Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Калужской области (с изменениями на 30 июля 2018 года)
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2018 года N 89
Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Калужской области
(с изменениями на 30 июля 2018 года)
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451)
В соответствии с Федеральным законом “Об отходах производства и потребления”, Законом Калужской области “О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области”, постановлением Правительства Калужской области от 08.02.2016 N 76 “О наделении министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области отдельными полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления” (в ред. постановления Правительства Калужской области от 29.05.2017 N 323), приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22.09.2016 N 496 “Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области” в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду и вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Калужской области согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Калужской области
Д.А.Денисов
Приложение. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Калужской области
Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 15 февраля 2018 г. N 89
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451)
Паспорт региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Калужской области
|
|
|
|
|
|
|
1. Наименование программы | Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), на территории Калужской области (далее – региональная программа) | |||||
2. Основание для разработки региональной программы | Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” (далее – Федеральный закон) | |||||
3. Разработчик региональной программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (далее – Министерство) | |||||
4. Ответственный исполнитель региональной программы | Министерство | |||||
5. Соисполнители региональной программы | – Органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области (по согласованию); – юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (по согласованию) | |||||
6. Цель региональной программы | Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления (далее – отходы), в том числе ТКО, на здоровье человека и окружающую среду и вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья | |||||
7. Задачи региональной программы | 1. Развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению отходов, в том числе ТКО. 2. Увеличение объемов обработки и утилизации отходов, в том числе ТКО, в целях сокращения объемов захоронения. 3. Уменьшение негативного воздействия отходов, в том числе ТКО, на окружающую среду и здоровье населения. 4. Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами, в том числе ТКО | |||||
8. Наименование целевых показателей региональной программы | – Доля отходов ТКО, направляемых на захоронение, в общем объеме образовавшихся ТКО; – доля утилизированных (использованных) ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО; – доля рекультивированной площади объектов размещения ТКО по отношению к общей площади объектов размещения ТКО; – доля объектов комплексной обработки ТКО по отношению к количеству действующих объектов размещения ТКО; – количество ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья | |||||
9. Сроки и этапы реализации региональной программы | 2018 – 2027 годы, в один этап | |||||
10. Объемы и источники финансирования региональной программы |
| Всего, млн рублей | В том числе | |||
|
|
| средства федерального бюджета | средства областного бюджета | средства местных бюджетов | средства внебюджетных источников |
| Итого | 2158,33 | 657,93 | 1205,6 | 70,2 | 224,6 |
| В том числе по годам: |
|
| |||
| 2018 | 11,22 | 0 | 0 | 0,02 | 11,2 |
| 2019 | 964,75 | 657,93 | 295,60 | 0,02 | 11,2 |
| 2020 | 21,72 | 0 | 0 | 0,02 | 21,7 |
| 2021 | 161,62 | 0 | 130 | 10,02 | 21,6 |
| 2022 | 161,62 | 0 | 130 | 10,02 | 21,6 |
| 2023 | 167,62 | 0 | 130 | 10,02 | 27,6 |
| 2024 | 167,52 | 0 | 130 | 10,02 | 27,5 |
| 2025 | 167,42 | 0 | 130 | 10,02 | 27,4 |
| 2026 | 167,42 | 0 | 130 | 10,02 | 27,4 |
| 2027 | 167,42 | 0 | 130 | 10,02 | 27,4 |
(строка 10 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451) | ||||||
11. Ожидаемые результаты реализации региональной программы | – Создание условий для организации раздельного сбора ТКО; – увеличение на начало 2028 года до 45% доли утилизированных (использованных) ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО; – уменьшение на начало 2028 года до 55% доли отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления; – получение экономического эффекта за счет: – создания рентабельной отрасли по переработке ТКО; – привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу обращения с отходами, в том числе с ТКО; – увеличение ценных фракций вторичных ресурсов в результате обработки ТКО |
I. Общая характеристика сферы реализации региональной программы
На основе данных государственного статистического наблюдения за 2016 год на территории Калужской области образовалось 2704,62 тыс. тонн отходов, из них использовано – 2397,48 тыс. тонн, обезврежено – 2,93 тыс. тонн, размещено для хранения и захоронения – 733,20 тыс. тонн.
