусоросортировочных станций, единиц |
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации Программы: 2010 – 2014 годы, в том числе: первый этап – 2010 – 2011 годы; второй этап – 2012 – 2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ред. постановления Правительства УР от 15 апреля 2013 года № 162) | Общий объем финансирования составляет – 353,805 млн. рублей, в том числе: за счет средств бюджета Удмуртской Республики -189,805 млн. рублей, из них: 2010 год – 0,600 млн. рублей; 2011 год – 4,005 млн. рублей; 2012 год – 35,00 млн. рублей; 2013 год – 40,00 млн. рублей; 2014 год – 110,200 млн. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию) – 64,0 млн.рублей; за счет иных источников (в соответствии с законодательством) – 100 млн. рублей. Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики. Предполагаемые объемы финансирования из бюджетов муниципальных образований (по согласованию) и иных источников (в соответствии с законодательством) носят ориентировочный характер. В рамках Программы муниципальным образованиям в Удмуртской Республике могут предоставляться субсидии за счет средств бюджета Удмуртской Республики при условии их долевого участия за счет средств местных бюджетов в финансировании соответствующих мероприятий Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | 1. Создание не менее 340 новых рабочих мест. 2. Увеличение коэффициента извлечения вторичного сырья до 15%. 3. Увеличение количества извлеченного вторичного сырья от общего объема образующихся отходов до 120 тыс. тонн. 4. Привлечение инвестиций в экономику Удмуртской Республики в размере 100 млн. рублей. 5. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики в размере 100 млн. рублей. 6. Увеличение степени использования и обезвреживания (утилизации) отходов на 8%. 7. Возврат в хозяйственный оборот 108 га сельскохозяйственных земель. |
Введение
Программа разработана в соответствии сФедеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства ипотребления» и с учетом основных приоритетов социально-экономического развитияУдмуртской Республики, предусмотренных Стратегией социально-экономическогоразвития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы и на период до 2014 года иЗаконом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года № 60-РЗ «О программесоциально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы», вцелях создания системы сбора, переработки и захоронения отходов производства ипотребления, направленной на снижение объемов захоронения отходов, увеличениястепени их переработки, обеспечения безопасного складирования и хранениятоксичных отходов.
Термины и определения, используемые в Программе,даны в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходахпроизводства и потребления».
II. Характеристика проблемы, на решение которойнаправлена Программа
Создание эффективно действующей системыобращения с отходами производства и потребления является одной из наиболееважных и сложных задач для Удмуртской Республики вследствие многообразия ивсевозрастающего влияния отходов на санитарно-гигиеническое состояниетерритории республики, ее эстетический ландшафтный облик.
Среднегодовой объем образования отходовпроизводства и потребления в республике составляет около 4 млн. м(3) или 1 млн.тонн, при этом 70% образующихся отходов приходится на жилой сектор, 30% – надеятельность предприятий и организаций.
В настоящее время отсутствие эффективной системыуправления отходами, в частности, системы сбора, учета, транспортировки,утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, ведет к ихнакоплению на территориях предприятий, на несанкционированных свалках. В 2008году в республике насчитывалось более 600 объектов постоянного размещенияотходов (свалок), из них 179 являются несанкционированными.
Одним из основных показателей, определяющихэффективность системы обращения с отходами, является степень их переработки. Вреспублике на сегодняшний момент получили развитие следующие основныенаправления сбора и переработки вторичного сырья: сбор и переработкамакулатуры, лома черных и цветных металлов; переработка полимерных отходов ирезинотехнических изделий; сбор и обезвреживание ртутьсодержащих ламп,термометров.
Однако в целом по республике на сегодняшниймомент сложилась низко – эффективная система сбора и переработки вторичногосырья, обусловленная многолетним складированием отходов на территории свалок иполигонов с минимальной сортировкой, не превышающей 3 % от общего объема, итрудоемкостью переработки отходов из-за невозможности их селективного сбора.
Анализ ситуации позволил разделить проблемыУдмуртской Республики в области обращения с отходами производства и потребленияна три уровня:
– первый уровень – городские округа в УдмуртскойРеспублике (далее – городские округа);
– второй уровень – поселения, в состав которыхвходят населенные пункты, являющиеся административными центрами муниципальныхрайонов (далее – районные центры);
– третий уровень – сельские поселения вУдмуртской Республике (далее – сельские поселения).
На территории республики центром концентрациипромышленного производства является агломерация городов Ижевск – Воткинск -Сарапул. Организацией сбора отходов от населения в городах занимаютсяспециализированные муниципальные предприятия или частные предприятия наосновании действующей лицензии на данный вид деятельности. Вывоз отходовпроизводится на городской полигон или на городские свалки твердых бытовыхотходов (далее – ТБО). Эксплуатацией городских объектов постоянного размещенияотходов занимаются частные предприятия.
В настоящее время в республике прослеживаетсятенденция исчерпания мощностей по захоронению отходов на действующих городскихсвалках. Особо остро данная проблема стоит в городах Сарапуле и Можге. Крометого, в городах и пригородах существует проблема захламленности мусором ибольшого количества несанкциони-рованных свалок около садоводческих массивов.
