Письмо Росприроднадзора от 17.11.2015 N АС-03-03-36/20364

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 17 ноября 2015 г. N АС-03-03-36/20364

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 203-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”, а также вступлением в силу с 15.10.2015 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, направляет для руководства в работе Методические рекомендации по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

А.Г.СИДОРОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОРЯДКУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ,

ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ

ОТХОДОВ I – IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон N 99-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся, в том числе определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957.

Согласно указанному перечню Росприроднадзор осуществляет лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности.

2. С 01.07.2015 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” (далее – Закон N 458-ФЗ), согласно которым с 01.07.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 203-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Закон 203-ФЗ) статья 23 Закона N 458-ФЗ дополнена частью 3.1 следующего содержания “3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I – IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.”.

Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I – IV классов опасности, предоставлен переходной период до 01.01.2016 для получения лицензии.

При этом для осуществления видов работ по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности такой период не предусматривается. Осуществление обезвреживания и размещения отходов I – IV классов опасности возможно только при наличии соответствующей лицензии.

3. Согласно основным положениям Закона N 203-ФЗ, вступившим в силу 30.06.2015, лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019 (с правом их переоформления на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности).

Однако стоит отметить, что указанный переходный период предусмотрен только для лицензий на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности.

При этом стоит отметить, что при наступлении случаев переоформления, определенных ч. 3 ст. 18 Закона 99-ФЗ, такие лицензии подлежат переоформлению.

Перечень документов, который необходимо представить в лицензирующий орган лицензиату для переоформления лицензии в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности и изменения видов работ в составе лицензируемого вида деятельности, определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.

4. Согласно основным понятиям Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон N 99-ФЗ) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), – объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Исходя из содержания данного понятия, таким объектом не может быть город, регион Российской Федерации, субъект Российской Федерации или Российская Федерация в целом. Объектом являются здания, помещения, сооружения или иные объекты, попадающие под понятие “место осуществления лицензируемого вида деятельности”, принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

При намерении соискателя лицензии осуществлять лицензируемые виды деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизации, обезвреживание отходов I – IV классов опасности) с использованием движимого имущества (транспортные средства, мобильные установки, оборудование) привязку к месту осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо осуществлять исходя из понятия “место осуществления лицензируемого вида деятельности”, которое может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

По данному вопросу Росприроднадзор обращался в Минприроды России за разъяснениями, до поступления которых территориальным органам Росприроднадзора необходимо руководствоваться вышеуказанной позицией.

5. Согласно основным понятиям Закона N 89-ФЗ транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

Основные требования к транспортированию отходов I – IV класса опасности установлены ст. 16 Закона 89-ФЗ.

Законом N 458-ФЗ определено, что порядок транспортирования отходов I – IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, будет устанавливаться Минтрансом России по согласованию с Минприроды России. Данная норма вступает в силу с 01.01.2016.

23.10.2015 в Минприроды России состоялось совещание по вопросу предоставления государственной услуги по выдаче лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

Протоколом от 02.11.2015 N 05-16/339-пр, составленным по итогам совещания от 23.10.2015, Росприроднадзору рекомендовано при проверке соответствия соискателей лицензий и лицензиатов требованиям подпункта “в” пункта 3 Положения обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения следующих требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ:

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 “Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом”;

приказ Минтранса России от 08.08.1995 N 73 “Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом”;

приказ Минтранса России от 04.07.2011 N 179 “Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов”;

приказ Минтранса России от 05.09.2008 N 141 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации”;

протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 05.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);

ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка”.

Территориальным органам Росприроднадзора при осуществлении проверки соблюдения лицензионных требований и условий, установленных пп. “в” п. 6 Положения, до принятия и вступления в законную силу порядка транспортирования отходов I – IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, рекомендуется обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения вышеназванных требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ при условии, что транспортируемые отходы I – IV классов опасности подпадают под категорию опасных грузов.

6. Согласно основным понятиям ст. 3 Закона N 99-ФЗ:

лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.

Территориальным органам Росприроднадзора необходимо принять к сведению, что лицензия выдается одна в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя и подлежит переоформлению в случаях, определенных ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ.

По практике Росприроднадзора соискатель лицензии или лицензиат может обращаться единовременно с заявлением о предоставлении или переоформлении лицензии в разные территориальные органы Росприроднадзора.

В связи с этим территориальным органам Росприроднадзора рекомендуется перед подписанием приказа о предоставлении (переоформлении) лицензии проверять наличие в реестре лицензий у соискателя лицензии (лицензиата) действующей лицензии, выданной ранее иным территориальным органом Росприроднадзора.

7. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I – IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV класса опасности.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 89-ФЗ порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Территориальным органам Росприроднадзора до утверждения указанного порядка, а также внесения изменений в ст. 15 Закона N 89-ФЗ необходимо принимать документы, предусмотренные как действующим законодательством об образовании, так и ранее выданные свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I – IV класса опасности, если документы выданы организациями, имеющими полученные в установленном законом порядке лицензии на право осуществления образовательной деятельности, и осуществляющими образовательную деятельность (профессиональная подготовка, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование) по примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 868, согласованной с Министерством образования Российской Федерации.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно п. 2.3 решений Протокола от 02.11.2015 N 05-16/339-пр Минприроды России полагает целесообразным руководствоваться в части не противоречащей законодательству Российской Федерации приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 868 до принятия нормативных правовых актов Минобрнауки России по подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I – IV классов опасности.

8. Законом N 458-ФЗ в Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее – Закон N 52-ФЗ) внесены изменения в абз. 9 ч. 2 ст. 40, в части слова “использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению” заменить словами “транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению”.

Следовательно, с 01.07.2015 обязательным условием для принятия решения Росприроднадзором о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления, в том числе деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV класса опасности.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, в котором в том числе указывает согласно пп. “б” п. 5 Положения для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

Вместе с этим соискателем лицензии или лицензиатом могут быть представлены реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения, выданного компетентным органом в 2011 – 2012 годах о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования в части видов работ по сбору и транспортировке отходов.

Для решения вопроса о возможности применения санитарно-эпидемиологических заключений, выданных до 01.07.2015, п. 2.2 решений Протокола от 02.11.2015 N 05-16/339-пр Минприроды России в срок до 28.10.2015 должно обратиться в Роспотребнадзор о предоставлении официальной позиции по данному вопросу.

До получения официальной позиции Роспотребнадзора территориальным органам Росприроднадзора необходимо учитывать следующее.

Лицензирующий орган в рамках проведения документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата проверяет сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений, в том числе сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

Следовательно, оценка соответствия представленных соискателем лицензии или лицензиатом сведений о санитарно-эпидемиологическом заключении должна осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия с территориальными органами Роспотребнадзора, который должен подтвердить наличие у соискателя (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

9. Территориальным органам Росприроднадзора обратить внимание, что с учетом Положения лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I – IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов.

Выдача и переоформление на группы отходов, содержащие в одиннадцатом знаке 11-значного кода используемого для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду нуля недопустимо.

10. В соответствии с пп. “б” п. 5 Положения для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

С учетом требований п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (далее – Закон N 174-ФЗ) к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе относится проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ проектная документация разрабатывается в отношении объектов капитального строительства.

В отношении объектов обезвреживания отходов I – IV класса опасности, не являющихся объектами капитального строительства, требование по наличию проектной документации законодательством не установлено.

Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с пп. “б” п. 3 Положения оборудование (в том числе специальное) и специализированные установки, необходимые для выполнения заявленных работ, должны соответствовать установленным требованиям.

Так согласно ст. 11 Закона N 99-ФЗ к числу объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, проводить которую уполномочен Росприроднадзор, относятся проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Согласно письму Минприроды России от 13.05.2011 N 05-12-44/7250 новой является впервые предлагаемая к использованию на территории Российской Федерации и прошедшая апробацию техника и технология.

Территориальным органам Росприроднадзора обратить внимание на недопустимость требования от соискателя лицензии или лицензиата предоставления заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации объектов, используемых для обезвреживания отходов I – V классов опасности, в случае, если планируемая к эксплуатации мобильная установка не предусматривает использование объектов капитального строительства, что предусмотрено эксплуатационной документацией.

11. Росприроднадзором во исполнение статьи 21 Закона N 99-ФЗ подготавливается проект приказа об обязательном заполнении и ведении территориальными органами реестра лицензий в едином программном продукте.

Ранее письмом Росприроднадзора от 03.08.2012 N ВК-08-03-36/10278 до территориальных органов Росприроднадзора доводилось о необходимости заполнения и ведения раздела “Лицензирование” в модуле “ПТК Госконтроль”, размещенного в сети “Интернет” по адресу https://rpn.gov.ru:8084.

Территориальным органам необходимо актуализировать данный раздел по соответствующему субъекту Российской Федерации и продолжить ведение и заполнение этого раздела.

12. В соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона N 99-ФЗ в случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 данной статьи, и (или) документы, указанные в части 3 данной статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Согласно ч. 9 ст. 13 Закона N 99-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частью 8 данной статьи, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 данной статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Обращаю внимание на недопустимость осуществления возврата лицензионных материалов вместе с уведомлением о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют (далее – Уведомление).

В целях недопущения утраты лицензионных материалов в период с момента направления или вручения соискателю лицензии Уведомления до момента принятия решения о возврате заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата руководителям территориальных органов организовать их надлежащее хранение.

Для новых клиентов

Бесплатная консультация