Обзор судебного решения Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2018 года по делу № А41-63211/17

#судебная_практика@onlineecology

Должен ли арендатор полигона выплатить ущерб причиненный в результате эксплуатации полигона? (Администрация городского округа Балашиха против ЗАО «Заготовитель»( Полигон ТБО «Кучино»)

Решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2018 года

по делу № А41-63211/17

Предмет спора: о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде

Суть спора: Администрация городского округа Балашиха обратилась в суд с исковым заявлением к ЗАО «Заготовитель» со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений):

1. Взыскать с ЗАО «Заготовитель» 3 746 841 900,00 рублей в качестве компенсации ущерба, вреда, причиненного окружающей среде, в процессе эксплуатации полигона ТБО «Кучино», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0031002:7, предоставленном ЗАО «Заготовитель» на основании договора аренды №1364 от17.04.2009;

2. Взыскать с ЗАО «Заготовитель» 2 545 582 300,00 рублей в качестве компенсации ущерба, вреда, причиненного окружающей среде, в процессе эксплуатации полигона ТБО «Кучино» в результате размещения отходов в границах земельного участка с кадастровым номером 50:15:0031002:59.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха, Министерство экологии и природопользования Московской области, Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу

Решение суда: Иск удовлетворить.

Фабула дела:

17.04.2009 между истцом (арендодатель) и ООО «Заготовитель» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №1364 (далее – Договор), в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:15:031002:7, площадью 50,5 га, расположенного по адресу: 143980, Московская область, Балашихинский район, полигон “Кучино”; с видом разрешённого использования: «Для проведения работ по рекультивации”.

Согласно п.1.1 договора на части земельного участка площадью 12 га разрешен прием и захоронение твердых бытовых отходов.

Также в данном пункте договора также указаны обременения и ограничения:

ежегодное заключение договора со стороны ООО «Заготовитель» со специализированной организацией по проекту рекультивации полигона о соответствии объемов и качества работ, проведенных ООО «Заготовитель в соответствии с Проектом реконструкции и рекультивации полигона захоронения «ТБО» Кучино» Балашихинского района Московской области (№14/04-03), разработанного ЗАО «Геоспецэкология» в 2003 году, после утверждения Акта выполненных работ по рекультивации, в соответствии с постановлением Главы городского округа Балашиха от 10.09.2008г. №770/15.

Срок аренды установлен с 02.01.2008 г. по 31.12.2014 г. (пункт 2.1 Договора аренды).

16.07.2013 ООО «Заготовитель» прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме преобразования в ЗАО «Заготовитель».

В связи с изложенным, права и обязанности арендатора по договору №1364 от 17.04.2009 перешли к ЗАО «Заготовитель» в порядке универсального правопреемства.

На основании постановления Администрации городского округа Балашиха от 25.05.2015г. №204/5-ПА «О продлении срока аренды земельного участка ЗАО «Заготовитель»», действие договора аренды земельного участка от 17.04.2009г. №1364, расположенного по адресу: Московская область, г.Балашиха, полигон «Кучино», площадью 50,5000 га с кадастровым номером 50:15:031002:7, Соглашением о продлении срока действия договора от 25.05.2015 г. срок аренды продлен на 4 (четыре) года.

Решением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2017г. по делу №А41-49755/17 договор расторгнут.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на то, что ответчик осуществлял хозяйственную деятельность на участках с кадастровым номером 50:15:031002:7 и с кадастровым номером 50:15:0031002:59 в нарушение условий договора, в отсутствие соответствующих разрешений осуществлял выброс вредных (загрязняющих веществ), не проводил рекультивацию земельных участков, эксплуатировал полигон ТБО «Кучино» с отступлением от проектной документации и в отсутствие действующего положительного

заключения государственной экологической экспертизы.

27.06.2017г. постановлением Администрации городского округа Балашиха №7581-ПА от 27.06.2017г. в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:15:031002:7 и 50:15:0031002:59 и на прилегающей территории установлен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Балашихинского городского суда Московской области от 28.06.2017г. по делу №5-638/2017 ЗАО «Заготовитель» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности на 90 суток.