Проблемой городов республики также являетсяотсутствие централизованных пунктов по сбору вторичного сырья. Ценное вторичноесырье вместе с основным потоком мусора попадает на городской полигон илисвалку, теряя при этом до 90% своей ликвидности.
Анализ ситуации в области обращения с отходами врайонных центрах Удмуртской Республики выявил ряд основных проблем:
– несоответствие свалок экологическим исанитарно-гигиеническим нормам;
– отсутствие у предприятий, эксплуатирующихсвалки, лицензий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,размещению опасных отходов;
– наличие большого количестванесанкционированных свалок;
– отсутствие пунктов по сбору вторичного сырья.
Вышеперечисленные проблемы возникли вследствие:
– стихийного образования свалок в республике безучета норм природоохранного законодательства;
– отведения земельных участков под свалкипостановлениями глав местного самоуправления без учета экологических исанитарно-гигиенических норм и требований;
– отсутствия учета образования и движенияотходов производства и потребления.
Проблема свалок сельских поселений заключается втом, что практически все они относятся к категории несанкционированных. Свалкирасположены около каждого сельского поселения и являются причиной общейзахламленности территории Удмуртской Республики.
Для решения проблем, связанных с постояннымростом объемов образующихся отходов, исчерпанием мощностей городских свалок,несоответствием свалок районных центров и сельских поселений экологическим исанитарным нормам, отсутствием системы сбора вторичного сырья, Программойпредусмотрена реализация проекта кустового принципа размещения полигонов позахоронению отходов, с созданием сети мусоросортировочных станций.
В рамках реализации Программы территорияУдмуртской Республики поделена на 8 кустов, планируется строительство 5 новыхкустовых полигонов и обустройство 4 существующих полигонов, включенных вПрограмму в качестве кустовых. Объединение районов республики по кустампроводилось по следующим критериям:
привязка кустовых полигонов к крупным населеннымпунктам республики;
территориальный признак – расстояние отмусоросортировочной станции до кустового полигона не должно превышать 80 км.
Цель создания данной системы состоит в снижениизатрат на строительство и эксплуатацию полигонов по захоронению отходов вкаждом районе Удмуртской Республики за счет организации системы сбора,транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу.
Внедрение данной системы в рамках проектапозволит сократить рост и количество несанкционированных свалок, свалокрайонных центров и сельских поселений путем концентрации потоков образующихсяотходов на одном кустовом полигоне за счет создания сети мусоросортировочныхстанций.
Реализация проекта кустового принципа размещенияполигонов по захоронению отходов включает в себя следующие мероприятия:
1) разработка проектно-сметной документации настроительство кустовых полигонов и мусоросортировочных станций;
2) строительство кустовых полигонов позахоронению отходов. Программой предусмотрено строительство 5-ти новыхполигонов в городах Можге и Сарапуле, в селе Якшур-Бодья, в поселках Игра иУва. Предполагается строительство полигона в городе Камбарке.(в ред. постановленияПравительства УР от 30 июля 2012 года № 326) Строительство новых кустовыхполигонов вызвано:
– исчерпанием мощностей по захоронению отходовна свалках городов Можги и Сарапула;
– нехваткой мощности существующей свалки поселкаУва на захоронение значительного объема отходов в рамках кустового полигона;
– наличием разработанных и прошедшихгосударственную экспертизу проектов на строительство новых полигонов для селаЯкшур-Бодья и поселка Игра;
3) строительство мусоросортировочных станций посортировке отходов с целью извлечения вторичного сырья и сокращения объемовотходов, поступающих на свалки и полигоны. Программой предусмотреностроительство 23 мусоросортировочных станций, из которых 15 планируетсяпостроить в районных центрах республики, 8 – на кустовых полигонах.
Строительство мусоросортировочных станцийпредполагает закрытие существующих свалок ТБО в сельских поселениях и районныхцентрах Удмуртской Республики. Сбор отходов в сельских поселениях будетпроизводиться на площадках временного накопления отходов (контейнерных илибетонированных). Отходы, собираемые от районного центра и сельских поселений,вывозятся на мусоросортировочные станции, где производится сортировка отходов свыделением вторичного сырья. Остатки отходов от сортировки вывозятся длязахоронения на кустовой полигон специализированным транспортным средством.
Мусоросортировочные станции на кустовыхполигонах предназначены для сортировки отходов, поступающих от населенногопункта (города и городского округа, поселка), в котором расположен полигон.
Оснащение мусоросортировочных станцийпроизводится технологическим и техническим оборудованием, необходимым длясортировки, прессования и транспортирования отходов.
Оставшиеся свалки и полигоны, включенные впроект в качестве кустовых, подлежат обустройству с целью приведения ихсостояния в соответствие с нормами природоохранного законодательства.Разработка проектов и финансирование работ по обустройству производится за счеторганизаций, эксплуатирующих данные объекты.