В общем объеме образующихся отходов более 95% составили отходы IV – V классов опасности. Характерной особенностью структуры образования отходов на территории Калужской области является низкая доля опасных отходов. Доля образования отходов I класса опасности от общего объема образованных отходов составляет 0,008%, II класса – 0,008%, III класса – 4,15%, IV класса – 14,36%, V класса – 81,48%.
Основным источником образования ТКО является жизнедеятельность населения Калужской области, численность которого на 1 января 2017 года составила 1014,57 тыс. человек. Ежегодно на территории Калужской области образуется около 540 тыс. тонн ТКО, из которых около 430 тыс. тонн приходится на многоквартирные дома и индивидуальные жилые строения.
В настоящее время на территории Калужской области расположено 170522 источника образования ТКО, распределение которых неравномерно: наибольшие расположены в муниципальных образованиях “Город Калуга”, “Город Обнинск”, “Боровский район”, “Малоярославецкий район”; наименьшие – в муниципальных образованиях “Спас-Деменский район”, “Ульяновский район”, “Куйбышевский район”.
При организации сбора ТКО на территориях муниципальных образований Калужской области применяются две системы сбора отходов: контейнерная – накопление ТКО в контейнер и бесконтейнерная – накопление ТКО в тару потребителей или операторов по обращению с ТКО (далее – операторы) и погрузка ТКО в специализированный автотранспорт.
В зонах жилой застройки для сбора ТКО преимущественно используются контейнеры вместимостью на 0,75 куб. м и 1,1 куб. м и бункеры, предназначенные для складирования крупногабаритных отходов (далее – КГО), вместимостью на 8 куб. м, расположенные на контейнерных площадках различной конструкции.
В некоторых муниципальных образованиях Калужской области в многоквартирных домах организована система сбора посредством мусоропровода.
В большинстве муниципальных образований Калужской области вывоз ТКО операторами осуществляется централизованно, в некоторых – по заявочному принципу.
Существует способ собственной доставки – для сбора ТКО используются собственные контейнеры и (или) заказываются бункеры, которые доставляются потребителем в места размещения отходов или операторами по договору.
Вывоз ТКО с территорий населенных пунктов Калужской области на объекты размещения отходов осуществляют более 100 операторов, на балансе которых состоит более 500 единиц техники, в том числе специального транспорта для сбора и вывоза ТКО и КГО – 202 единицы. Наиболее крупными являются ГП “КРЭО”, ООО “Прогресс”, МП “Коммунальное хозяйство”.
На территории Калужской области в последнее время наблюдается положительная тенденция по улучшению системы сбора ТКО в части внедрения контейнерного метода сбора ТКО. За период с 2013 по 2016 годы оборудованы (капитально реконструированы) 4779 контейнерных площадок.
На территории городского округа “Город Калуга” проводятся работы по установке мусорных контейнеров для раздельного сбора ТКО. На сегодняшний день такие контейнеры установлены около зданий Администрации Губернатора Калужской области, органов исполнительной власти Калужской области, Городской Управы города Калуги, на контейнерных площадках в дер. Мстихино, микрорайонах Анненки и Калуга-2 и на территориях 25 средних общеобразовательных учреждений города Калуги.
В Калужской области основная деятельность по обработке ТКО осуществляется на четырех мусоросортировочных комплексах:
1. ООО “Калужский завод по производству альтернативного вида топлива” (далее – ООО “КЗПАТ”) – автоматизированный мусоросортировочный комплекс конвейерного типа, расположенный в г. Калуге. Производственная мощность составляет 300000 тонн в год. Технология направлена на переработку ТКО и КГО путем выделения легкой фракции и получения из нее горючих частиц с высокой энергетической теплоотдачей. Полученное таким образом топливо используется как альтернативный вид топлива ОАО “Лафарж Цемент” (производственная мощность составляет 40000 тонн в год), расположенным в пос. Ферзиково.
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451)
2. ООО “Форум” – мусоросортировочная станция, расположенная в г. Сухиничи. Объект введен в эксплуатацию в 2015 году, срок эксплуатации объекта рассчитан на 40 лет. Производственная мощность составляет 40000 тонн в год. Стоимость строительства за счет внебюджетных средств составила 35 миллионов рублей.
