ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2015 года N 511-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2015 – 2020 ГОДОВ
В целях реализации комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298 “Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации”, Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Ульяновской области на период 2015 – 2020 годов (далее – Концепция).
2. Исполнительным органам государственной власти Ульяновской области в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в рамках своей компетенции, а также физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ульяновской области, учитывать положения Концепции.
Губернатор – Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
Утверждена
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 15 октября 2015 года N 511-П
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2015 – 2020 ГОДОВ
1. Общие положения
1.1. Концепция обращенияс отходами производства и потребления в Ульяновской области на период 2015 -2020 годов (далее – Концепция) представляет собой совокупность принциповдеятельности и систему взглядов на перспективы развития в области обращения сотходами производства и потребления (далее – отходы) на указанный период.Концепция основывается на требованиях международного, российского и областногозаконодательства и направлена на реализацию государственной политики в областиобращения с отходами производства и потребления на территории Ульяновскойобласти.
1.2. Концепцияпредназначена для государственных органов законодательной и исполнительнойвласти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальныхобразований Ульяновской области, физических и юридических лиц, осуществляющихдеятельность по обращению с отходами на территории Ульяновской области.
1.3. Для целей Концепциииспользуются следующие термины и определения:
вторичные материальныересурсы (далее – BMP) – отходы, образующиеся в народном хозяйстве, для которыхсуществует возможность повторного использования непосредственно или последополнительной обработки;
наилучшая доступнаятехнология – технология производства продукции (товаров), выполнения работ,оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники инаилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды приусловии наличия технической возможности ее применения;
строительные отходы -отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта истроительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерныхкоммуникаций.
2. Проблемы обращения с отходами
2.1. Краткаяхарактеристика Ульяновской области.
Ульяновская областьрасположена в самом центре Среднего Поволжья, по обе стороны Куйбышевскоговодохранилища. На западе область граничит с Пензенской областью и РеспубликойМордовия, на севере – с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан, навостоке – с Самарской областью, на юге – с Саратовской областью. Площадьтерритории региона составляет 3718,1 тыс. га. В состав Ульяновской областивходят 21 сельский район и 3 города, 31 городское поселение и 112 сельскихпоселений. Общая численность населения области составляет 1262,55 тыс. человек,из них 74,44% – городское население. В регионе имеется тенденция к снижениючисленности населения. Численность экономически активного населения региона в2013 году составила 682,3 тыс. человек (67,9%). Плотность населения – 28,9человек на 1 квадратный километр территории.
Ключевыми отраслямиэкономики региона являются машиностроение, пищевая промышленность,электроэнергетика, производство строительных материалов, сельское хозяйство.
Основнымистратегическими приоритетами социально-экономического развития Ульяновскойобласти до 2020 года являются:
созданиетранспортно-логистического кластера;
развитиеавиастроительного кластера;
созданиеядерно-инновационного кластера;
развитие кластерастроительных материалов.
2.2. Состояние сферыдеятельности в области обращения с отходами.
Обращение с отходами -один из наиболее острых вопросов в области состояния окружающей среды и охраныокружающей среды.
По данным УправленияФедеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области(далее – Управление Росприроднадзора), ежегодно в регионе образуется около 700тыс. тонн отходов (в 2012 году образовано 749 тыс. тонн, в 2013 году – 873 тыс.тонн, в 2014 году – 782,9 тыс. тонн). В общем объеме образующихся отходов96,58% составили отходы IV – V класса опасности (малоопасные и практически неопасные).
В отчетность УправленияРосприроднадзора входят сведения об отходах, представленные юридическими лицамии индивидуальными предпринимателями на основании учета образованных ипереданных отходов по формам статистической отчетности 2-ТП (отходы). Учетотходов от населения, размещаемых на поселковых и большинстве районных свалок,не ведется. Подавляющее большинство отходов образуется на территории городаУльяновска.
Муниципальное образование | Объем образования отходов по годам (тонн) | ||
2012 год | 2013 год | 2014 год | |
г. Ульяновск | 144821,24 | 159459,59 | 224969,09 |
г. Димитровград | 33434,76 | 17404,74 | 15217,74 |
г. Новоульяновск | 9400,11 | 6829,93 | 2424,55 |
г. Инза | 27411,08 | 24267,56 | 31533,71 |
По данным Федеральнойслужбы государственной статистики, среднегодовой прирост объемов образованияотходов составляет в целом не менее 3%. В регионе прослеживается тенденция кувеличению образования отходов.
