ПРАВИТЕЛЬСТВОЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2020 года N 518
Об утверждении Региональной программы в области обращения с отходами, в томчисле с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском автономном округе
В целях реализацииположений Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Оботходах производства и потребления”, Комплексной стратегии обращения ствердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации,утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологииРоссийской Федерации от 14 августа 2013 года N 298, Правительство Чукотскогоавтономного округа постановляет:
1. Утвердить Региональную программу вобласти обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, вЧукотском автономном округе согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силупостановления Правительства Чукотского автономного округа:
1) от 12 июля 2017 года N 279″Об утверждении Региональной программы в области обращения с отходами, втом числе с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском автономном округе на2017 – 2021 годы”;
2) от 23 декабря 2019 года N 587″О внесении изменений в Постановление Правительства Чукотского автономногоокруга от 12 июля 2017 года N 279″.
3. Контроль за исполнением настоящегопостановления возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотскогоавтономного округа (Яковлев А.В.).
Председатель Правительства
Р.В.КОПИН
Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 6 ноября 2020 г. N 518
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИКОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
I. ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ СТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ (ДАЛЕЕ -РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)
Наименование региональной программы | Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском автономном округе |
Ответственный исполнитель региональной программы | Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа |
Участники региональной программы | Органы местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа (по согласованию); региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами |
Цели региональной программы | Создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей минимизацию накопленного экологического ущерба, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, а также ликвидацию накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности |
Задачи региональной программы | Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами; ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленными отходами производства и потребления; восстановление нарушенных естественных экологических систем накопленными отходами производства и потребления; формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами |
Целевые индикаторы (показатели) региональной программы | Количество организаций – региональных операторов, получивших субсидии на возмещение расходов, не учтенных при установлении тарифов; объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), нарастающим итогом; доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов; доля разработанных электронных моделей; доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами; наличие актуальных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чукотского автономного округа |
Сроки и этапы реализации региональной программы | 2020 – 2022 годы (без разделения на этапы) |
Объемы финансовых ресурсов региональной программы | Общий объем финансовых ресурсов региональной программы составляет 303 536,8 тыс. рублей из них за счет средств: федерального бюджета – 10 186,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год – 10 186,8 тыс. рублей; окружного бюджета – 293 350,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год – 113 350,0 тыс. рублей; 2021 год – 95 000,0 тыс. рублей; 2022 год – 85 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы | Создание в Чукотском автономном округе инфраструктуры по экологически безопасному обращению с твердыми коммунальными отходами |
II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Чукотский автономный округ образован 10декабря 1930 года. Статус самостоятельного субъекта Российской Федерации имеетс 17 июня 1992 года. Статус подтвержден в 1993 году решением КонституционногоСуда Российской Федерации. Площадь территории округа 721,5 тыс. км2, чтосоставляет 4,2% территории Российской Федерации и 10,4% – территорииДальневосточного федерального округа. Численность населения на 1 января 2020года составила 50,3 тыс. человек.
Чукотский автономный округ относится ксухопутной территории Арктической зоны Российской Федерации, расположенной вСеверном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации доСеверного полюса.
Климат Чукотской тундры оченьнеоднородный, что связано с ее географическим положением, влиянием двухокеанов, сложной атмосферной циркуляцией и разнообразием рельефа. В Чукотскомавтономном округе проявляются многие климатические рекорды: здесь отмечены наименьшийдля этих широт радиационный баланс, максимум дней без солнца (о. Врангеля),минимум часов солнечного сияния (на северо-восточном побережье), максимумсреднегодовой скорости ветра и повторяемости штормов и ураганов (мыс Наварин) вРоссии.
Территория Чукотской тундры омываетсятремя шельфовыми морями – Восточно-Сибирским и Чукотским – бассейна СеверногоЛедовитого океана и Беринговым – бассейна Тихого океана. Самое холодное из них- Восточно-Сибирское море – большую часть года покрыто льдом, а плавучие льдычасто остаются вблизи берегов и летом. Чукотское море очень холодное, с сильноизменчивым ледовым режимом в летние месяцы из-за мощного восточного холодноготечения, приносящего лед через пролив Лонга, но благодаря более тепломуаляскинскому течению оно бывает свободно ото льда два – три летних месяца.Берингово море – более теплое, даже зимой покрывается льдом на 80 – 90%, в негопоступает основная часть стока (55%) рек Чукотки.