3. Муниципальное предприятие г. Обнинска “Полигон” – мусоросортировочная станция производственной мощностью до 100000 тонн в год, расположенная в дер. Тимашово Боровского района.
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451)
4. ООО “Прогресс – Транспортные технологии” – мусоросортировочная станция производственной мощностью до 50000 тонн в год, расположенная в г. Калуге.
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451)
На 18 объектах по обработке ТКО имеются небольшие производственные мощности, которые в большинстве направлены на обработку собственных ТКО.
На территории Калужской области расположено 14 предприятий, имеющих лицензии на деятельность по утилизации отходов (таблица N 1).
Таблица N 1. Предприятия, имеющие лицензии на деятельность по утилизации отходов
Таблица N 1
|
|
|
|
|
N п/п | Наименование предприятия | Местоположение (адрес) | Вид утилизации | Сведения по количеству утилизируемых отходов |
1 | ЗАО ОНПЭЦ “Регион-Центр-Экология” | г. Калуга | Рекуперация | 855 тонн в год |
2 | ОАО “Лафарж Цемент” | пос. Ферзиково, Ферзиковский район | Рекуперация | 40000 тонн в год |
3 | ООО “Технологии переработки” | г. Калуга | Рекуперация | 840 тонн в год |
4 | ООО “РОДЕМ-К” | дер. Ивакино, Боровский район | Рекуперация | Ручная разборка и сборка |
5 | АО “ПРОДО Птицефабрика “Калужская” | с. Льва Толстого, Дзержинский район | Рекуперация | 10000 тонн в месяц |
6 | ООО “Рециклен” | г. Калуга | Рекуперация | 4800 тонн в год готовой продукции из 5280 тонн в год отходов |
7 | ООО “КЗПАТ” | г. Калуга | Рекуперация | 1672 тонны (2017 год) |
8 | ООО “ДПЛ Полимер” | с. Перемышль, Перемышльский район | Рекуперация | 7100 тонн в год готовой продукции из 9500 тонн в год отходов |
9 | ООО “Эко-Стандарт” | г. Калуга | Рекуперация | 5000 тонн в год |
10 | ООО “Трансмет” | г. Балабаново, Боровский район | Рекуперация | 11000 тонн в год (при одновременной загрузке) |
11 | ООО “Березичский стекольный завод” | с. Березичский Стеклозавод, Козельский район | Рециркуляция, рекуперация | Утилизация собственных отходов |
12 | ООО “НЛМК-Калуга” | с. Ворсино, Боровский район | Рециркуляция, рекуперация | Утилизация собственных отходов |
13 | ООО “Росметаллургия” | г. Обнинск | Регенерация | Утилизация собственных отходов |
14 | ООО КМДК “СОЮЗ-Центр” | г. Балабаново, Боровский район | Рекуперация | Утилизация собственных отходов |
Обезвреживание отходов осуществляется на двух объектах: ЗАО ОНПЭЦ “Регион-Центр-Экология” (расположенное в г. Калуге, производительность – 300 тонн в год) и ООО “ЭКОФарм” (расположенное в дер. Верховье Жуковского района на базе ОАО “Приборный завод “Сигнал”, производительность – 1500 тонн в год).
По данным государственного статистического наблюдения на территории Калужской области 99% отходов I класса опасности, основную массу которых составляют использованные люминесцентные лампы, содержащие ртуть, направляются на обезвреживание в ЗАО ОНПЭЦ “Регион-Центр-Экология”, 1% временно хранится на предприятиях с последующей сдачей на обезвреживание.
Отходы II класса опасности, основную массу которых составляют отработанные аккумуляторы, гальванические шламы, направляются в ЗАО ОНПЭЦ “Регион-Центр-Экология”.
ООО “ЭКОФарм” занимается обезвреживанием отходов III – IV классов опасности, размещением отходов I – V классов опасности по многим видам, указанным в лицензии Управления Росприроднадзора по Калужской области (серия 040 N 00129 от 06.05.2016) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, в том числе и обезвреживанию медицинских и фармацевтических отходов с использованием новейшего оборудования – комплексов термического обезвреживания (КТО).