По состоянию на 1 июля2015 года в государственный реестр объектов размещения отходов внесены 12объектов размещения отходов, расположенных на территории Ульяновской области:ООО “Центр Экологических Технологий” (г. Ульяновск), ООО”Приор” (г. Ульяновск), ООО “Контракт плюс” и ООО”Универсал” (с. Большие Ключищи Ульяновского района), ОАО”Волжская ТГК” (шлам), ОАО “УАЗ” (с. Баратаевка), ООО”Управляющая компания “Экостандарт” (пос. Колхозный), ООО”СЭТ” (с. Русский Мелекесс Мелекесского района), ООО “Сурскжилкомхоз”(р.п. Сурское Сурского района), МКП “Комбытсервис” (с. БогородскаяРепьевка), ООО “Уют” (р.п. Кузоватово), ООО “Гео-Сервис”(г. Инза), среди них имеются два объекта размещения отходов производства.
Подавляющее большинствообъектов размещения отходов в Ульяновской области не отвечают санитарнымтребованиям, строительным и экологическим нормативам и не внесены вгосударственный реестр объектов размещения отходов. Экологический мониторингсостояния атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и грунтовых водосуществляется на единичных объектах размещения отходов.
На территории областипрактически нет объектов индустриальной переработки отходов. Основным способомудаления отходов из производственной и социальной сферы является ихзахоронение. Значительное количество отходов от небольших предприятийпромышленности и сельского хозяйства хранится на территории этих предприятий иудаляется на несанкционированные свалки.
Согласно пункту3 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходахпроизводства и потребления” порядок сбора отходов на территорияхмуниципальных образований, предусматривающий их разделение по видам (пищевыеотходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местногосамоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарно-эпидемиологическими технологическим нормам и правилам, но фактически сбор отходов по видам неосуществляется, вся масса отходов поступает на объекты размещения отходов, втом числе на несанкционированные свалки. При захоронении отходов их ценныефракции утрачиваются.
На сегодняшний деньдостоверная и объективная информация по объему образования, накопления идвижения отходов по видам, по потребности и возможности использования отходов вкачестве вторичного сырья на территории области отсутствует.
Отсутствие надлежащейорганизации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов и недостаточноеколичество объектов размещения отходов способствует захламлению территорииобласти.
Разработка и реализациярегиональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем вобласти обращения с отходами предусмотрена Федеральным законом от24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
2.3. Проблемами,влияющими на качество управления потоками отходов, являются:
1) рост объемов отходов,направляемых на захоронение, вследствие экономического развития и увеличенияуровня потребления населением благ и услуг, а также увеличение количестваотходов от упаковки товаров;
2) несовершенствонормативной правовой базы и отсутствие методической базы в области обращения сотходами;
3) отсутствие единойинформационной системы в области обращения с отходами;
4) отсутствиерегиональной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами(далее – ТКО);
5) отсутствиетерриториальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО;
6) отсутствиегосударственной и муниципальной поддержки и стимулирования предприятий,осуществляющих сортировку и переработку BMP, и, как следствие, отсутствиепрофильных предприятий по переработке отходов;
7) отсутствие системыраздельного сбора, утилизации (использования) и обезвреживания образовавшихся отходов,сбора и утилизации вторичного сырья от населения;
8) недостаточноефинансирование мероприятий в области обращения с отходами;
9) низкий уровеньэкологической культуры населения региона.
3. Цель и приоритетные задачи развития Концепции
3.1. Основной цельюКонцепции является создание эффективной областной системы обращения с отходамии BMP, обеспечивающей:
1) уменьшениенегативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения;
2) увеличение объемовотходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительныхматериальных и энергетических ресурсов;
3) безопасноезахоронение отходов, не подлежащих дальнейшему использованию.
3.2. Приоритетнымизадачами развития системы обращения с отходами являются:
1) реализация комплексамер, направленных на выявление и ликвидацию мест несанкционированногоразмещения отходов на территории области;
2) привлечение в сферусортировки и переработки отходов частных инвестиций;
3) увеличение в два разаобъема ТКО, возвращаемых в хозяйственный оборот;
4) доведение уровняпереработки отходов производства до 80%;
5) внедрение наилучшихдоступных технологий в области обращения с отходами;
6) повышение уровняэкологической культуры населения региона.
4. ТКО
4.1. ТКО по источникуобразования делятся на две группы:
отходы от физическихлиц, образованные в жилой сфере;
отходы, образованные впроизводственной сфере, подобные по составу отходам от физических лиц,образованным в жилой сфере.
По сведениямадминистраций муниципальных образований Ульяновской области, на полигонах,свалках и площадках временного размещения отходов на территории Ульяновскойобласти накоплено 4805,6 тыс. тонн отходов, в том числе на приостановленных изаконсервированных объектах размещения отходов размещено около 1772,4 тыс. тоннотходов. Общая площадь земли, находящейся под полигонами и свалками, составляет583,7 га.