Все большие и малые реки имеют дождевоеи снеговое питание и крайне неравномерное внутригодовое распределение стока.Почти весь сток – 95 – 100% – проходит во время теплого сезона. Зимой многиереки промерзают до дна. На многих из них летом развиты наледи. Самая крупнаярека – Анадырь – берет начало на восточных склонах Анадырского нагорья ивпадает в Анадырский лиман.
В Чукотском автономном округерасположено семь муниципальных образований, в том числе четыре городскихокруга, три муниципальных района. На территории муниципальных образованийокруга находится сорок пять населенных пунктов: городской округ Анадырь (городАнадырь, село Тавайваам), Анадырский муниципальный район (городские поселенияУгольные Копи, Беринговский, сельские поселения Алькатваам, Ваеги, Канчалан,Ламутское, Марково, Мейныпильгыно, Снежное, Усть-Белая, Хатырка, Чуванское иКраснено, являющееся межселенной территорией Анадырского муниципальногорайона), Билибинский муниципальный район (городское поселение Билибино (городБилибино и сельское поселение Кепервеем), сельские поселения Анюйск, Илирней,Омолон, Островное), городской округ Эгвекинот (поселки городского типаЭгвекинот, Мыс Шмидта, поселки сельского типа Амгуэма, Ванкарем, Конергино,Рыркайпий, Уэлькаль, Нутэпэльмен), Провиденский городской округ (поселокгородского типа Провидения, поселки сельского типа Новое Чаплино, Сиреники,Нунлигран, Энмелен, Янракыннот), городской округ Певек (город Певек, поселкисельского типа Айон, Биллингс, Рыткучи), Чукотский муниципальный район(сельские поселения Лаврентия, Инчоун, Лорино, Нешкан, Уэлен, Энурмино).
Основные направления экономическойдеятельности Чукотского автономного округа с учетом специфических особенностейКрайнего Севера связаны с развитием добывающих отраслей, проведениемгеологоразведки с целью более полного и эффективного освоения минерально-сырьевойбазы, а также развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.
Коренное население занято традиционнымивидами промысла и хозяйственной деятельности. Недостаточная инфраструктурнаяобеспеченность территории является основным негативным фактором, влияющим наразвитие территории.
Чукотский автономный округ отличаетсякрайне низким уровнем развития транспортного комплекса, полным отсутствиемжелезнодорожных путей. При отсутствии железнодорожного транспорта и короткомнавигационном периоде дороги с покрытием присутствуют только в городах иприлегающих к ним поселках, на всей остальной территории используютсяавтозимники. Авиация является безальтернативным круглогодичным видом транспортадля осуществления пассажироперевозок как между населенными пунктами округа, таки за его пределы, а в некоторых населенных пунктах округа воздушный транспортостается единственным средством сообщения.
Золотодобывающая отрасль являетсяосновной составляющей в экономике Чукотского автономного округа. С 1958 годаначата добыча россыпного золота, в 1996 году анюйскими геологами было открытокрупное золотосеребряное месторождение Купол. Чукотский автономный округобладает высокими и достаточно надежными запасами и ресурсным потенциаломрудного золота, поэтому перспективы развития добычи золота в округе связаны сосвоением рудных месторождений. Всероссийским научно-исследовательскимгеологическим институтом имени А.П.Карпинского по заказу ПравительстваЧукотского автономного округа для формирования стратегии дальнейшего развитиягеологоразведочных и добычных проектов на территории округа был проведен анализминерально-сырьевого потенциала округа и разработано геолого-экономическоеобоснование перспектив освоения минерально-сырьевой базы Чукотского автономногоокруга. Выделено семь первоочередных геолого-экономических районов, каждый изкоторых имеет свою металлогеническую специализацию: Центрально-Чукотский(золото, олово, вольфрам), Баимский, (медь, золото, полиметаллы), Билибинский(золото, серебро), Купольный (золото, серебро), Валунистый (золото, серебро,олово), Эргувеемский (золото, серебро, уран), Беринговский (уголь каменный,нефть, газ, золото).
Экологическая обстановка на территорииокруга в целом благоприятная, отсутствуют вредные производства, города сбольшим количеством населения.
Отходы производства и потребленияформируются, в основном, предприятиями золотодобывающей отрасли (отходы добычируд и песков драгоценных металлов), объекты размещения отходов которых внесеныв государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).