Данная технология – инсинерация, это одна из наиболее эффективных и экологически безопасных из существующих разработок, представляющая высокотемпературное воздействие на отходы в специальной установке и указанная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в Банке данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Установки КТО полностью соответствуют существующим санитарным правилам и нормам, обеспечивают 100% обезвреживание фармацевтических отходов, дают возможность уничтожения медицинских отходов и наркотических средств, не допускают возможность повторного использования отходов.
Размещение отходов осуществляется на специализированном объекте размещения неутилизированных отходов, предназначенном для приема и размещения отходов I – IV классов опасности, не подлежащих вторичной переработке и вывозу на объект размещения ТКО, который расположен в южной научно-промышленной зоне г. Обнинска (Киевское шоссе, 109 км, площадка N 2 ОАО “ПЗ” Сигнал”). Объект размещения отходов является собственностью ООО “ЭкоПолигон” и находится в аренде ООО “ЭКОФарм”. Общее количество обезвреживаемых отходов – 200 тонн в год, что составляет 0,04% от общего количества образующихся отходов.
На территории Калужской области расположен 31 объект размещения отходов, в том числе 4 промышленных объекта размещения отходов.
14 объектов размещения отходов, из которых два промышленных, выведены из эксплуатации и подлежат рекультивации (перечень объектов и мероприятия по их рекультивации представлены в приложении N 1 к региональной программе).
По состоянию на 1 июня 2017 года в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) внесено 17 объектов размещения отходов, проектная вместимость которых составляет 6 млн тонн, общая площадь – более 80 га, в том числе общая площадь двух объектов размещения промышленных отходов ОАО “Стройполимеркерамика” и ООО “ЭкоПолигон” – 6,3 га (таблица N 2). Размещено на объектах размещения отходов 5,25 млн тонн, общая остаточная вместимость объектов размещения отходов составляет 1,25 млн тонн, остаточная вместимость объектов размещения ТКО составляет 818000 тонн.
Таблица N 2. Объекты размещения отходов, включенные в ГРОРО по состоянию на 01.06.2017
Таблица N 2
|
|
|
|
|
|
|
N п/п | Наименование объекта размещения отходов | Адрес (юридический/фактический) | Площадь объекта, кв. м | Плановая вместимость объекта, т | Размещено (накоплено) отходов, всего, т | Остаточная вместимость объекта, т |
1 | ОАО “Стройполимеркерамика” | Бабынинский район, пос. Воротынск, ул. Заводская, д. 1 | 56826 | 272074 | 82695 | 189379 |
2 | ООО “Внешние сети” | Бабынинский район, пос. Воротынск, ул. Центральная, д. 12/1 | 45000 | 98494 | 30166 | 68328 |
3 | МП “Полигон” | г. Обнинск, ул. Любого, д. 10 | 101600 | 1890294 | 1663357 | 226937 |
4 | УМП “Благоустройство” | г. Жуков, ул. Лесная, вл. 4а | 90000 | 266561 | 211965 | 54596 |
5 | ООО “Реммонтаж” | г. Киров, пл. Заводская, д. 2 | 60000 | 750000 | 504608 | 245392 |
6 | МУП ЖКХ МР “Мосальский район” | г. Мосальск, ул. Ломоносова, д. 50 | 24300 | 20948,4 | 17478 | 3471 |
7 | ООО “Коммунальное хозяйство” | Перемышльский район, с. Перемышль, ул. Генерала Трубникова, д. 17 | 32000 | 6605 | 5102 | 1503 |
8 | МУП “Благоустройство” | г. Спас-Деменск, пер. Школьный, д. 14 | 6342 | 27271 | 5907 | 21364 |
9 | ООО “Форум” | г. Сухиничи, ул. Ленина, д. 104 | 88920 | 120000 | 4703 | 115297 |
10 | МУП “Тарусажилдорстрой-Заказчик” | г. Таруса, ул. Розы Люксембург, д. 18 | 61000 | 33688 | 29600 | 4088 |
11 | МП “Служба единого заказчика” МР “Ферзиковский район” | Ферзиковский район, пос. Ферзиково, ул. Карпова, д. 5а | 10608 | 80000 | 55943 | 24056 |
12 | МУП “Хвастовичское КХ” | Хвастовичский район, с. Хвастовичи, ул. Ленина, д. 3 | 22000 | 40000 | 28480 | 11520 |
13 | ООО “ЭкоПолигон” | г. Обнинск, пр. Ленина, д. 103 | 6243 | 15000 | 4500 | 10500 |
14 | МУП МРЭП МО МР “Козельский район” | г. Козельск, ул. Большая Советская, д. 47а | 40000 | 46000 | 15681 | 30319 |
15 | ООО “КЗПАТ” | Дзержинский район, пос. Полотняный Завод | 32000 | 11391 | 446 | 10945 |
16 | МУП “Полигон ТБО” | г. Калуга, ул. Фридриха Энгельса, д. 91 | 172306 | 2838969,6 | 2584808,93 | Прием отходов прекращен <*> |
17 | МУЖКП “Болва” | Людиновский район, с. Заречный, ул. Школьная, д. 4 | 18000 | 36000 | Вместимость объекта размещения отходов исчерпана |
________________
* В соответствии с постановлением Городской Управы города Калуги от 07.02.2017 N 52-п “О прекращении захоронения (складирования) твердых бытовых отходов муниципальным унитарным предприятием “Полигон ТКО” г. Калуги” с 15.09.2017 прекращено осуществление захоронения (складирования) твердых бытовых отходов на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном в дер. Ждамирово г. Калуги.