Наличие установленных вкаждом муниципальном образовании Ульяновской области норм накопления ТКО отжилых домов разной степени благоустроенности является обязательным факторомрегулирования в области обращения с отходами. По данным администрациймуниципальных образований Ульяновской области, нормы накопления отходов в 2013году составляли от 226,8 кг на человека в год до 415,8 кг на человека в год.Нормы накопления отходов в муниципальных образованиях рассчитывались по разнымметодикам и утверждены не везде. В связи с вышеизложенным подсчет количестваотходов, образуемых населением, произвести крайне сложно, а также невозможноопределить ресурсную емкость ТКО и BMP для развития бизнеса.
Транспортирование ТКО вУльяновской области осуществляется без определенной транспортно-логистическойсхемы. Отходы, образующиеся в городе Ульяновске, размещаются на 4 объектахразмещения отходов, а на территории города Новоульяновска объекты размещенияотходов отсутствуют, в связи с чем отходы должны транспортироваться на полигонгорода Ульяновска. На территории большинства районов Ульяновской области нетсанкционированных объектов размещения отходов: отходы из Сенгилеевского,Чердаклинского и Старомайнского районов должны транспортироваться на объектыразмещения отходов города Ульяновска; отходы из Павловского,Старокулаткинского, Радищевского, Николаевского и Новоспасского районов должнытранспортироваться на ближайший полигон р.п. Кузоватово.
На практике ТКО невсегда размещаются на санкционированных объектах размещения отходов, асбрасываются на несанкционированных свалках, в лесополосах, оврагах и т.п.Борьба с несанкционированным размещением отходов является приоритетной вобласти обращения с отходами.
4.2. Основнымипроблемами обращения с ТКО являются:
1) отсутствиетерриториальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО;
2) отсутствиерегиональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;
3) отсутствиемежмуниципальных полигонов;
4) отсутствиеинвестиционных площадок под объекты обработки, обезвреживания и захороненияотходов;
5) отсутствиераздельного сбора и учета отходов, поступающих от населения;
6) отсутствие(недостаточное количество) в населенных пунктах контейнерных площадок илиплощадок для сбора отходов, соответствующих санитарным и градостроительнымнормам;
7) отсутствиеутвержденных норм накопления отходов ТКО и учета движения отходов.
4.3. Решение проблемы.
Во исполнениезаконодательных норм уполномоченными органами исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации необходимо разработать и утвердить территориальную схемуобращения с отходами и региональную программу в области обращения с отходами, втом числе с ТКО (с учетом строительства объектов обработки, обезвреживания,размещения, хранения и захоронения отходов). На основании конкурсного отбораюридическому лицу (или нескольким юридическим лицам) необходимо присвоитьстатус регионального оператора по обращению с ТКО (далее – региональныйоператор) и определить сферу ответственности регионального оператора.
Региональному операторунеобходимо разработать производственную и инвестиционную программы в областиобращения с ТКО, утверждаемые уполномоченным органом исполнительной властисубъекта Российской Федерации и согласующиеся с территориальной схемойобращения с отходами Ульяновской области и региональной программой в областиобращения с отходами.
Уполномоченному органуисполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимо установитьрегиональные тарифы в области обращения с ТКО.
4.4. Организацияраздельного сбора отходов от населения.
4.4.1. Сложная процедурараздельного сбора отходов от населения, их сортировки и переработки сегодняподменена простым удалением ТКО из мест образования в силу ряда причин: низкиетарифы на сбор, транспортирование и размещение отходов, эксплуатация объектовразмещения отходов с минимальным уровнем затрат. В муниципальных образованияхУльяновской области отсутствует система сбора и использования BMP.
4.4.2. В соответствии сзаконодательством Российской Федерации с 1 января 2016 года полномочия поорганизации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору),транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКОвозлагаются на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.Органы местного самоуправления только принимают участие в организациидеятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживаниюи захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.
4.4.3. Существующуюсистему сбора отходов от населения необходимо оптимизировать в следующихнаправлениях:
1) поэтапное внедрениераздельного сбора отходов (начиная с установки отдельных контейнеров для”сухих” и “мокрых” отходов);
2) создание сетисортировки и обработки ТКО;
3) развитие сети пунктовприема BMP, в первую очередь отходов, содержащих ядовитые (токсичные) веществаи соединения;
4) уменьшение объемазахораниваемых отходов путем прессования отходов в уплотняющих устройствах.
4.5. Существует проблемасбора и транспортирования отходов потребления с территории, на которойрасположены жилые дома частного жилого сектора, садоводческие (дачные)общества, и из удаленных населенных пунктов.