Также отходы производства и потребленияформируются предприятиями энергетики и жилищно-коммунального хозяйства(золошлаковая смесь от сжигания углей) и твердые коммунальные отходы,производимые населением, учреждениями и организациями.
В столице Чукотского автономного округав городе Анадырь эксплуатируется один объект размещения отходов (полигонтвердых бытовых отходов), включенный в ГРОРО в 2018 году. Мощность объектасоставляет 109862 м3. Полигон оборудован высокотехнологической печьютермической обработки отходов, работающей по принципу замкнутого цикла,исключающего попадание вредных веществ в почву (ИУ-4000: масса загружаемыхотходов – до 4000 кг, объем в основной камере – 12,1 м3, производительность -600 – 800 кг/ч).
В Чукотском автономном округепланируется строительство полигонов твердых коммунальных отходов в Анадырскоммуниципальном районе (городское поселение Угольные Копи), Билибинскоммуниципальном районе (город Билибино), Чукотском муниципальном районе (сельскоепоселение Лаврентия), городском округе Эгвекинот (поселок городского типаЭгвекинот), городском округе Певек (город Певек), в Провиденском городском округе(поселок городского типа Провидения) – объект “Мусоросортировочныйкомплекс” (комплекс по сортировке, хранению, утилизации, изготовлениепиролизной установки, ангар, линия по сортировке), а в сельских населенныхпунктах строительство соответствующих объектов инфраструктуры в областиобращения с отходами (площадки временного накопления твердых коммунальныхотходов, специально оборудованные объекты хранения твердых коммунальныхотходов).
III. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ,УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Единую государственную политику в области экологииопределяет Экологическая доктрина Российской Федерации,одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа2002 года N 1225-р.
В соответствии с Основами государственной политики в области экологическогоразвития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными ПрезидентомРоссийской Федерации 30 апреля 2012 года, стратегической целью государственнойполитики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологическойбезопасности является решение социально-экономических задач, обеспечивающихэкологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятнойокружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений гражданРоссийской Федерации, реализации права каждого человека на благоприятнуюокружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды иобеспечения экологической безопасности.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 “Онациональных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации напериод до 2024 года” одной из целей разрабатываемого национальногопроекта “Экология” определено эффективное обращение с отходамипроизводства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018года несанкционированных свалок в границах городов.
Стратегической целью государственной политики в области экологии являетсясохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающихфункций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшенияздоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологическойбезопасности страны.
Одной из основных задач в области экологии является снижение загрязненияокружающей среды отходами производства и потребления.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую средуподразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в областиохраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс – чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высокоопасные отходы;
III класс – умеренно опасные отходы;
IV класс – малоопасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы.
Деление отходов на классы осуществляется в соответствии с критериями,утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологииРоссийской Федерации от 4 декабря 2014 года N 536 “Об утвержденииКритериев отнесения отходов к I – V классам опасности по степени негативноговоздействия на окружающую среду”.
По классу опасности для окружающей среды большинство видов твердыхкоммунальных отходов в основном относятся к IV и V классу. При обращении ствердыми коммунальными отходами V класса не требуется лицензирование исоставление паспорта на отходы.
Согласно данным федерального статистического наблюдения за 2019 год,представляемым по форме 2-ТП (отходы) “Сведения об образовании,использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходовпроизводства и потребления”, в Чукотском автономном округе образуется до61 вида отходов общим объемом более 24 тыс. тонн/год.
Отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности системысбора, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захороненияотходов, ведет к их накоплению на территориях предприятий и несанкционированныхсвалках. Приоритетное направление государственной политики – это кардинальноеизменение сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами.
Основными причинами возникновения в округе экологических проблем в областиобращения с отходами производства и потребления являются:
высокая стоимость строительства объектов размещения отходов, отвечающихприродоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам;
отсутствие единого механизма ликвидации накопленного вреда окружающейсреде;
отсутствие эффективных мер экономического стимулирования утилизации иобезвреживания отходов;
низкий уровень культуры малоотходного потребления и ответственногоотношения у граждан к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами.
Региональная программа разработана в целях реализацииположений Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Оботходах производства и потребления” и Комплексной стратегии обращенияс твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации,утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологииРоссийской Федерации от 14 августа 2013 года N 298 (далее – Комплекснаястратегия).