Создание эффективной системы управления отходамипроизводства и потребления невозможно без формирования в республикенормативно-правовой и методической базы, регулирующей процесс обращения сотходами. В настоящее время нормативно – правовая база в данной областиотсутствует. В соответствии с федеральным законодательством необходиморазработать и утвердить нормативные правовые акты Удмуртской Республики, в томчисле регулирующие:
– порядок и правила обращения с отходами, в томчисле определения способа сбора, хранения, обезвреживания, размещения,переработки и утилизации отходов на территории республики;
– положение о субсидировании процентной ставкипо кредитам, а также части лизинговых платежей, полученным юридическими лицамии индивидуальными предпринимателями-производителями товаров, работ, услуг(переработчиками отходов);(в ред. постановления Правительства УР от 1 августа2011 года № 265)
– создание республиканской системы обеспечениянаселения информацией об обращении с отходами производства и потребления.
Программой предусматривается разработка иреализация комплекса мероприятий по формированию единой системы экологическоговоспитания и просвещения в сфере обращения с отходами на территории УдмуртскойРеспублики, так как без поддержки населения снижается эффективность любых природоохранныхмероприятий, в том числе в области обращения с отходами производства ипотребления.
Реализация мероприятий по экологическомувоспитанию и просвещению предусматривает разработку концепции реализациикомплекса мероприятий с целью формирования единой системы экологическоговоспитания и просвещения в сфере обращения с отходами на территории УдмуртскойРеспублики, включающей в себя:
– организацию обучающих семинаров и тренингов сцелью повышения эффективности взаимодействия предприятий и органов исполнительнойвласти Удмуртской Республики в области обращения с отходами;
– издание методических пособий, справочнойлитературы, периодических экологических изданий, рекламно-информационнойпродукции (буклеты, плакаты, листовки, социальная экологическая реклама);
– разработку проектов постоянных телепередач,радиопередач, рекламных роликов, документальных фильмов об охране природы;
– организацию службы общественных инспекторов поохране окружающей среды в Удмуртской Республике.
Количество мероприятий (семинаров, методическихпособий, телепередач и т.д.) в рамках формирования единой системыэкологического воспитания и просвещения в сфере обращения с отходамиопределяется целевыми индикаторами Программы.
Удмуртская Республика располагает значительнымпромышленным потенциалом. На ее территории сосредоточено большое количествопредприятий различных отраслей: нефтедобычи, транспортировки нефти,машиностроения и металлообработки, металлургии, электроэнергетики, лесной идеревообрабатывающей промышленности и других отраслей. Наряду с этим вреспублике имеются крупные предприятия агропромышленного комплекса, включаяптицеводческие и животноводческие.
Таким образом, можно сделать вывод о ежегодномобразовании в республике большого количества промышленных отходов.
При подготовке Программы, с целью минимизациинегативного влияния промышленных отходов на окружающую природную среду издоровье населения, был проведен анализ структуры отходов, образующихся во всехотраслях промышленности и в сельском хозяйстве Удмуртской Республики, порезультатам которого все отходы были условно разделены на две группы:
– первая группа – перерабатываемые отходы. Кданной группе относятся те отходы, для которых на сегодняшний момент имеютсямощности по их переработке и использованию на территории Удмуртской Республики;
– вторая группа – неутилизируемые «проблемные»виды отходов. Группа представлена отходами, для которых в настоящее время натерритории республики отсутствуют мощности по сбору и переработке, атранспортирование данных отходов для переработки в другие субъекты РоссийскойФедерации является экономически нецелесообразным. Текущее накопление данныхвидов отходов на площадках промышленных предприятий представляет угрозузагрязнения окружающей среды.
К первой группе перерабатываемых отходовотносятся:
1) отходы нефтедобывающей промышленности:нефтешламы, буровые и тампонажные растворы. Образование отходов происходит накаждом этапе добычи нефти. Данные отходы характеризуются многокомпонентностью итоксичностью по отношению к окружающей среде и человеку. Одним из основныхзагрязнителей окружающей среды нефтедобывающей промышленности являютсянефтешламы (22 500 т/год). В республике накоплен опыт по использованию иобезвреживанию данных отходов. Также, в зависимости от состава образующегосяотхода, допускается его размещение на объектах постоянного размещения отходов;
2) отходы машиностроения, металлообработки иприборостроения: гальванические шламы, электролиты гальванохимическогопроизводства, легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), растворители, отходылакокрасок, смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ). Перечисленные виды отходовподлежат обезвреживанию либо непосредственно на предприятии, либо передаютсяспециализированным предприятиям, имеющим соответствующую лицензию на данный виддеятельности;
3) отходы электроэнергетики, в частности,золошлаки (теплоэлектроцентрали) ТЭЦ. Ежегодное образование золошлаков напредприятиях электроэнергетики составляет 14 тыс. тонн. На сегодняшний день напредприятиях указанной отрасли накоплено свыше 800 тыс. тонн данных отходов.Специализированные предприятия, имеющие соответствующую лицензию на данный виддеятельности, принимают золошлаки для использования в дорожном строительстве.Также данный отход, в зависимости от его состава, может применяться в качествеизоляционного слоя на объектах постоянного размещения отходов;
4) отходы химической промышленности, вчастности, неликвидные химические вещества и материалы. На химическихпроизводствах республики образуются химические вещества, реагенты и материалы,представляющие высокую токсическую и химическую опасность. Специализированныепредприятия, имеющие соответствующую лицензию на данный вид деятельности,принимают от предприятий неликвидные химические вещества и материалы с цельюобезвреживания.