Каждое садовое (дачное)объединение должно разработать, утвердить и разместить в открытом доступеинформацию о порядке (инструкции) обращения с отходами на подведомственнойтерритории. Во избежание захламления земель частного жилого сектора исадоводческих (дачных) объединений отходами необходимо заключить сорганизациями, имеющими соответствующую лицензию, договоры на передачу отходовс целью транспортирования, утилизации или захоронения отходов, а такжепроизводить отплату за услуги, оказываемые в соответствии с договорами.
На территории частногожилого сектора и садоводческих (дачных) объединений должны быть оборудованыконтейнерные площадки, отвечающие требованиям законодательства.
Законодательствомзапрещена организация несанкционированных свалок и кострищ, но быстроразлагающиесяорганические отходы можно утилизировать путем компостирования, отходы отобрезки кустарников, деревьев и высушенную ботву – путем сжигания встационарных печах и мангалах на территории частного домовладения или садового(дачного) объединения.
4.6. Строительство(реконструкция) сети канализации и объектов обезвреживания канализационныхстоков.
4.6.1. Необходимостьстроительства (реконструкции) сети канализации и объектов обезвреживанияканализационных стоков в Ульяновской области давно назрела. Сброс неочищенныхстоков наносит огромный вред Волжскому водному бассейну, поэтому проблемуобезвреживания канализационных и промышленных стоков необходимо решать. Во всехнаселенных пунктах Ульяновской области, за исключением муниципальныхобразований “город Ульяновск” и “город Димитровград”, всистеме водоотведения обезвреживание канализационных стоков не производится.
4.6.2. Работу повосстановлению и строительству сети канализации и объектов обезвреживанияканализационных стоков необходимо начинать одновременно по двум направлениям:
1) капитальный ремонтили реконструкция системы водоотведения и очистки стоков;
2) строительство новыхобъектов коммунальной инфраструктуры с применением наилучших доступныхтехнологий.
4.6.3. Установка иобслуживание локальных систем водоотведения и очистки канализационных стоковдолжна быть предусмотрена как программами комплексного развития системкоммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, так и региональной программойв области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
5. Отходы производства
5.1. УправлениемРосприроднадзора на территории Ульяновской области учитывается образованиеотходов по классам опасности вредных веществ:
Класс опасности | Объем образования отходов по годам (тонн) | |||
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
I класс | 58503,34 | 16473,27 | 16723,49 | 10535,94 |
II класс | 2585,14 | 3081,14 | 4378,86 | 1635,63 |
III класс | 46227,18 | 92912,27 | 22766,39 | 14586,23 |
IV класс | 92417,55 | 115724,94 | 348079,45 | 216844,96 |
V класс | 460825,19 | 521525,67 | 480734,24 | 539319,75 |
Всего: | 660558,39 | 749717,29 | 872682,43 | 782922,5 |
Из общего количестваотходов объем использованных и обезвреженных отходов производства составляетболее 75%. Основная масса отходов производства, подлежащих захоронению,размещается на полигонах и свалках вместе с отходами потребления.
5.2. Главными проблемамив области обращения с отходами производства являются следующие:
1) несовершенствозаконодательной базы, способствующей рациональному управлению охранойокружающей среды, в том числе управлению обращением с отходами;
2) недостаточноеразвитие инфраструктуры по обезвреживанию и утилизации образовавшихся отходов;
3) отсутствие полигонаотходов производства на территории области;
4) отсутствие пунктовприема BMP, в первую очередь отходов, содержащих ядовитые (токсичные) веществаи соединения, а также отходов, образующихся после использования сложнойбытовой, офисной и компьютерной техники;
5) отсутствиеэкономического стимулирования создания производств утилизации отходов истимулирования действующих предприятий, перерабатывающих BMP.
5.3. Отходы эксплуатацииавтотранспортных средств.
5.3.1. Одним изстратегических приоритетов социально-экономического развития Ульяновскойобласти до 2020 года является создание транспортно-логистического кластера. Ужесегодня количество автомототранспортных средств и прицепов к ним, стоящих научете в УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, достигло 427 тысяч, и этодиктует необходимость сбора и переработки следующих видов отходов:
1) отработанныхавтомобильных покрышек с последующей их переработкой в резиновую крошку;
2) отработанныхавтомобильных масел с последующей фильтрацией;
3) отработанныхсвинцовых аккумуляторов с последующей первичной переработкой.
5.3.2. Созданиекомплексных пунктов приема вторичного сырья и опасных отходов целесообразно содновременной организацией перерабатывающих производств на территории области.
5.4. Строительные отходы.