Основными принципами Комплексной стратегии являются:
соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации одеятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами;
участие каждого гражданина и всего населения в организации деятельности поминимизации количества твердых коммунальных отходов и их негативноговоздействия на окружающую среду;
неотвратимость наказания за нарушения законодательства Российской Федерациипри обращении с твердыми коммунальными отходами;
предотвращение загрязнения компонентов природной среды твердымикоммунальными отходами;
рациональное использование природных и иных материальных ресурсов,содержащихся в потребляемых товарах (продукции).
Региональная программа предназначена для органов государственной властиЧукотского автономного округа, органов местного самоуправления муниципальныхобразований Чукотского автономного округа, региональных операторов,осуществляющих деятельность по обращению с отходами, в том числе с твердымикоммунальными отходами на территории Чукотского автономного округа (далее -региональные операторы).
Перечень основных мероприятий региональной программы подлежит учету приформировании мероприятий Государственной программы “Охрана окружающейсреды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономномокруге”, утвержденной Постановлением Правительства Чукотскогоавтономного округа от 15 января 2015 года N 20.
IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целью региональной программы является создание эффективной региональнойсистемы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами,обеспечивающей минимизацию накопленного экологического ущерба, предотвращениевредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека иокружающую среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестведополнительных источников сырья, а также ликвидацию накопленного вредаокружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:
обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;
ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленнымиотходами производства и потребления;
восстановление нарушенных естественных экологических систем накопленнымиотходами производства и потребления.
Также необходимо исключить несанкционированное размещение отходов натерритории Чукотского автономного округа.
Перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях региональнойпрограммы отражены в приложении 1 к региональной программе.
V. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Мероприятия по стимулированию утилизации отходов включают в себя:
понижение размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателями юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которойобразуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшениеколичества отходов;
применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанныхс осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
Мероприятия по выявлению мест несанкционированного размещения отходоввключают в себя комплекс мер:
по проведению рейдовых мероприятий по всей территории Чукотскогоавтономного округа;
по формированию региональной карты мест несанкционированного размещенияТКО;
по взаимодействию с негосударственными организациями путем формированиясовместных маршрутов рейдов, проведения совместных субботников;
по созданию межведомственных рабочих групп (комиссий) с участиемфедеральных и региональных надзорных органов, муниципальных образований.
Мероприятия по предупреждению причинения вреда окружающей среде приразмещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявлениюслучаев причинения такого вреда и ликвидации его последствий включают в себякомплекс мер:
по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов всоответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
по выявлению и ликвидации вновь образованных несанкционированных местразмещения отходов;
по проведению просветительской работы, в том числе через средства массовойинформации, с гражданами, муниципальными образованиями и органами местногосамоуправления;
по сотрудничеству с негосударственными и общественными экологическимиорганизациями;
по инвентаризации мест размещения отходов;
по проведению рейдовых мероприятий по подведомственным территориям;
по получению информации о несанкционированном размещении ТКО от юридическихи физических лиц, органов исполнительной власти, средств массовой информации.
Мероприятия по обеспечению доступа к информации в сфере обращения сотходами включают в себя:
организацию и проведение экологических акций и мероприятий среди населенияЧукотского автономного округа;
организацию постоянного информирования граждан о формировании новой системыобращения с отходами;
изготовление информационных роликов в сфере обращения с твердымикоммунальными отходами;
изготовление лифлетов об обращении с твердыми коммунальными отходами;
создание дизайн-макетов, изготовление, монтаж, демонтаж баннеров обобращении с твердыми коммунальными отходами;
мониторинг и анализ материалов в федеральных, региональных и муниципальных средствахмассовой информации. Мероприятие планируется проводить с целью изученияобщественного мнения и нивелирования рисков, возникающих при реализациигосударственной политики в сфере обращения с отходами.
Организацию деятельности в области обращения с отходами производства ипотребления на территории муниципальных образований осуществляют органыместного самоуправления в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований,предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага идругие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствоватьэкологическим, санитарным и другим требованиям в области охраны окружающейприродной среды и здоровья человека. Раздельное накопление твердых коммунальныхотходов предусматривает разделение твердых коммунальных отходов в соответствиис Федеральным классификационным каталогом отходов,утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользованияот 22 мая 2017 года N 242 “Об утверждении Федерального классификационногокаталога отходов”, собственниками твердых коммунальных отходов поустановленным видам отходов и складирование отсортированных твердыхкоммунальных отходов в контейнерах для соответствующих видов отходов.