На основании пункта 8 статьи 12 Федерального закона захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р, которое предполагает поэтапное введение в действие запрета на захоронение.
С 1 января 2018 года запрещено захоронение 67 видов отходов, в том числе лома и отходов черных металлов, лома и отходов, содержащих цветные металлы, отходов оборудования и прочей продукции, содержащей ртуть.
С 1 января 2019 года запрещено захоронение до 109 видов отходов, в том числе отходов из бумаги и картона, шин, покрышек, автомобильных камер, продукции из термопласта и изделий из стекла в части упаковки.
С 1 января 2021 года запрещено захоронение до 182 видов отходов, в том числе компьютерное, электронное, оптическое, электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства.
Региональной программой предусмотрено мероприятие “Организация раздельного сбора ТКО”, которое позволит организовать раздельный сбор ТКО и увеличить объемы ТКО, вовлекаемые в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов.
II. Основные проблемы в сфере реализации региональной программы
Основными проблемами в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, являются:
– окончание расчетного срока эксплуатации большинства объектов размещения ТКО в ближайшие два – четыре года;
– необходимость рекультивации не подлежащих эксплуатации объектов размещения ТКО;
– отсутствие системы раздельного сбора, утилизации и обезвреживания образовавшихся отходов, в том числе ТКО;
– рост объемов ТКО, в том числе направляемых на захоронение;
– быстрое заполнение объектов размещения отходов в связи с неэффективными способами захоронения ТКО;
– недостаточное вовлечение ТКО в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
– недостаточное финансирование мероприятий в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО.
III. Обоснование необходимости разработки региональной программы
Региональная программа разработана в целях реализации государственной политики в сфере обращения с отходами на территории Калужской области, приоритеты которой определены:
– Федеральным законом;
– Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012;
– Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 1121-р, постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 172);
– комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298 “Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации”.
На основании статьи 24.6 Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Калужской области должны осуществляться региональным оператором по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) в соответствии с:
– Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641” (далее – Правила обращения с ТКО);
– территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области, утвержденной приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22.09.2016 N 496 “Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области” (далее – территориальная схема), разработанной в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, образующихся на территории Калужской области;
– настоящей региональной Программой.
IV. Цель, задачи и целевые показатели региональной программы
Целью региональной программы является предотвращение вредного воздействия отходов, в том числе ТКО, на здоровье человека и окружающую среду и вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение цели региональной программы обеспечивается путем создания эффективной региональной системы управления отходами, в том числе ТКО, и решением следующих задач:
1. Развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению отходов, в том числе ТКО.
Решение данной задачи намечено путем строительства и развития объектов по обеспечению деятельности в области обращения с ТКО на территориях муниципальных образований Калужской области и будет оцениваться достижением следующего целевого показателя региональной программы: “доля объектов комплексной обработки ТКО по отношению к количеству действующих объектов размещения ТКО”.
2. Увеличение объемов обработки и утилизации ТКО в целях сокращения объемов захоронения.
