Постановление Правительства Забайкальского края от 10 октября 2017 года №409

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СБОРА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА) НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2017 года N 409

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СБОРА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА) НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, статьей 44 Устава Забайкальского края, статьей 3 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2009 года N 327-ЗЗК “Об отходах производства и потребления”, в целях организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельному сбору) на территории Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемый Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Забайкальского края.

Исполняющий обязанности председателя

Правительства Забайкальского края

А.С.КУЛАКОВ

Утвержден

постановлением Правительства

Забайкальского края

от 10 октября 2017 года N 409

ПОРЯДОК СБОРА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА) НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) (в том числе их раздельного сбора) на территории Забайкальского края в целях предотвращения вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, снижения объемов ТКО, подлежащих размещению на объектах размещения отходов, за счет увеличения извлечения вторичного сырья, формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на сбор биологических, радиоактивных и медицинских отходов.

3. В рамках настоящего Порядка используются следующие термины:

контейнерная площадка – место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

контейнер – мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов (далее – КГО);

бункер – мусоросборник, предназначенный для складирования КГО;

КГО – ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;

мусоровоз – специально оборудованное и снабженное специальными знаками автотранспортное средство, используемое для транспортирования ТКО;

придомовая территория – территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На придомовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.

4. Сбор ТКО на территории Забайкальского края обеспечивается региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641”, государственной программой Забайкальского края “Охрана окружающей среды”, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2014 года N 188, Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Забайкальского края, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 10 ноября 2016 года N 425 (далее – Территориальная схема), настоящим Порядком, на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с собственниками ТКО или уполномоченными ими лицами, заключившими или обязанными заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – собственник ТКО).

Региональный оператор осуществляет сбор ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

5. Территории населенных пунктов Забайкальского края подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

6. Региональные операторы и операторы по обращению с ТКО, осуществляющие свою деятельность на территории населенных пунктов Забайкальского края, а также собственники ТКО обязаны выполнять требования настоящего Порядка, при сборе отходов не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

7. На территории Забайкальского края не допускается:

1) несанкционированное размещение всех видов ТКО и иных видов отходов;

2) сбор ТКО вне установленных мест, без наличия установленных разрешительных документов и специализированного оборудования.

8. Собственники ТКО осуществляют накопление ТКО в местах накопления и сбора ТКО, определенных договором об оказании услуг по обращению с ТКО, в соответствии с Территориальной схемой.

В случае, если в Территориальной схеме отсутствует информация о местах накопления и сбора ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах их накопления в Министерство природных ресурсов Забайкальского края для включения в Территориальную схему сведений о местах накопления и сбора ТКО.

9. На территории Забайкальского края накопление ТКО осуществляется следующими способами:

1) накопление ТКО в многоквартирных домах в мусоропроводах и мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

2) складирование ТКО в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

3) складирование в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (бесконтейнерная система сбора).

10. Накопление ТКО посредством мусоропроводов осуществляется в многоквартирных жилых домах, где такая система сбора ТКО предусмотрена проектом.

11. Содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, предназначенных для накопления ТКО (мусоропроводы, мусороприемные камеры), производятся лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

12. Мусоропровод и мусоросборные камеры должны содержаться в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил.

13. Отходы из камер должны удаляться ежедневно.

14. Сбрасывать в мусоропровод горящие, тлеющие предметы, взрывоопасные вещества, а также выливать жидкость не допускается.

15. Разборка ТКО и отбор вторичного сырья в мусоросборной камере не допускаются.

16. Сбрасывание ТКО в загрузочный клапан должно производиться небольшими порциями: крупные части должны быть измельчены для свободного прохождения через загрузочный клапан, мелкие и пылевидные фракции перед сбрасыванием в мусоропровод рекомендуется завернуть в пакеты, свободно размещающиеся в ковше клапана. Отходы, не поддающиеся измельчению, должны быть вынесены в бункер. Сбрасывать в мусоропровод крупногабаритные предметы, требующие усилий при их загрузке в ковш клапана, не допускается.

17. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода.

18. Собственники ТКО обеспечивают накопление ТКО на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего транспортирования ТКО для утилизации, обезвреживания, размещения.

19. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления и сбора ТКО.

При этом бремя содержания контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – МКД), и территорий, прилегающих к месту погрузки ТКО, несут собственники помещений в МКД.

Бремя содержания контейнерных площадок и территорий, прилегающих к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки.

20. Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах собственников ТКО и о собственнике площадок.

21. Контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды.

Для предотвращения проникновения животных (свободного доступа бродячих животных) контейнерные площадки должны быть ограждены с трех сторон или предусматривать установку контейнеров с крышками.

Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадания в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой.

22. Размер контейнерных площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

Количество и объем контейнеров могут быть изменены по заявлению собственников помещений в МКД и собственников МКД либо лица, осуществляющего управление МКД, при этом уменьшение количества и вместимости контейнеров для несортированных ТКО допускается только при условии осуществления такими лицами раздельного сбора ТКО.

Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО собственниками ТКО, определяются исходя из нормативов накопления ТКО, устанавливаемых нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, осуществляющего функции государственного регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, и в соответствии с условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного с собственником ТКО.

23. Контейнерная площадка должна регулярно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и подвергаться уборке (санитарной обработке).

24. В случае пользования контейнерной площадкой несколькими организациями, обслуживающими МКД, или иными собственниками отходов составляется график обустройства и содержания данной контейнерной площадки.

25. Подъездные пути к контейнерной площадке должны иметь допустимую высоту 4 метра и ширину 3,5 метра и быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств, в том числе исключающего движение задним ходом в жилых зонах и на придомовых территориях с максимально допустимым весом 30 тонн.

26. Подъездные пути должны быть достаточно освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии.

27. Подъездные пути во время транспортирования отходов должны содержаться свободными. В случае, если подъездные пути к контейнерной площадке заблокированы, вывоз ТКО не осуществляется. Подтверждением невозможности осуществления сбора и транспортирования отходов является фото- и видеофиксация нарушения.

28. В районах сложившейся застройки при невозможности соблюдения нормативного разрыва от места накопления отходов до жилья согласование размещения контейнерной площадки производится комиссионно с участием представителей заказчика услуги по вывозу отходов, организации, с которой заключен договор об оказании услуг по обращению с ТКО (при наличии).

29. Накопление КГО осуществляется:

1) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

2) на специальных площадках для накопления и сбора КГО;

3) путем вывоза КГО по заявке собственника ТКО.

30. КГО должны располагаться в день вывоза в месте, определенном в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

31. КГО должны находиться в состоянии, не создающем угроз для жизни и здоровья персонала регионального оператора или оператора по обращению с ТКО, в частности, предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь торчащих гвоздей или болтов, а также не должны создавать угроз для целостности и технической исправности мусоровозов. Предоставленные к вывозу КГО не должны быть заполнены другими отходами.

32. Для сбора отходов, образующихся в индивидуальной жилой и малоэтажной застройке, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, гаражно-строительных кооперативах, используются:

1) контейнерные площадки с твердым покрытием для ТКО;

2) площадки для накопления КГО (кузова, отработанные автопокрышки и т.п.);

33. Размещение контейнерных площадок производится в соответствии с Территориальной схемой с соблюдением экологических и санитарных норм и правил.

На территории частных домовладений места расположения мусоросборников определяются самими домовладельцами в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

34. При осуществлении накопления ТКО в пакетах или других предназначенных для их накопления емкостях договором об оказании услуг по обращению с ТКО устанавливаются места накопления отходов, время сбора отходов.

35. Обязанность по строительству, ремонту и содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО возлагается на собственников жилых домов, органы управления садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов путем заключения договора с региональным оператором.