Перечень основных мероприятий, мероприятий общей направленности,планируемых мероприятий по строительству объектов, предназначенных дляобработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твердыхкоммунальных отходов, в Чукотском автономном округе, а также сроки проведениямероприятий реализации региональной программы в разрезе мероприятийпредставлены в приложениях 2, 3, 4 к региональной программе.
VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Финансовым обеспечением региональной программы являются:
средства федерального, окружного и местных бюджетов;
средства региональных операторов по обращению с твердыми коммунальнымиотходами;
средства операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
заемные и иные средства (кредитные и лизинговые средства).
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением региональнойпрограммы за счет окружного бюджета, устанавливается законом Чукотскогоавтономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановыйпериод.
Внебюджетными средствами будут являться средства организаций,осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, представленныесобственными средствами, целевыми кредитами банков или иными заемнымисредствами, в том числе в рамках проектов государственно-частного партнерства.
Решение об изменении ресурсного обеспечения в ходе реализации региональнойпрограммы может быть принято в связи с сокращением финансирования вследствиекризисных явлений в экономике, по результатам оценки эффективности проводимыхмероприятий региональной программы на основе анализа показателей (индикаторов)региональной программы, а также в случае изменения нормативных правовых актовРоссийской Федерации и Чукотского автономного округа в сфере реализациирегиональной программы.
VII. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. МЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
В рамках реализации региональной программы возможно выявление финансовыхрисков, связанных с увеличением бюджетного дефицита, уменьшением поступлений отплаты за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов,низкой собираемостью платежей по тарифам в области обращения с твердымикоммунальными отходами, вследствие этого недостаточным уровнем финансированияреализации мероприятий региональной программы из бюджетных и внебюджетныхисточников.
В случае отсутствия достаточных ресурсов на реализацию мероприятийрегиональной программы значения целевых показателей региональной программыбудут значительно ниже оптимальных. Данный риск может быть частичноминимизирован за счет более активного использования мер экологическогостимулирования хозяйствующих субъектов к реализации мероприятий в сфереобращения с отходами.
VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации региональной программы направлен на планирование ходаисполнения мероприятий по развитию системы обращения с твердыми коммунальнымиотходами и развитию системы обращения с отходами производства, координациюдействий соисполнителей и участников региональной программы, обеспечениеконтроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга состоянияработ по выполнению региональной программы, выработку решений при возникновенииотклонения хода работ от плана мероприятий региональной программы.
Перечень основных мероприятий региональной программы включается в переченьмероприятий Государственной программы “Охрана окружающей среды иобеспечение рационального природопользования в Чукотском автономномокруге” утвержденной Постановлением Правительства от 15 января 2015года N 20.
Реализация региональной программы осуществляется на территории Чукотскогоавтономного округа в соответствии с мероприятиями, перечень которых приведен вприложениях 2, 3 и 4 к региональной программе.
Ответственный исполнитель региональной программы осуществляет:
определение исполнителя конкретных мероприятий региональной программы,обеспечение качественного проведения намечаемых мероприятий, целевое иэффективное использование средств, выделяемых на реализацию региональнойпрограммы;
формирование и обеспечение единого централизованного комплексного подхода крешению задач в сфере обращения с отходами для всех муниципальных образованийокруга путем координирования действий всех участников и исполнителей региональнойпрограммы;
ежемесячный мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий региональнойпрограммы;
рассмотрение результатов указанного мониторинга, принятие корректирующихрешений и внесение изменений в план мероприятий региональной программы (принеобходимости);
представление отчетности о ходе реализации региональной программы;
ежеквартальное размещение информации о ходе реализации региональнойпрограммы на официальном сайте Чукотского автономного округа.
Участники региональной программы ежегодно, до 20 декабря, представляютответственному исполнителю информацию о ходе выполнения мероприятийрегиональной программы и несут ответственность за своевременную и качественнуюреализацию порученных им мероприятий, указанных в приложениях 2, 3, 4 крегиональной программе.
Контроль за ходом реализации региональной программы осуществляетДепартамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа.