Решение данной задачи будет оцениваться достижением следующих целевых показателей региональной программы:
“доля отходов ТКО, направляемых на захоронение, в общем объеме образовавшихся ТКО”;
“доля утилизированных (использованных) ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО”.
3. Уменьшение негативного воздействия ТКО на окружающую среду и здоровье населения.
Решение данной задачи будет оцениваться достижением следующих целевых показателей региональной программы:
“доля рекультивированной площади объектов размещения ТКО по отношению к общей площади объектов размещения ТКО”;
“количество ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья”.
4. Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами, в том числе ТКО.
Данная задача направлена на повышение информационной открытости в сфере обращения с отходами и эффективности принятия решений в сфере обращения с отходами.
Таблица N 3. Сведения о целевых показателях региональной программы и их значениях
Таблица N 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N | Наименование целевого показателя | Ед. изм. | Значения по годам | |||||||||
|
|
| 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 |
1 | Доля отходов ТКО, направляемых на захоронение, в общем объеме образовавшихся ТКО | % | 85 | 75 | 65 | 65 | 65 | 60 | 60 | 60 | 55 | 55 |
2 | Доля утилизированных (использованных) ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО | % | 15 | 25 | 35 | 35 | 35 | 40 | 40 | 40 | 45 | 45 |
3 | Доля рекультивированной площади объектов размещения ТКО по отношению к общей площади объектов размещения ТКО (нарастающим итогом) | % | 0 | 12 | 28 | 39 | 54 | 83 | 83 | 88 | 88 | 88 |
4 | Доля объектов комплексной обработки ТКО по отношению к количеству действующих объектов размещения ТКО | % | 8 | 12 | 33 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
5 | Количество ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья | тонн | 81384 | 135641 | 189897 | 189897 | 189897 | 217026 | 217026 | 217026 | 244154 | 244154 |
В соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 “Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов” (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232), операторами проведены сезонные замеры массы и объема ТКО и по результатам получены данные о среднесуточных нормативах накопления ТКО с учетом четырех сезонов по каждой категории объектов на одну расчетную единицу.
Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 24.11.2017 N 501 “Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калужской области” определен норматив накопления ТКО на территории Калужской области с 2018 по 2027 год с учетом образования на одного жителя, который составляет 424,5 кг в год.
V. Механизм управления региональной программой
Ответственным исполнителем региональной программы является Министерство, которое осуществляет полномочия в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 08.02.2016 N 76 “О наделении министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области отдельными полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления” (в ред. постановления Правительства Калужской области от 29.05.2017 N 323) и координирует деятельность соисполнителей региональной программы.
Соисполнителями региональной программы являются Министерство, юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области (по согласованию).
К числу юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, относится региональный оператор, определенный на основе конкурсного отбора, проводимого Министерством, и осуществляющий регулируемую деятельность по обращению с ТКО на территории Калужской области.
Для развития системы обращения с отходами на территории Калужской области, в том числе с ТКО, создана рабочая группа распоряжением Губернатора Калужской области от 29.04.2016 N 65-р “О создании рабочей группы по развитию системы обращения с отходами на территории Калужской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами”.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424 “Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов” утверждение производственных программ операторов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, осуществляет министерство конкурентной политики Калужской области.
Взаимодействие между участниками обращения с ТКО осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Регулируемый вид деятельности в области обращения с ТКО осуществляется по ценам, определенным соглашением сторон, но не превышающим предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные министерством конкурентной политики Калужской области.
В соответствии со статьей 24.9 Федерального закона единый тариф на услугу по обращению с ТКО устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов.
Утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО осуществляется в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 “О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами” (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 N 1098, от 06.12.2016 N 1498, от 05.05.2017 N 534) и на основании приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 24.11.2017 N 501 “Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калужской области”.
Одновременно с реализацией региональной программы осуществляется ведение регионального кадастра отходов Калужской области, относящееся к полномочиям министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, на основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”. Региональный кадастр отходов Калужской области включает в себя классификационный каталог отходов Калужской области, реестр объектов размещения отходов в Калужской области, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов в Калужской области.