36. Содержание объектов накопления отходов, размещаемых в зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами, осуществляется за счет средств собственников указанных жилых домов.

37. Раздельный сбор ТКО предусматривает разделение ТКО собственниками ТКО по установленным видам отходов и складирование ими отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов для дальнейшего направления на утилизацию.

38. Тип сбора ТКО (централизованный, смешанный, раздельный или иной) на территории Забайкальского края устанавливается в соответствии с Территориальной схемой.

39. В качестве ТКО, подлежащих раздельному сбору на территории Забайкальского края, определены следующие виды отходов:

1) отходы пластика – отходы полимерных материалов, в том числе полиэтилен высокого давления, полиэтилен низкого давления, полипропилен, поливинилхлорид, АБС-пластики, полистирол, шприцы одноразовые, полиэтилентерефталат (ПЭТ) – бутылки, тара полиэтиленовая;

2) отходы бумаги – незагрязненные отходы бумаги и картона, в том числе макулатура, отходы картона, отходы картона пищевого, упаковочные отходы, прочие бумажные отходы;

3) отходы металлов – черные и цветные металлы, в том числе жестяные и алюминиевые банки, металлические части технических приборов, потерявших потребительские свойства (некрупногабаритные);

4) отходы стекла – стеклянные отходы, в том числе бой стекла, стеклотара.

40. Организация раздельного сбора ТКО в зависимости от объемов образуемых отходов (вторсырья) и плотности застройки территории может осуществляться несколькими способами:

1) установка специальных контейнеров для селективного накопления ТКО в жилых кварталах;

2) установка контейнеров для накопления отходов, содержащих фракции пластика, бумаги, металлов, стекла и стандартных контейнеров для ТКО (с пищевой составляющей) на специально отведенных местах;

3) создание пунктов приема вторичного сырья или организация площадок раздельного сбора ТКО;

4) организация передвижных пунктов сбора вторичного сырья.

41. При принятии решения о раздельном типе сбора ТКО сбор осуществляется в следующем порядке:

1) при сборе ТКО собственников помещений МКД:

а) в контейнеры серого цвета с надписью “Несортированные отходы” складируются отходы, в отношении которых не осуществляется раздельный сбор;

б) в контейнеры желтого цвета либо в контейнеры с желтой крышкой и надписью “Сортированные отходы” и/или соответствующими пиктограммами складируются отходы пластика, бумаги, металлов и стекла;

в) в контейнеры синего цвета либо в контейнеры с синей крышкой и надписью “Бумага” и/или соответствующей пиктограммой складируются вторичные материальные ресурсы, классифицируемые как отходы бумаги;

г) в контейнеры оранжевого цвета либо в контейнеры с оранжевой крышкой и надписью “Пластик” и/или соответствующей пиктограммой складируются вторичные материальные ресурсы, классифицируемые как отходы пластика (не включая резиновые изделия);

д) в контейнеры зеленого цвета либо в контейнеры с зеленой крышкой и надписью “Стекло” и/или соответствующей пиктограммой складируются вторичные материальные ресурсы, классифицируемые как отходы стекла;

2) при сборе ТКО собственников жилых домов осуществляется раздельное накопление несортированных и сортированных ТКО, а также золы, с целью исключения возгорания ТКО. Накопление золы осуществляется в металлические контейнеры с надписью “Зола”.

42. При осуществлении раздельного сбора ТКО могут по необходимости использоваться дополнительные цветовые обозначения (сбор стекла различных цветов, сбор текстиля, сбор бумаги и пр.).

43. Раздельно собранные компоненты ТКО, являющиеся вторичными материальными ресурсами, подлежат передаче на переработку организациям, осуществляющим их обработку и утилизацию.

44. Не допускается смешивание раздельно собранных компонентов ТКО, являющихся вторичными материальными ресурсами, и их захоронение.