Ко второй группе – «проблемные отходы» -относятся:
1) отходы транспортного комплекса, в частности,отработанные автомобильные покрышки. Неблагоприятная обстановка с отходамитранспортного комплекса складывается в части утилизации отработанныхавтомобильных покрышек. Отработанные покрышки (8 000 т/год), вследствие ихнизкой биоразлагаемости, приводят к захламлению прилегающих к городам ипоселкам территорий;
2) отходы сельского хозяйства, в частности,отходы животноводческого и птицеводческого комплексов (навоз, помет). Ежегоднов животноводческих и птицеводческих хозяйствах республики образуются сотни тысячтонн навоза и помета. Складирование данных отходов производится нанеоборудованных площадках. Вследствие этого во время дождей и снеготаянияфекальные продукты попадают в водоемы, загрязняя их;
3) отходы деревообрабатывающей промышленности, вчастности, древесные отходы. Решение проблемы утилизации древесных отходов насегодняшний день перспективно в свете тенденций ресурсо- и энергосбережения, играмотная организация переработки данного вида отходов обеспечит экономический,экологический и социальный эффект;
4) отходы строительной отрасли, в частности,строительные отходы. На сегодняшний момент в республике быстрыми темпамиразвивается строительная отрасль. В ходе строительства объектов различногоназначения, а также от разборки зданий и сооружений образуется значительноеколичество строительных отходов (бой кирпича, отходы цемента и бетона). Данныевиды отходов представляют большую ценность использования в качестве вторичногосырья.
В настоящее время на территории УдмуртскойРеспублики существуют мощности по переработке основных видов вторичного сырья,но отсутствует эффективная система их извлечения из потока образующихсяотходов. В связи с этим Программой заложена организация сортировки отходов сцелью получения ликвидного вторичного сырья.
Для решения вышеперечисленных проблем, связанныхс переработкой «проблемных» промышленных отходов, Программой предусматриваетсяразработка проектов обоснования внедрения мощностей по переработке данных видовотходов на территории Удмуртской Республики.
Исходя из вышеперечисленных проблем, можносделать следующий прогноз развития проблемной ситуации в области обращения сотходами производства и потребления без использования программно-целевого методаее решения:
– резкое ухудшение экологического итехнологического состояния свалок городов и районов Удмуртской Республики;
– ускоренное исчерпание мощностей длязахоронения городских отходов;
– рост несанкционированных мест размещенияотходов (свалок) и отчуждение новых территорий;
– рост неконтролируемого процесса удаленияотходов;
– загрязнение подземных и поверхностных вод,атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;
– рост потенциальной опасности загрязненияокружающей среды токсичными отходами производства.
Методами решения сложившихся проблем в областиобращения с отходами производства и потребления с использованиемпрограммно-целевого метода являются:
1) нормативно-правовое направление:
– применение организационно-управленческих,правовых, нормативных и контрольных регуляторов;
– методическое и научное сопровождение процессаразвития системы обращения с отходами на уровне современных технологическихдостижений;
2) информационно-аналитическое направление:
– ведение регионального кадастра отходовпроизводства и потребления Удмуртской Республики;
– проведение научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ в области обращения с отходами;
– внедрение логистических принципов процессаобращения с отходами;
3) инвестиционное направление:
– повышение инвестиционной привлекательностипроектов в области обращения с отходами;
– концентрация финансовых ресурсов дляреализации наиболее важных мероприятий;
4) технологическое направление:
– внедрение современных технологий попереработке и обезвреживанию различного вида промышленных отходов, отходовсельского хозяйства и здравоохранения;
– внедрение проекта оптимизации системы сбора ипереработки вторичного сырья;
– внедрение проекта оптимизации системы сбора,транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу размещенияполигонов ТБО;
– ликвидация несанкционированных мест размещенияотходов с последующей рекультивацией земель;
5) оказание мергосударственной поддержки:
– субсидирование части процентной ставки покредитам, полученным предприятиями-переработчиками отходов в кредитныхорганизациях на реализацию инвестиционных проектов, а также части лизинговыхплатежей за производственное оборудование, объекты недвижимостипроизводственного назначения, транспортные средства и спецтехнику, полученныепредприятиями-переработчиками отходов от лизинговых компаний.
III.Социально-экономическая значимость проблемы для населения
Удмуртской Республики
Сложившаясяв настоящее время система обращения с отходами в Удмуртской Республике являетсямалоэффективной и характеризуется низким уровнем переработки отходов,возрастающим количеством мест несанкционированного размещения отходов иувеличивающимся потоком загрязняющих веществ в окружающую среду.