VI. Характеристика основных мероприятий региональной программы
1. Стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе ТКО
На территории Калужской области предусмотрено оказание государственной поддержки инвестиционным проектам за счет:
– предоставления субъектам инвестиционной деятельности мер поддержки, предусмотренных Законами Калужской области “О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области”, “О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков”;
– предоставления субъектам инвестиционной деятельности земельных участков под строительство объектов обращения с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калужской области.
С 2021 года предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, на возмещение затрат (части затрат) по строительству объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе ТКО.
2. Софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров
С 2021 года предусмотрено софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров за счет средств бюджета Калужской области и средств местных бюджетов муниципальных образований Калужской области.
3. Стимулирование утилизации отходов
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона Калужской области “О налоге на имущество организаций” освобождаются от налогообложения организации, осуществляющие исключительно переработку и утилизацию отходов.
С 2021 года предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, на возмещение затрат (части затрат) по утилизации отходов.
4. Выявление мест несанкционированного размещения отходов
В соответствии с действующим законодательством предусмотрен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Реализация данного мероприятия также предусматривает мониторинг созданного государственным бюджетным учреждением Калужской области “Агентство информационных технологий Калужской области” единого информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет – геопортала Калужской области (http://геопортал40.рф) в целях оперативного обнаружения мест несанкционированного размещения отходов.
5. Предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий
Реализация данного мероприятия направлена на муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Действия регионального оператора при обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО определены Правилами обращения с ТКО.
6. Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с ТКО
Мероприятие предусматривает создание программного продукта, предусматривающего электронную модель территориальной схемы (далее – программный продукт).
Программный продукт и нормативные правовые акты в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, будут размещаться в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
7. Организация раздельного сбора ТКО
Реализация данного мероприятия планируется в период с 2018 по 2027 год путем поэтапного осуществления раздельного сбора ТКО на территориях муниципальных образований Калужской области. Порядок осуществления сбора ТКО, в том числе их раздельного сбора, на территории Калужской области установлен приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 28.08.2017 N 385 “Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Калужской области”.
Данное мероприятие позволит увеличить объемы ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов. При непосредственной реализации соисполнителями региональной программы данного мероприятия возможны изменения на более ранние сроки.
Ожидаемый результат от реализации данного мероприятия:
– экономический эффект составит порядка 13 млн рублей;
– вовлечение во вторичное использование вторичных ресурсов составит порядка 108 тыс. тонн ежегодно.
Перечень мероприятий региональной программы установлен в соответствии с приложением N 1 к региональной программе.
Источники финансирования и объемы расходов определены ориентировочно и могут быть изменены и перераспределены в зависимости от мероприятия и текущих возможностей участников региональной программы.
Объемы финансовых средств из местных бюджетов ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
Предполагаемым источником формирования средств местных бюджетов на софинансирование мероприятий будет являться плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 “О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах” (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 N 1499) определены размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена в состав неналоговых доходов и распределяется следующим образом:
– федеральный бюджет – 5%;
– бюджет субъекта Российской Федерации – 40%;
– бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов – 55%.
8. Ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде
(введен Постановлением Правительства Калужской области
от 30.07.2018 N 451)
Данное мероприятие способствует экологическому восстановлению земельных ресурсов, возможности возвращения в хозяйственный оборот рекультивированных земельных участков, уменьшению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.
VII. Ожидаемые результаты реализации региональной программы
Основные ожидаемые результаты реализации региональной программы:
– создание условий для организации раздельного сбора ТКО;
– увеличение на начало 2028 года до 45% доли утилизированных (использованных) ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО;
– уменьшение на начало 2028 года до 55% доли отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления;
– получение экономического эффекта за счет:
– создания рентабельной отрасли по переработке ТКО;
– привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу обращения с отходами, в том числе с ТКО;
– увеличение ценных фракций вторичных ресурсов в результате обработки ТКО.
Реализация региональной программы в целом будет способствовать:
– применению экологически безопасных методов обработки ТКО с наименьшими экономическими затратами;
– обеспечению экологической безопасности и улучшению экологической ситуации в Калужской области.