5.4.1. К строительнымотходам относятся отходы от сноса объектов капитального строительства,разборки, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, дорог,инженерных коммуникаций. Значительную часть объема отходов при ведениистроительных работ составляет избыточный грунт, образовавшийся в процессеведения землеройных работ. Частично строительные отходы отправляются напереработку в целях дальнейшего использования в качестве щебеночной смеси наобъектах строительства и благоустройства. Большая часть строительных отходов игрунтов размещается на муниципальных контейнерных площадках или сбрасывается влесопосадки и овраги.
5.4.2. В связи спрогнозируемым увеличением объемов образования строительных отходов необходимо:
1) в территориальнойсхеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, предусмотреть участки попереработке строительных отходов (например, для последующего их использования вдорожном строительстве);
2) разработать иреализовать подпрограмму по утилизации строительных отходов в рамкахрегиональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;
3) вместе с региональнымпорядком сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) определить порядок сборастроительных отходов, при этом предусмотреть обязательность раздельного сборавидов отходов, которые могут быть востребованы в строительной, дорожной отраслии в иной деятельности, и установить требования к местам временного хранениястроительных отходов на объектах их образования;
4) обеспечить учетобразующихся строительных отходов;
5) организовать контрольза выполнением строительными организациями мероприятий по удалению строительныхотходов, предусмотренных проектами строительства и сноса.
5.5. Отходы агропромышленногокомплекса.
Программойсоциально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года намеченосоздание агропромышленного кластера.
Агропромышленныйкомплекс региона представлен многочисленными сельскохозяйственнымиорганизациями, производителями пищевой продукции, фермерскими и личнымиподсобными хозяйствами. Основой агропромышленного комплекса являетсямолочно-мясное животноводство, производство зерновых и масличных культур и ихпереработка.
Наибольшая часть отходовагропромышленного комплекса приходится на отрасль животноводства ирастениеводства. В целях минимизации негативного воздействия на окружающуюсреду отходов агропромышленного комплекса необходимо начать использование илиреализацию на сторону ранее накопленных отходов и предусмотреть площадкинакопления образующихся отходов агропромышленного комплекса.
Уже сегодня необходимообустройство помето- и навозохранилищ, соответствующих требованиямзаконодательства, на действующих предприятиях, а при создании новых животноводческихкомплексов агропромышленного кластера – планировать строительство объектовразмещения отходов с применением наилучших доступных технологий.
5.6. Отходыэлектротехники и электроники.
5.6.1. В регионесуществует проблема утилизации отходов электротехники и электроники, к которымотносятся не подлежащие использованию холодильники, стиральные и швейныемашины, кухонные плиты, телевизоры, магнитофоны, музыкальные центры,компьютеры, телефоны и т.п.
Электронные приборысодержат большое количество материалов, пригодных для вторичного использования,однако демонтаж электрических и электронных приборов является трудоемкой идорогостоящей операцией, поэтому распространен наиболее простой способ обращенияс этими отходами – захоронение на свалках. Предприятий, утилизирующих данныйвид отходов, на территории Ульяновской области нет.
5.6.2. Работу пообращению с отходами электротехники и электроники необходимо организоватьследующим образом:
1) повторно использоватьприборы электротехники и электроники после замены некоторых комплектующих(например, реализовать отремонтированную технику (отдельные узлы) илипередавать ее при проведении благотворительных акций другим пользователям);
2) использоватьотдельные пригодные для использования комплектующие путем продажи или обменачерез социальные сети и единый информационный центр;
3) направлять напереработку и вторичное использование полезные компоненты.
5.6.3. Одним измалозатратных вариантов организации сбора и накопления отходов электротехники иэлектроники является выделение площадки для складирования сданного оборудованияи техники до тех пор, пока не будет объявлен спрос на них, с условием внесениязаписи о месте складирования в региональный кадастр отходов производства ипотребления.
6. Создание системы обращения с отходами
6.1. Для решения задачразвития системы обращения с отходами предусматривается реализация следующихмер:
1) совершенствованиерегиональной нормативной правовой базы и инструктивно-методической базы вобласти обращения с отходами;
2) проведение анализасуществующих генеральных схем очистки территорий муниципальных образованийУльяновской области и разработка территориальной схемы обращения с отходами, втом числе с ТКО;
3) разработкарегиональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;
4) строительствообъектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещенияотходов;
5) организацияраздельного сбора ТКО от населения;
6) создание областнойсистемы сбора BMP, в том числе от населения, путем организации сетистационарных сборных пунктов, мобильных пунктов сбора BMP;
7) привлечение частныхинвесторов в сферу переработки BMP;
8) совершенствованиесистемы экологического образования, воспитания и просвещения в областиобращения с отходами;
9) создание единойинформационной среды в области обращения с отходами.