IX. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙРЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате реализации региональной программы ожидается:
экологический эффект – снижение загрязнения окружающей среды отходамипроизводства и потребления;
социально-экономический эффект – предотвращение вредного воздействияотходов производства и потребления на здоровье человека, модернизациясуществующей системы обращения с отходами на территории Чукотского автономногоокруга, вовлечение компонентов, содержащихся в твердых коммунальных отходах, вхозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов,полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров(продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Приложение 1
к Региональной программе в области обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском
автономном округе
ПЕРЕЧЕНЬ И СВЕДЕНИЯ О ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРАХ И ПОКАЗАТЕЛЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫВ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ,В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
N п/п | Наименование показателя (индикатора) | Единица измерения | Значения показателей | ||
2020 | 2021 | 2022 | |||
1. | Количество организаций – региональных операторов, получивших субсидии на возмещение расходов, не учтенных при установлении тарифов | ед. | 9 | 10 | 10 |
2. | Объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), нарастающим итогом | млн. тонн | 0,0032 | 0,0044 | 0,0046 |
3. | Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов | % | 0 | 0 | 0 |
4. | Доля разработанных электронных моделей | % | 1 | 1 | 1 |
5. | Доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами | % | 90 | 90 | 90 |
6. | Наличие актуальных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чукотского автономного округа | ед. | 0 | 1 | 0 |
Приложение 2
к Региональной программе в области обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском
автономном округе
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ВТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Наименование мероприятия | Период реализации (годы) | Объем финансовых ресурсов, тыс. рублей | Ответственный исполнитель, участники | ||||
всего | в том числе средства: | ||||||
федерального бюджета | окружного бюджета | прочих внебюджетных источников | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Всего по региональной программе | 2020 – 2022 | 303 536,8 | 10 186,8 | 293 350,0 | 0,0 | ||
2020 | 123 536,8 | 10 186,8 | 113 350,0 | 0,0 | |||
2021 | 95 000,0 | 0,0 | 95 000,0 | 0,0 | |||
2022 | 85 000,0 | 0,0 | 85 000,0 | 0,0 | |||
1. | Основное мероприятие: “Субсидии на компенсацию организациям – региональным операторам недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек” | 2020 – 2022 | 255 000,0 | 0,0 | 255 000,0 | 0,0 | |
2020 | 85 000,0 | 0,0 | 85 000,0 | 0,0 | |||
2021 | 85 000,0 | 0,0 | 85 000,0 | 0,0 | |||
2022 | 85 000,0 | 0,0 | 85 000,0 | 0,0 | |||
1.1. | Субсидии на возмещение организациям – региональным операторам недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальной услуги (ресурсов) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек | 2020 – 2022 | 255 000,0 | 0,0 | 255 000,0 | 0,0 | ДПРиЭ ЧАО |
2020 | 85 000,0 | 0,0 | 85 000,0 | 0,0 | |||
2021 | 85 000,0 | 0,0 | 85 000,0 | 0,0 | |||
2022 | 85 000,0 | 0,0 | 85 000,0 | 0,0 | |||
2. | Региональный проект “Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами” федерального проекта “Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами” | 2020 – 2021 | 39 536,8 | 10 186,8 | 29 350,0 | 0,0 | |
2020 | 29 536,8 | 10 186,8 | 19 350,0 | 0,0 | |||
2021 | 10 000,0 | 0,0 | 10 000,0 | 0,0 | |||
2.1. | Разработка проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) полигонов твердых коммунальных отходов | 2020 | 13 850,0 | 0,0 | 13 850,0 | 0,0 | ДПРиЭ ЧАО (с участием органов местного самоуправления по согласованию) |
2.2. | Разработка проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) площадок временного накопления твердых коммунальных отходов | 2021 | 10 000,0 | 0,0 | 10 000,0 | 0,0 | ДПРиЭ ЧАО |
2.3. | Актуализация территориальной схемы в области обращения с отходами, создание и внедрение электронной модели территориальной схемы обращения с отходами | 2020 | 5 500,0 | 0,0 | 5 500,0 | 0,0 | ДПРиЭ ЧАО |
2.4. | Субсидии региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами на финансовое обеспечение части затрат, возникших в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции | 2020 | 10 186,8 | 10 186,8 | 0,0 | 0,0 | ДПРиЭ ЧАО |
3. | Основное мероприятие: “Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов” | 2020 | 9 000,0 | 0,0 | 9 000,0 | 0,0 | ДПРиЭ ЧАО |
3.1. | Выполнение натуральных исследований (замеров) для определения массы и объема твердых коммунальных отходов | 2020 | 9 000,0 | 0,0 | 9 000,0 | 0,0 |
ДПРиЭ ЧАО – Департамент природных ресурсов и экологии Чукотскогоавтономного округа.