Создание эффективно действующей системыобращения с отходами производства и потребления позволит повысить уровень жизнинаселения республики путем решения ряда важных социально-экономических задач.
Так, внедрение мусоросортировочных станцийпозволит снизить на 15% количество отходов, поступающих на объекты постоянногоразмещения отходов, и тем самым будет достигнуто увеличение сроков эксплуатацииполигонов ТБО, снижение количества загрязняющих веществ, поступающих вокружающую среду и оказывающих крайне неблагоприятное воздействие на здоровьенаселения республики.
В период строительства и эксплуатации объектовпо сбору и переработке отходов будут создаваться дополнительные рабочие места(будет создано не менее 340 новых рабочих мест), что позволит повысить уровеньзанятости населения Удмуртской Республики.
С внедрением Программы станет возможным выпускнедорогой, пользующейся спросом у населения продукции, изготовленной полностьюили частично с применением отходов производства и потребления.
За счет реализации новых инвестиционныхпроектов, предусмотренных Программой, можно ожидать повышения уровня доходнойчасти бюджета Удмуртской Республики.
Кроме того, повышение информационногообеспечения в области обращения с отходами производства и потребления позволитсформировать основы экологической культуры у населения Удмуртской Республики,повысить грамотность в вопросах обращения с отходами. Также реализацияпрограммных мероприятий будет способствовать развитию фундаментальной иприкладной науки на территории Удмуртской Республики.
Таким образом, создание в республике эффективнодействующей системы обращения с отходами производства и потребления должностать одним из важных этапов на пути к устойчивому развитию УдмуртскойРеспублики в целом.
IV. Цели и задачиПрограммы
Цель Программы – снижение негативноговоздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровьенаселения на основе комплексного системного подхода, включающего в себяразработку нормативно-правовых, экономических, организационных и иных условийоптимизации управления в сфере деятельности по обращению с отходамипроизводства и потребления.
Задачи Программы:
1) разработка и организация системыинформационного обеспечения в области обращения с отходами производства ипотребления;
2) формирование нормативно-правовой иметодической базы в области обращения с отходами производства и потребления;
3) проведение научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в области обращения с отходамипроизводства и потребления;
4) создание эффективной системы сбора ипереработки отходов, подлежащих вторичной переработке;
5) строительство и ввод в эксплуатацию новыхполигонов для размещения отходов производства и потребления по кустовомупринципу;
6) создание благоприятных условий для привлеченияинвесторов к организации производств по обезвреживанию и переработке отходов;
7) формирование экологической культуры населениячерез систему экологического воспитания и просвещения.
Сроки реализации Программы – 2010-2014 годы.Этапы реализации Программы: первый этап – 2010 – 2011 годы; второй этап – 2012- 2014 годы.
V. Целевые индикаторы по годам реализацииПрограммы
(в ред. постановления Правительства УР от 15 апреля 2013 года № 162)
№ | Наименование индикатора | Базо- | Прогнозные значения индикатора | ||||||
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Доля использования и обезвреживания (утилизации) отходов, % | 79 | 80 | 82 | 85 | 86 | 87 | ||
2 | Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тонн | 119578 | 119570 | 119560 | 119550 | 119540 | 119530 | ||
3 | Количество несанкционированных свалок, единиц | 179 | 171 | 163 | 155 | 147 | 139 | ||
4 | Строительство и ввод в эксплуатацию новых кустовых полигонов по захоронению отходов, единиц | 1 | – | – | – | – | 1 | ||
5 | Количество разработанной проектно-сметной документации на строительство новых кустовых полигонов по захоронению отходов, единиц | – | – | – | 1 | 1 | 1 | ||
6 | Количество разработанной проектно-сметной документации на строительство мусоросортировочных станций, единиц | – | – | – | 4 | 6 | 1 |
VI. План мероприятий Программы
План программных мероприятий направлен нареализацию перспективных проектов и организацию работ, обеспечивающихэкологически безопасное удаление, обезвреживание и утилизацию отходов, созданиевысокотехнологичных перерабатывающих производств и комплексной регулируемойгосударством системы управления отходами.
В соответствии с целями и задачами Программымероприятия сгруппированы по решаемым проблемам с учетом функциональнойзависимости друг от друга и этапами выполнения.
В течение срока реализации Программы системапрограммных мероприятий, в рамках выделенных разделов, может быть дополненановыми мероприятиями для решения новых задач в области обращения с отходами.
В целях реализации Программы предусмотреноосуществить комплекс следующих основных мероприятий:
1. Разработка и организация системыинформационного обеспечения в области обращения с отходами производства ипотребления.
Информация по обращению с отходами в УдмуртскойРеспублике разобщена, разрознена по ведомствам, узко специализирована,малодоступна и зачастую противоречива. В связи с этим для эффективногоуправления процессами обращения с отходами, для принятия управляющимиструктурами обоснованных решений необходима информация обо всех стадияхобращения с отходами, от образования отходов до их захоронения или переработки,и эта информация должна быть полной, достоверной и своевременной.