6.2. Совершенствоватьнормативную правовую и инструктивно-методическую базы в области обращения сотходами необходимо на региональном и муниципальном уровнях.
1) разработать иутвердить территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, сучетом перспективных направлений экономического развития Ульяновской области;
2) разработать иутвердить региональную программу в области обращения с отходами, в том числе сТКО;
3) установить нормативынакопления ТКО и выстроить тарифную политику в сфере обращения с отходами;
4) утвердить порядоксбора ТКО.
6.2.2. На муниципальномуровне необходимо:
1) провестиинвентаризацию существующих объектов обращения с отходами и определитьнеобходимость рекультивации или реконструкции выявленных объектов;
2) скорректироватьдокументы территориального планирования и программные документы муниципальногообразования с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе сТКО.
6.3. Разработкатерриториальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Содержаниетерриториальной схемы обращения с отходами регламентируется федеральнымисполнительным органом власти.
Территориальная схемаобращения с отходами формируется на основе данных, предоставленныхадминистрациями муниципальных образований Ульяновской области. Территориальнаясхема обращения с отходами должна быть основана на анализе локальных схемочистки территорий муниципальных образований Ульяновской области, мониторингепрограмм комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений,городских округов и с учетом инвестиционных проектов, реализуемых на территорииУльяновской области.
Если юридические лицаили индивидуальные предприниматели планируют принимать на обработку, утилизациюили обезвреживание отходы сторонних предприятий, территориальная схемаобращения с отходами может включать в себя объекты конкретных предприятий,осуществляющих деятельность по обращению с отходами на территории Ульяновскойобласти.
Территориальная схемаобращения с отходами может учитывать перемещение отходов и BMP по видам наобъекты переработки и захоронения отходов других регионов.
Территориальную схемуобращения с отходами необходимо разместить в открытом доступе винформационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и предусмотретьинтерактивную карту пунктов приема отходов по видам, в том числе от населения.
При формировании и приутверждении территориальной схемы обращения с отходами процедура прохожденияобщественных слушаний обязательна.
6.4. Разработкарегиональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Полномочия субъектовРоссийской Федерации по разработке и реализации региональных программ в областиобращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ вобласти обращения с отходами определены федеральным законодательством. Такжеопределено, что в программах социально-экономического развития субъектовРоссийской Федерации вводятся прогнозные показатели и мероприятия по сокращениюколичества ТКО, предназначенных для захоронения.
Региональная программа вобласти обращения с отходами, в том числе с ТКО, должна основываться натерриториальной схеме обращения с отходами.
В региональной программев области обращения с отходами необходимо учесть циклы обращения групподнородных отходов I – V классов опасности, отдельно выделив ТКО.
6.5. Строительствообъектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и размещенияотходов.
Полигонов, построенных иэксплуатируемых в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами,на территории региона недостаточно. На территории Ульяновской области действуетодна линия по переработке отходов.
Требования,предъявляемые к объектам размещения отходов (за исключением ТКО) и к объектамзахоронения ТКО, различные, это означает, что отходы разных видов следует размещатьна специализированных объектах.
Целесообразностьразмещения объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания илиразмещения отходов, определяется территориальной схемой обращения с отходами.Этапы подготовки документации и строительства конкретных объектов, источникифинансирования определяются региональной программой в области обращения сотходами, в том числе с ТКО.
6.6. Организацияраздельного сбора ТКО от населения и раздельного сбора BMP.
6.6.1. С 1 января 2016года Правительством Российской Федерации устанавливается перечень видовотходов, захоронение которых запрещается. Для обеспечения отбора видов отходов,захоронение которых запрещается, необходимо утвердить тарифы, стимулирующиенаселение осуществлять раздельный сбор отходов по видам, а также принять мерыпо стимулированию организаций и предприятий для организации ими сбора иутилизации запрещенных к захоронению отходов.
6.6.2. Необходимоорганизовать сеть стационарных и передвижных пунктов приема отходов по видам навсей территории Ульяновской области. В качестве стационарных объектов сбора инакопления отходов можно использовать сборные пункты (утилизационные дворы)различной площади, на которых должны приниматься отходы, подлежащиепереработке, в том числе ценные материалы и отходы электротехники, в отдельныхбоксах или контейнерах ядовитые (токсичные) отходы.
6.7. Формирование рынкавторичного сырья и энергоресурсов.
6.7.1. В целяхформирования рынка вторичного сырья и энергоресурсов федеральнымзаконодательством предусматривается поэтапное внедрение новых перечней итребований, таких как:
перечень готовыхтоваров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты имипотребительских свойств;
перечень готовых товаров(продукции) и видов упаковки, после утраты потребительских свойств которыхобразуются отходы, представленные биоразлагаемыми материалами;
перечень видов отходов,захоронение которых запрещается;
требования при обращениис группами однородных отходов I – V классов опасности.
