ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СБОРА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА) НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 года N 272
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СБОРА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА) НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641”, статьей 6 закона Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС “Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае” Правительство Алтайского края постановляет:
Утвердить прилагаемый порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Алтайского края.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
ПОРЯДОК СБОРА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА) НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Утвержден
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 24 июля 2017 года N 272
1. Общие положения
1. Настоящий порядок разработан в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641”, частью 12 статьи 6 закона Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС “Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае” и устанавливает требования по сбору твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельному сбору) на территории Алтайского края.
2. В настоящем порядке применяются следующие основные понятия:
твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
сбор ТКО – прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования и размещения;
раздельный сбор ТКО – сбор ТКО, предусматривающий разделение отходов по видам в соответствии с их составом, физическими свойствами и агрегатным состоянием, установленными классами опасности, особенностями последующего жизненного цикла и существующими технологиями их использования, обезвреживания и уничтожения;
контейнер – мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов;
бункер – мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;
крупногабаритные отходы (далее – КТО) – ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
контейнерная площадка – место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
оператор по обращению с ТКО (далее – “оператор”) – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;
региональный оператор по обращению с ТКО (далее – “региональный оператор”) – оператор по обращению с ТКО – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
потребитель – собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Другие используемые в настоящем документе понятия употребляются в значениях, которые определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
3. Сбор ТКО на территории Алтайского края осуществляется с учетом экологических, санитарных и иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление сбора ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
4. Сбор ТКО на территории Алтайского края обеспечивается региональным оператором в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Алтайского края (далее – “территориальная схема”), региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
В случае если в территориальной схеме отсутствует информация о местах сбора и накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления ТКО в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края для включения в нее сведений о местах сбора и накопления ТКО.
Региональный оператор осуществляет сбор твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов.
5. Настоящий порядок имеет целью сокращение образования ТКО, уменьшение массы размещаемых отходов, снижение опасности отходов для окружающей среды и здоровья человека.
2. Сбор твердых коммунальных отходов
6. Потребители осуществляют складирование ТКО в местах их сбора и накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой.
7. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора и накопления ТКО их складирование осуществляется потребителями следующими способами:
в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
8. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора и накопления ТКО складирование КТО осуществляется потребителями следующими способами:
в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
на специальных площадках для складирования КТО.
9. Вывоз КТО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КТО на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии с территориальной схемой и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
10. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КТО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КТО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КТО, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
11. В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, КТО, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Региональному оператору запрещается осуществлять сбор опасных веществ, отнесенных к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов в составе или под видом ТКО.
12. Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах сбора и накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
13. В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – “место несанкционированного размещения ТКО”) региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;
уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
14. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
15. Запрещается организовывать места сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав ТКО, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования КГО без письменного согласия регионального оператора.
16. Сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав ТКО, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.
17. В целях обеспечения сбора ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов.
3. Раздельный сбор твердых коммунальных отходов
18. Раздельный сбор ТКО организуется региональным оператором в соответствии с территориальной схемой, настоящим порядком и соглашением, заключенным с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.
19. Организация раздельного сбора ТКО в зависимости от объемов образования ТКО и плотности застройки территории может осуществляться несколькими способами:
сбор в специальных контейнерах для раздельного сбора ТКО на контейнерных площадках;
сбор в специальных контейнерах для раздельного сбора ТКО на специально отведенных местах;
сбор в мобильных пунктах приема вторичного сырья, организованных региональным оператором, производителями и импортерами товаров.
20. В целях организации раздельного сбора ТКО в местах сбора устанавливаются специальные контейнеры, обеспечивающие складирование в них только определенного вида отходов с соблюдением следующих условий:
контейнеры должны быть окрашены в разные цвета для различных видов отходов и иметь соответствующую маркировку. Маркировка наносится в виде надписей и должна содержать информацию о материалах, подлежащих сбору в соответствующий контейнер;
конструкция контейнеров должна исключать возможность доступа внутрь атмосферных осадков, а также проникновения животных.
21. Раздельный сбор ТКО на территории Алтайского края внедряется поэтапно на основании Плана мероприятий по организации в Алтайском крае раздельного сбора ТКО, утвержденного Правительством Алтайского края.
4. Сбор отходов электронного оборудования
22. К отходам электронного оборудования относятся отходы в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, классифицируемые как оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее свои потребительские свойства.
23. Отходы электронного оборудования принимаются:
на контейнерных площадках в порядке, установленном региональным оператором;
с использованием мобильных приемных пунктов, организованных региональным оператором, производителями и импортерами электронного и электрического оборудования, их ассоциациями;
предприятиями розничной торговли, осуществляющими продажу электронного и электрического оборудования.
24. Запрещается размещать отходы электронного оборудования в контейнерах для сбора ТКО.
25. Предприятия розничной торговли, осуществляющие продажу электронного оборудования на площади торгового помещения, превышающей 200 кв. м, обязаны без взимания платы осуществлять сбор отходов электронного оборудования и передачу их для утилизации региональному оператору, производителям и импортерам электронного и электрического оборудования, их ассоциациям. Региональный оператор не вправе отказать предприятию розничной торговли в приеме отходов электронного оборудования без взимания платы.