Приложение 3
к Региональной программе в области обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском
автономном округе
МЕРОПРИЯТИЯ ОБЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ СОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМОКРУГЕ
N п/п | Наименование мероприятий общей направленности | Период реализации | Ответственный исполнитель, участники |
1. | Оказание органам местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа методической помощи при реализации ими полномочий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ в части экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами | постоянно | ДПРиЭ ЧАО |
2. | Размещение в средствах массовой информации и официальном сайте Чукотского автономного округа публикаций и материалов экологического воспитания населения и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая раздельный сбор | постоянно | ДПРиЭ ЧАО |
3. | Распространение и размещение на информационных стендах печатных материалов, буклетов, листовок, баннеров, экологических дайджестов, разъясняющих правила обращения с твердыми бытовыми отходами, о положениях правил благоустройства территории, обустройства окружающего пространства, сохранения чистоты и санитарно-эпидемиологического благополучия | постоянно | Органы местного самоуправления (далее – ОМС ЧАО) совместно с региональными операторами |
4. | Тематические беседы, лекции, классные часы, круглые столы, направленные на экологическое воспитание населения и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами и раздельного сбора твердых коммунальных отходов | постоянно | ДПРиЭ ЧАО, ОМС ЧАО, региональные операторы |
5. | Организация и проведение месячника Всероссийского экологического субботника “Зеленая Россия” в Чукотском автономном округе | ежегодно, с 1 по 30 сентября | ДПРиЭ ЧАО |
6. | Проведение профилактических мероприятий различной направленности с привлечением контрольно-надзорных органов исполнительной власти Чукотского автономного округа и органов местного самоуправления | постоянно | ДПРиЭ ЧАО |
7. | Проведение рейдов, комиссионное обследование территорий на наличие несанкционированных свалок и навалов мусора | постоянно | ОМС ЧАО |
ДПРиЭ ЧАО – Департамент природных ресурсов и экологии Чукотскогоавтономного округа.
Приложение 4
к Региональной программе в области обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском
автономном округе
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯОБРАБОТКИ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ, ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТВЕРДЫХКОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ, В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ И ПО ЛИКВИДАЦИИ(РЕКУЛЬТИВАЦИИ) МЕСТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ (ЗАХОРОНЕНИЯ) ОТХОДОВ
N п/п | Наименование мероприятий | Ответственный исполнитель |
1. | Создание и развитие системы инфраструктуры по обращению с отходами (в том числе с твердыми коммунальными отходами) | ДПРиЭ ЧАО |
1.1. | Строительство (реконструкция) полигонов твердых коммунальных отходов | ДПРиЭ ЧАО |
1.2. | Строительство (реконструкция) площадок временного накопления твердых коммунальных отходов | ДПРиЭ ЧАО |
1.3. | Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) специально оборудованных объектов хранения твердых коммунальных отходов | ДПРиЭ ЧАО |
1.4. | Строительство (реконструкция) специально оборудованных объектов хранения твердых коммунальных отходов | ДПРиЭ ЧАО |
1.5. | Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту “Мусоросортировочный комплекс” (комплекс по сортировке, хранению, утилизации, изготовление пиролизной установки, ангар, линия по сортировке) | ДПРиЭ ЧАО |
1.6. | Строительство объекта “Мусоросортировочный комплекс” (комплекс по сортировке, хранению, утилизации, изготовление пиролизной установки, ангар, линия по сортировке) | ДПРиЭ ЧАО |
2. | Ликвидация (рекультивация) мест несанкционированного размещения (захоронения) отходов, в том числе твердых коммунальных отходов | ДПРиЭ ЧАО |
2.1. | Разработка проектной документации на рекультивацию мест несанкционированного размещения (захоронения) отходов, в том числе твердых коммунальных отходов | ДПРиЭ ЧАО |
2.2. | Проведение работ по рекультивации мест несанкционированного размещения (захоронения) отходов, в том числе твердых коммунальных отходов | ДПРиЭ ЧАО |
2.3. | Выполнение работ по разработке сметной стоимости работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, и получение положительного заключения государственной экспертизы по стоимости таких работ | ДПРиЭ ЧАО |
2.4. | По проведению работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов | ДПРиЭ ЧАО |
ДПРиЭ ЧАО – Департамент природных ресурсов и экологии Чукотскогоавтономного округа.