6.7.2. Для реализацииновых требований федерального законодательства на региональном уровненеобходимо:
организовать системураздельного сбора отходов и BMP от населения и предприятий;
осуществлять контроль заисполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, требований законодательствав указанной области;
разработать и внедритьсистему государственных заказов на производство изделий из BMP в целяхиспользования для государственных и муниципальных нужд.
6.7.3. На муниципальномуровне необходимо:
принимать участие ворганизации системы раздельного сбора отходов и BMP от населения и предприятийи первичной обработки отходов;
разработать и внедритьсистему муниципальных заказов на производство изделий из BMP для использованияв муниципальном хозяйстве.
6.8. Совершенствованиесистемы экологического образования, воспитания и просвещения в областиобращения с отходами.
6.8.1. Для улучшенияситуации в природоохранной сфере необходимо вести целенаправленнуюпросветительскую деятельность по формированию у населения ответственногоподхода к обращению с отходами.
6.8.2. Структура системыобластного экологического воспитания и образования включает многоэтапныйпроцесс, состоящий из следующих взаимосвязанных уровней:
1) общее образование вдошкольных учреждениях и в общеобразовательных организациях (школах);
2) экологическоеобразование в профессиональных образовательных организациях и образовательныхорганизациях высшего образования;
3) дополнительноеобразование по экологии (включая дополнительные часы в общеобразовательныхорганизациях и профессиональную переподготовку);
4) экологическоевоспитание, образование населения через публикации в средствах массовойинформации, при помощи мероприятий, проводимых на базе музеев и библиотек, ипосредством участия граждан в работе общественных объединений, действующих вцелях охраны окружающей среды.
6.8.3. Для обучениянаселения цивилизованному подходу к обращению с отходами необходимо созданиенаучно-популярных фильмов, телевизионных передач, издание и распространениелистовок, буклетов и других информационных материалов, рассказывающих обэкологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих унаселения интерес к проблемам охраны окружающей среды от негативноговоздействия отходов, проведение показательных акций по раздельному сборуотходов.
6.9. Создание единойинформационной среды в области обращения с отходами.
6.9.1. Создание единойинформационной среды в области обращения с отходами предполагает созданиеинформационного центра и базы данных для обеспечения органов государственнойвласти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальныхобразований Ульяновской области, юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей и населения информацией о состоянии окружающей среды, в томчисле при чрезвычайных ситуациях.
6.9.2. Информационныйцентр и база данных в области обращения с отходами должны учитывать стандартыраскрытия информации в области обращения с отходами. Информационный центр ибаза данных в области обращения с отходами должны содержать в себе:
1) данные государственногоэкологического мониторинга, государственного экологического надзора,производственного контроля и общественного контроля в области обращения сотходами;
2) информацию опроведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в областиохраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологическойбезопасности;
3) нормативную иинструктивно-методическую базу в области обращения с отходами;
4) агитационные ипросветительские материалы для населения области.
6.9.3. Функционированиеинформационного центра и базы данных в области обращения с отходами должнообеспечиваться исполнительным органам государственной власти Ульяновскойобласти, уполномоченным участвовать в организации обеспечения населения информациейв области обращения с отходами, с использованием современных методик игеоинформационных систем.
7. Механизмы реализации Концепции
7.1. Правовые механизмыреализации Концепции.
Нормативная правоваябаза в области обращения с отходами должна обеспечить условия для достиженияцелей и решения задач, поставленных в настоящей Концепции. Система изданныхнормативных актов регионального и муниципального уровней должна быть доработанас учетом новаций федерального законодательства в области обращения с отходами.
7.2. Программно-целевойметод реализации Концепции.
7.2.1.Программно-целевой метод реализует единый подход к решению задачи формированияи функционирования эффективной областной системы обращения с отходами и BMP,обеспечивает возможность выбора лучших путей, способов и средств для решениястоящих задач, подбора исполнителей, оптимального распределения работ иимеющихся ресурсов и эффективного контроля.
7.2.2. Необходимостьприменения программно-целевого метода обоснована следующими условиями:
социальной значимостьюнакопившихся проблем в области обращения с отходами;
межотраслевым характеромпроблем в области обращения с отходами;
невозможностью решенияпроблем в области обращения с отходами в короткие сроки;
необходимостьюконцентрации усилий и ресурсов на главных направлениях;
необходимостью внедрениянаилучших доступных технологий;
возможностьюфинансирования (софинансирования) региональных программных мероприятий в сфереобращения с отходами из федерального бюджета.