Приложение N 1. Перечень мероприятий региональной программы
Приложение N 1
к региональной Программе
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451)
(млн руб.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации, годы | Соисполнители региональной программы | Источники финансирования | Всего | В том числе по годам реализации региональной программы | |||||||||
|
|
|
|
|
| 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 |
| Всего |
|
|
| 2158,33 | 11,22 | 964,75 | 21,72 | 161,62 | 161,62 | 167,62 | 167,52 | 167,42 | 167,42 | 167,42 |
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451) | |||||||||||||||
| В том числе |
|
| средства федерального бюджета | 657,93 | 0,0 | 657,93 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
|
|
|
| средства областного бюджета | 1205,6 | 0,0 | 295,60 | 0,0 | 130,0 | 130,0 | 130,0 | 130,0 | 130,0 | 130,0 | 130,0 |
|
|
|
| внебюджетные источники финансирования | 224,6 | 11,2 | 11,2 | 21,7 | 21,6 | 21,6 | 27,6 | 27,5 | 27,4 | 27,4 | 27,4 |
|
|
|
| средства местных бюджетов | 70,2 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 10,02 | 10,02 | 10,02 | 10,02 | 10,02 | 10,02 | 10,02 |
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451) | |||||||||||||||
1 | Стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов | 2021 – 2027 | Министерство, юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (по согласованию) | Всего, в том числе | 210,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
|
|
|
| средства областного бюджета | 210,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
1.1 | Предоставление субсидий юридическим лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, на возмещение затрат (части затрат), по строительству объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров | 2021 – 2027 | Министерство, органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области (по согласованию) | Всего | 700,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
|
|
|
| В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| средства областного бюджета | 630,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 | 90,0 |
|
|
|
| средства местных бюджетов | 70,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
3 | Стимулирование утилизации отходов | 2021 – 2027 | Министерство, юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (по согласованию) | Всего | 70,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
|
|
|
| В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 | Предоставление субсидий юридическим лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, на возмещение затрат (части затрат), по утилизации отходов |
|
| средства областного бюджета | 70,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
4 | Выявление мест несанкционированного размещения отходов | 2018 – 2027 | Органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области (по согласованию) | Всего | 0,1 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
|
|
|
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| средства местных бюджетов | 0,1 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
5 | Предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий | 2018 – 2027 | Органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области (по согласованию), юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (по согласованию) | Всего | 1,1 | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,11 |
|
|
|
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| средства местных бюджетов | 0,1 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
|
|
|
| внебюджетные источники финансирования | 1,0 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
6 | Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами | 2018 – 2019 | Юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (по согласованию) | Всего | 10,0 | 5,0 | 5,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
|
|
|
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| внебюджетные источники финансирования | 10,0 | 5,0 | 5,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
6.1 | Создание программного продукта, предусматривающего электронную модель территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | Организация раздельного сбора ТКО | 2018 – 2027 | Юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (по согласованию) | Внебюджетные источники финансирования | 213,6 | 6,1 | 6,1 | 21,6 | 21,5 | 21,5 | 27,5 | 27,4 | 27,3 | 27,3 | 27,3 |
| В том числе: |
|
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.1 | I этап раздельного сбора ТКО в органах государственной власти, образовательных учреждениях, находящихся на территории муниципального образования городского округа “Город Калуга” | 2018 – 2019 |
| внебюджетные источники финансирования | 12,2 | 6,1 | 6,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
7.2 | II этап раздельного сбора ТКО, в том числе среди населения, на территориях муниципальных образований городских округов “Город Калуга” и “Город Обнинск” | 2020 – 2022 |
| внебюджетные источники финансирования | 64,6 | 0,0 | 0,0 | 21,6 | 21,5 | 21,5 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
7.3 | III этап раздельного сбора на территориях муниципальных образований Калужской области | 2023 – 2027 |
| внебюджетные источники финансирования | 136,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 27,5 | 27,4 | 27,3 | 27,3 | 27,3 |
8 | Ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде | 2019 | Министерство, органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области (по согласованию) | Всего | 953,53 | 0,0 | 953,53 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
|
|
|
| В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| средства федерального бюджета | 657,93 | 0,0 | 657,93 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
|
|
|
| средства областного бюджета | 295,60 | 0,0 | 295,60 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
(п. 8 введен Постановлением Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451) | |||||||||||||||
8.1 | Рекультивация полигона ТКО г. Калуги с отводом ручья с территории полигона ТКО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(введен Постановлением Правительства Калужской области от 30.07.2018 N 451) |