2. Формирование нормативных правовых актов иметодической базы в области обращения с отходами производства и потребления.
Реализация указанных мероприятий позволитустановить общие принципы регулирования отношений в области обращения сотходами производства и потребления при определении мест строительства объектовразмещения отходов, организации проектирования и строительства объектовразмещения, использования и обезвреживания отходов в иных сферах; различныеэкономические механизмы повышения заинтересованности хозяйствующих субъектов восуществлении вторичной переработки отходов производства и потребления.
3. Проведение научно-технических иопытно-конструкторских работ в области обращения с отходами.
Реализация данных мероприятий связана сформированием единой технологической политики по переработке отходов, взаимнымувязыванием технологических решений в различных отраслях экономики республики.
4. Строительство и ввод в эксплуатацию новыхкустовых полигонов по захоронению отходов, создание эффективной системы сбора ипереработки отходов посредством строительства мусоросортировочных станций иорганизации пунктов по сбору вторичного сырья, организация производств попереработке отходов.
Реализация указанных мероприятий позволит:
сократить количество несанкционированных свалок;
построить современные технологически оснащенныеполигоны по захоронению отходов;
увеличить объем переработки вторичного сырья.
5. Экологическое воспитание и просвещение всфере обращения с отходами.
Реализация данных мероприятий позволит повыситьграмотность населения Удмуртской Республики в вопросах обращения с отходамипроизводства и потребления.
Конкретные мероприятия Программы указаны вприложении 1 к настоящей Программе.
VII. Обоснование ресурсного обеспеченияПрограммы
Финансирование мероприятий настоящей Программыпредусматривается за счет средств бюджета Удмуртской Республики, бюджетовмуниципальных образований (по согласованию) и иных источников в соответствии сзаконодательством.
Средства бюджета Удмуртской Республики,привлекаемые для реализации мероприятий Программы, включают:
– бюджетные ассигнования на осуществлениебюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в основные средства,предоставляемые в соответствии с нормативными правовыми актами ПравительстваУдмуртской Республики (далее – капитальные вложения);
– средства, направляемые на охрану окружающейсреды, в том числе: текущие расходы и НИОКР.
Средства бюджета Удмуртской Республикинаправляются на:
– софинансирование строительства новых кустовыхполигонов по захоронению отходов производства и потребления;
– софинансирование строительства и оснащениятехнологическим оборудованием мусоросортировочных станций по сортировке отходовв рамках реализации проекта по кустовому принципу размещения полигонов позахоронению отходов производства и потребления;
– поставку спецтехники для сбора итранспортирования отходов в рамках реализации проекта по кустовому принципуразмещения полигонов по захоронению отходов производства и потребления;
– разработку и организацию системыинформационного обеспечения в области обращения с отходами производства ипотребления;
– субсидирование части процентной ставки покредитам, полученным предприятиями-переработчиками отходов в кредитныхорганизациях на реализацию инвестиционных проектов, а также части лизинговыхплатежей за производственное оборудование, объекты недвижимостипроизводственного назначения, транспортные средства и спецтехнику, полученныеюридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-производителямитоваров, работ, услуг (переработчиками отходов) от лизинговых компаний всоответствии с законодательством;(в ред. постановления Правительства УР от 1августа 2011 года № 265)
– проведение научно-технических иопытно-конструкторских работ в области обращения с отходами;
– экологическое воспитание и просвещение в сфереобращения с отходами.
Средства бюджетов муниципальных образований (посогласованию) направляются на софинансирование строительствамусоросортировочных станций по сортировке отходов в рамках реализации проектапо кустовому принципу размещения полигонов по захоронению отходов производстваи потребления.
Средства иных источников (в соответствии сзаконодательством) направляются на:
– софинансирование строительства новых кустовыхполигонов по захоронению отходов;
– создание производственных мощностей поутилизации, обезвреживанию и переработке отходов.
Предполагаемые объемы финансирования из бюджетаУдмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носяториентировочный характер и подлежат корректировке при формировании иутверждении бюджета Удмуртской Республики.
Предполагаемые объемы финансирования из бюджетовмуниципальных образований (по согласованию) и иных источников (в соответствии сзаконодательством) носят ориентировочный характер.
В рамках Программы муниципальным образованиям вУдмуртской Республике могут предоставляться субсидии за счет средств бюджетаУдмуртской Республики при условии их долевого участия за счет средств местныхбюджетов в финансировании соответствующих мероприятий Программы.
Необходимые для реализации Программы финансовыересурсы и источники поступления приведены в таблице 1 «Источники и объемыфинансирования Программы» и приложении 1 к настоящей Программе.