7.3. Экономическоестимулирование предпринимательских инициатив и привлечение частных инвестиций всферу обработки, утилизации, обезвреживания отходов.
7.3.1. В соответствии сзаконодательством федеральными органами исполнительной власти должны бытьприняты нормативные акты, направленные на экономическое стимулированиедеятельности в области обращения с отходами, которыми должны бытьпредусмотрены:
основы ценообразования вобласти обращения с ТКО;
порядок предоставленияиз федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации из средств,поступивших в счет уплаты экологического сбора, на финансирование работ пообращению с отходами;
размер ставки сбора покаждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительскихсвойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые необеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров(экологический сбор);
порядок проведенияторгов по установлению для регионального оператора цен на услуги по сбору итранспортированию ТКО и т.д.
7.3.2. Кроме того, органисполнительной власти, осуществляющий надзор за субъектом хозяйственнойдеятельности, вправе понизить размер платы за размещение отходов индивидуальнымпредпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессекоторой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающихуменьшение количества отходов, и вправе согласовать применение субъектамималого предпринимательства ускоренной амортизации основных производственныхфондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
7.3.3. В целяхэкономического стимулирования деятельности в области обращения с отходаминеобходимо реализовать следующие меры:
1) использованиеустановленных федеральным законодательством преференций для индивидуальныхпредпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в областиобращения с отходами;
2) установлениеналоговых ставок региональных и местных налогов с учетом снижения налоговогобремени на организации, оказывающие услуги в области обращения с отходами.
7.4. Научно-методическиемеханизмы реализации Концепции.
Научно-методическиемеханизмы реализации Концепции подразумевают разработку и внедрениепрогрессивных технологий и оборудования для сбора, транспортирования, обработкии утилизации отходов, а также применение методов эффективного учета и анализаобразования и движения отходов.
Кроме того, федеральнымзаконодательством предусматривается государственная поддержка хозяйственной и(или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, приреализации природоохранных мероприятий.
7.5. Социальныемеханизмы.
Использование социальныхмеханизмов реализации Концепции обеспечивает возможность вовлечения в процесспринятия решений в области обращения с отходами всех заинтересованных сторон, втом числе населения, а также открытость и доступность информационной среды вобласти обращения с отходами и подразумевает введение в систему образованияпрограмм повышения уровня экологической культуры населения.
8. Ресурсное обеспечение и источники финансирования деятельности в областиобращения с отходами
8.1. Меры экономическогостимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются всоответствии с федеральным законодательством. Порядок применения мерэкономического стимулирования в области обращения с отходами утверждаетсягосударством.
В соответствии сфедеральным законодательством финансирование деятельности в области обращения сотходами предполагается путем предоставления из федерального бюджета субсидийсубъектам Российской Федерации из средств, поступивших в счет уплаты экологическогосбора, средств бюджетов разных уровней.
8.2. Инвестиционные ипроизводственные программы в области обращения с ТКО на объектах, используемыхдля обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, инвестиционные ипроизводственные программы операторов по обращению с ТКО, осуществляющихрегулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, также могут идти всчет ресурсного обеспечения указанного вида деятельности.
8.3. Дополнительнымивнебюджетными ресурсными источниками деятельности в области обращения сотходами является благотворительная деятельность, в том числе выполнениеприродоохранных работ в рамках экологических акций и добровольных частныхинициатив.
8.4. Способамипривлечения инвестиций на объекты хозяйственной деятельности, на которыхосуществляются обработка, утилизация, обезвреживание и размещение ТКО, являютсяследующие:
применение институтагосударственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства;
реализация стимулирующейтарифной политики (например, раздельные тарифы для сортированных инесортированных отходов);
субсидирование изобластного бюджета Ульяновской области части процентной ставки по банковскимкредитам, полученным на строительство объектов в рамках мероприятийрегиональной программы по обращению с отходами.
9. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате поэтапнойреализации Концепции планируется достижение следующих результатов:
улучшение экологическойи санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе;
улучшениесоциально-экономического положения региона, создание дополнительных рабочихмест;
увеличение объемаиспользования отходов в качестве вторичного сырья и энергетических ресурсов;
уменьшение объемазахораниваемых отходов;
сокращение площадидеградированных и загрязненных земель;
возврат в хозяйственныйоборот ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками;
получение дополнительныхисточников энергии (газ, тепло) и органических удобрений;
минимизация бюджетныхзатрат на устранение последствий загрязнения окружающей среды продуктамичеловеческой деятельности;
повышение уровняответственности органов власти, хозяйствующих субъектов и гражданского обществаза состояние окружающей среды на территории региона.