45. Пункты приема вторичного сырья должны быть удалены не менее чем на 50 метров от жилых и общественных зданий, лечебно-профилактических, детских учреждений и школ. Запрещается устройство пунктов по приему вторичного сырья от населения в помещениях продовольственных и промтоварных магазинов, в помещениях складов этих магазинов, на территории предприятий торговли и общественного питания, детских образовательных учреждений и школ, лечебно-профилактических организаций, парков, скверов и мест массового отдыха населения.

46. Сбор электронного оборудования (в том числе компьютерного, оптического), утратившего свои потребительские свойства, осуществляется:

1) на специальных площадках, определенных в Территориальной схеме;

2) с использованием мобильных приемных пунктов, организованных региональным оператором, производителями и импортерами электронного и электрического оборудования, их объединениями;

3) предприятиями розничной торговли, осуществляющими продажу электронного и электрического оборудования.

47. Запрещается размещать отходы электронного оборудования в контейнерах для накопления ТКО.

48. Собранные отходы электронного оборудования передаются организациям, осуществляющим извлечение компонентов, для передачи извлеченных компонентов на утилизацию, обезвреживание, захоронение.

49. Накопление ртутьсодержащих отходов и потерявших потребительские свойства химических источников питания (кроме аккумуляторов для транспортных средств) производится отдельно от других видов отходов в специальные контейнеры для особо опасных отходов, расположенных на контейнерных площадках по согласованию с региональным оператором.

Накопление и сбор ртутьсодержащих отходов должны выполняться методами, исключающими их бой и разгерметизацию.

50. Сбор ртутьсодержащих отходов и потерявших потребительские свойства химических источников питания (кроме аккумуляторов для транспортных средств) должен осуществляться специализированными организациями, имеющими лицензию на обращение с отходами соответствующего класса опасности.

51. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла.

Для индивидуальной жилой и дачной застройки при накоплении ТКО могут использоваться деревянные контейнеры с крышками (ящики).

Контейнеры на контейнерных площадках должны находиться в технически исправном состоянии и должны иметь соответствующий цвет и номер. Контейнеры должны иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей.

52. Контейнер может заполняться только до объема, пока может закрываться его крышка (не выше верхней кромки контейнера). Запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере таким образом, что становится невозможным высыпание его содержимого при загрузке в мусоровоз.

53. Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, обязано обеспечить промывание контейнеров для ТКО в летний период не реже одного раза в 10 дней, дезинфекцию деревянных контейнеров – после каждого опорожнения.

54. В контейнерах для ТКО запрещается размещать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, жидкие вещества, биологически и химически активные отходы, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, озоноразрушающие вещества, электронное оборудование (в том числе компьютерное, оптическое), утратившее свои потребительские свойства, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить или нетипичным образом загрязнить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию и размещению отходов.

55. Запрещается сжигание ТКО и КГО, размещенных в бункерах и (или) на площадках.

56. Запрещается располагать ТКО вне контейнеров.

57. Накопление уличного мусора осуществляется с использованием уличных урн. Запрещается размещение в уличных урнах ТКО, образовавшихся в многоквартирных и жилых домах, зданиях и сооружениях, условия обращения с которыми определены в договорах на оказание услуг по обращению с ТКО.

Сбор уличного мусора может осуществляться с использованием контейнеров, предназначенных для сбора ТКО.

58. Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры на проезжей части, тротуарах, газонах, в проходных арках домов.

59. Ответственность за своевременное удаление бесхозяйных отходов возлагается на собственников (арендаторов) земельных участков, на которых размещены данные отходы.

Бесхозяйные отходы с территорий общего пользования подлежат сбору и транспортированию на объекты обезвреживания, утилизации, размещения, захоронения отходов операторами по обращению с ТКО в рамках муниципального заказа.

60. Неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Порядка влечет за собой ответственность юридических, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц в соответствии с действующим законодательством.

Для новых клиентов

Бесплатная консультация по отчетности в СанПиН