Таблица 1
Источники и объемы финансирования Программы
(в ред. постановления Правительства УР от 15 апреля 2013 года № 162)
Источники финансирования | Расходы за период | Финансирование мероприятий и работ Программы, | ||||
Прогноз | ||||||
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Бюджет Удмуртской Республики, в том числе: капитальные вложения, текущие расходы, НИОКР |
|
|
|
|
|
|
Бюджеты муниципальных образований в Удмуртской Республике |
|
|
|
|
|
|
Иные источники (в соответствии с законодательством) | 100,0 | – | 23,0 | 27,0 | 27,0 | 23,0 |
ИТОГО: | 353,805 | 0,600 | 32,73 | 73,45 | 83,65 | 163,375 |
VIII. Механизм реализации Программы
Государственный заказчик Программы -Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики(далее – Минприроды УР) – обеспечивает реализацию Программы в пределах средств,предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республикина очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период),направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики информацию опроводимых мероприятиях в текущем финансовом году.
Механизм реализации настоящей Программы предусматриваетиспользование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетнойполитики в области охраны окружающей среды с учетом интересов УдмуртскойРеспублики, муниципальных образований в Удмуртской Республике и хозяйствующихсубъектов в Удмуртской Республике.
В ходе реализации Программы Минприроды УРобеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, контроль за ходомреализации программных мероприятий и эффективным использованием средств.
Исполнители Программы, в частности, проектные истроительные организации и иные организации, выполняющие государственный заказ,определяются на конкурсной основе в соответствии с федеральнымзаконодательством.
Минприроды УР ежегодно уточняет с учетомвыделяемых на Программу средств целевые показатели и затраты по программныммероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Минприроды УР ежегодно формирует бюджетныезаявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для реализацииПрограммы и в установленном порядке представляет их в Министерство экономикиУдмуртской Республики.
IX. Организация управления Программой
Государственный заказчик обеспечивает достижениезначений целевых индикаторов и показателей эффективности, является главнымраспорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы,отчитывается перед Правительством Удмуртской Республики о ходе реализацииПрограммы.
X. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программыосуществляет государственный заказчик.
Государственный заказчик обеспечивает вустановленном порядке предоставление в Министерство экономики Удмуртской Республикии Министерство финансов Удмуртской Республики необходимой информации о ходеработ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
XI. Методика оценки эффективности реализацииПрограммы
Оценка эффективности реализации Программы будетежегодно проводиться на основе использования системы целевых индикаторов,которая обеспечит мониторинг динамики изменений состояния экологическойситуации в Удмуртской Республике за оцениваемый период с целью уточнения задачи мероприятий Программы.
XII. Оценка социальной, экономической, бюджетнойи
экологической эффективности реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы к2014 году будет получена следующая эффективность:
1. Социальная:
1) обеспечение благоприятного экологического,санитарно-гигиенического состояния территории и здоровья населения УдмуртскойРеспублики;
2) повышение культурного уровня населения всфере обращения с отходами;
3) создание новых предприятий, производств попереработке отходов производства и потребления, создание не менее 340дополнительных рабочих мест.
2. Экономическая:
1) создание экономически более выгодной иэффективно действующей системы хозяйствования в сфере обращения с отходамипозволит:
– увеличить коэффициент извлечения вторичного сырьядо 15%;
– извлечь вторичное сырье из общего объемаобразующихся отходов в количестве 120 тыс. тонн на сумму около 500 тыс. рублей;
2) повышение инвестиционной привлекательностипроектов, связанных с переработкой отходов, в частности:
привлечение инвестиций в экономику УдмуртскойРеспублики в размере 100 млн. рублей;
сокращение срока окупаемости капитальныхвложений в производственные мощности по переработке отходов до 4-5 лет.
3. Бюджетная:
1) увеличение налоговых поступлений в бюджетУдмуртской Республики в размере 100 млн. рублей, в том числе:
– налога на прибыль организаций от реализациивторичного сырья в размере 80 млн. рублей;
– налога на имущество организаций в размере 20млн. рублей.
4. Экологическая:
1) увеличение степени использования иобезвреживания (утилизации) отходов на 8%, с 79% в 2010 году до 87% в 2014году;
2) сокращение количества несанкционированныхсвалок на 40 ед.;
3) сокращение отчуждения площадей земель,пригодных для сельскохозяйственного и иного использования под свалки и полигоныТБО, в том числе возврат в хозяйственный оборот 108 га сельскохозяйственныхземель, занятых несанкционированными свалками;
4) сокращение количества выбросов загрязняющихвеществ в атмосферу на 48 тонн.
XIII. Оценка рисков реализации Программы
Программно-целевой метод направлен наиспользование средств бюджета Удмуртской Республики, бюджетов муниципальныхобразований (по согласованию) и иных источников (в соответствии сзаконодательством) в соответствии с приоритетами социально-экономическогоразвития республики и применение эффективных механизмов и методов для динамичногоразвития системы обращения с отходами производства и потребления.
Финансовый риск реализации Программыпредставляет собой замедление формирования действенной системы обращения сотходами производства и потребления. Способом ограничения финансового рискаявляется ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей взависимости от достигнутых результатов.
Административный риск представляет собойневыполнение в полном объеме исполнителями Программы финансовых обязательств,что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:
– срывом мероприятий и недостижением целевыхпоказателей;
– неэффективным использованием ресурсов;
– повышением вероятности неконтролируемоговлияния негативных факторов на реализацию Программы.
Способами ограничения административного рискаявляются:
– регулярная и открытая публикация данных о ходефинансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителейвыполнять принятые на себя обязательства;
– обобщение и анализ опыта привлечениявнебюджетных ресурсов.
Приложение 1 к республиканской
целевой программе «Государственная
поддержка создания и развития системы
переработки и захоронения отходов в
Удмуртской Республике на 2010 – 2014 годы»
(в ред. постановления Правительства УР
от 15 апреля 2013 года № 162)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙПРОГРАММЫ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 – 2014 ГОДЫ»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п | Наименование мероприятий | Направления | Источники финансиро- | Объем финансирования | Исполнитель | Ожидаемые | |||||
ВСЕГО | в том числе: | ||||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Разработка и согласование проектно-сметной документации на строительство новых кустовых полигонов по захоронению отходов | НИОКР | Бюджет Удмуртской | 17553,6 | – | 1630,0 | 5000,0 | 7923,6 | 3000,0 | Минприроды УР, | Современ-ные технологи-чески оснащенные полигоны по захоро-нению отходов |
2 | Строительство новых | Капитальные вложения | Бюджет Удмуртской | 130741,0 | – | – | 18000,0 | 17341,0 | 95400,0 | Минприроды УР, Минстрой УР, строительные организации (по согласованию) | Современ-ные технологи-чески оснащенные полигоны по захоро-нению отходов |
2.1 | строительство полигона | Капитальные вложения | Бюджет Удмуртской | 30100,0 | – | – | – | – | 30100,0 | ||
2.2 | строительство полигона в городе Можге | Капитальные вложения | Бюджет Удмуртской | 67200,0 | – | – | 18000,0 | 14000,0 | 35200,0 | ||
2.3 | строительство полигона в Увинском районе | Капитальные вложения | Бюджет Удмуртской | 33441,0 | – | – | – | 3341,0 | 30100,0 | ||
3 | Разработка | НИОКР | Бюджет Удмуртской | 29111,4 | – | 2275,0 | 9301,0 | 14735,4 | 2800,0 | Минприроды УР, проектные организации (по согласованию) | Техно-логически оснащенные |
4 | Строительство мусоросортировоч-ных станций (далее – МСС) | Капитальные вложения | Бюджет Удмуртской | 9000,0 | – | – | – | – | 9000,0 | Минприроды УР, | Увеличение объемов переработки вторичного сырья |
4.1 | строительство МСС в Балезинском районе | Капитальные вложения | Бюджет Удмуртской | 4500,0 | – | – | – | – | 4500,0 | ||
4.2 | строительство МСС в Малопургинском районе | Капитальные вложения | Бюджет Удмуртской | 4500,0 | – | – | – | – | 4500,0 | ||
5 | Субсидирование части процентной ставки по кредитам, | Текущие расходы | Бюджет Удмуртской | 2341,0 | – | – | 2341,0 | – | – | Минприроды УР | Внедрение |
6 | Разработка проектов обоснования внедрения мощностей по переработке отходов | НИОКР | Бюджет Удмуртской | 958,0 | 600,0 | – | 358,0 | – | – | Организации (по согласованию) | Снижение- негативно-го воздей-ствия отходов на окружа-ющую природ-ную среду |
7 | Издание методических пособий, справочной литературы, периодических экологических изданий, рекламно-информационной продукции (буклеты, плакаты, листовки, социальная экологическая реклама) | Текущие расходы | Бюджет Удмуртской | 100,0 | – | 100,0 | – | – | – | Организации, высшие учеб-ные заведения (по согласованию) | Совершен- ствование системы экологи-ческого просвеще-ния и пропаган-ды эколо-гических знаний среди населения Удмурт-ской Республи-ки |
8 | Софинансирование строительства мусоросортировоч-ных станций | Капитальные вложения | Бюджеты |
|
|
|
|
|
| Администра-ции муниципаль-ных образований в Удмуртской Республике, строительные организации (по согласованию) | Увеличе-ние объемов перера-ботки вторично-го сырья |
9 | Софинансирование строительства новых кустовых полигонов по захоронению отходов | Капитальныев ложения | Иные источники (в соответ- |
|
|
|
| 12000,0 |
| Строительные | Современ-ные техноло-гически оснащен-ные полигоны по захоро-нению отходов |
10 | Создание производственных мощностей по утилизации, обезвреживанию и переработке отходов | Капитальные вложения | Иные источники (в соответ- |
|
| 15000,0 |
|
|
| Внедрение | |
ИТОГО: | Бюджет Удмуртской Республики | 189805,0 | 600,0 | 4005,0 | 35000,0 | 40000,0 | 110200,0 | ||||
Бюджеты муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию) |
|
|
|
|
|
| |||||
Иные источники |
|
|
|
|
|
| |||||
ВСЕГО: | 353805,0 | 600,0 | 32730,0 | 73450,0 | 83650,0 | 163375,0 |