06.07.2017г. в претензии №2054исх администрация предложила возместить ущерб, причиненный окружающей среде. Оставление претензии без внимания послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.

Правовое обоснование

Право на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в силу абзаца 12 статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон

об охране окружающей среды).

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 “О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде” с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45, 46 ГПК РФ, статья 53 АПК РФ, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Поскольку на администрацию Законом об охране окружающей среды возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, администрация вправе выступать истцом в рассматриваемом споре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно положениям статьи 1082 Гражданского кодекса РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

В силу положений части 1 статьи 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. В соответствии с частью 1 статьи 78 ФЗ “Об охране окружающей среды” компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 “О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы” рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Рекультивация нарушенных земель осуществляется в два этапа (технический и биологический) в целях восстановления плодородия почв (пункты 3, 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67).

По смыслу указанных нормативных правовых актов рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан не только в случаенарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии плодородного слоя почвы при производстве работ.

При этом рекультивация, а соответственно и расходы на ее осуществление, могут быть признаны произведенными только при наличии утвержденных в установленном порядке проектов рекультивации земель, то есть при ее осуществлении в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией. Определение мест строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Судом установлено, что ответчик фактически осуществлял размещение ТБО на всем земельном участке с кадастровым номером 50:15:0031002:7, переданном ему в аренду на основании договора аренды №1364 от17.04.2009, а не только на отведенных для этих целей 12га. Также на смежном участке с кадастровым номером 50:15:0031002:59 имеется выход свалочного тела в размере 4 га.

Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.

У ответчика отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, допущен разлив фильтрата с образованием двух водоемов площадью 70 кв.м. и 15 кв.м., не проведена рекультивация земельного участка, на котором расположено свалочное тело полигона, проведение которой было предусмотрено проектом, у ответчика отсутствует актуальный проект эксплуатации/рекультивации полигона «Кучино» и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Также ответчиком допущены иные нарушения экологического законодательства при эксплуатации полигона, за что общество неоднократно привлекалось к административной ответственности.

В целях исследования вопроса определения ущерба, причиненного окружающей среде, определением суда от 26.02.2018г. по настоящему делу назначена судебная экологическая экспертиза.

Экспертное заключение поступило в адрес суда, и из него усматривается следующее:

1. сумма затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в процессе эксплуатации полигона ТБО «Кучино» на земельном участке с кадастровым номером 50:15:031002:7 составляет 3 746 841 900 руб., из которых:

а. 3 702 341 900 руб. – затраты в соответствии с проектом рекультивационных работ, рассчитанные по удельному показателю 73 313,7 руб./га;

б. 44 500 000 руб. – стоимость разработки «Проекта рекультивации полигона ТБО «Кучино».

2. При эксплуатации полигона ТБО «Кучино» ЗАО «Заготовитель» в нарушение условий эксплуатации полигона допустило смещение тела полигона на смежный земельный участок с кадастровым номером 50:15:0031002:59.

Для восстановления нарушенного состояния окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0031002:59 необходимо рекультивировать земли площадью 4,0001 га.

3. Сумма затрат на возмещение вреда, причиненного окружающей среде в процессе эксплуатации полигона ТБО «Кучино» в результате размещения отходов в границах земельного участка с кадастровым номером 50:15:031002:59 составляет 2 545 582 300 руб., из которых:

а. 293 262 100 руб. – затраты на рекультивацию в соответствии с проектом рекультивационных работ, рассчитанные по удельному показателю 73 313,7 руб./га;

б. 2 240 164 000 руб. – размер вреда при порче почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами,

в. 12 156 200 руб. – размер вреда, причиненный почвам как местообитанию объектов животного мира.

Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ признано арбитражным судом надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что у ЗАО «Заготовитель» имеется обязательство возместить вред, причиненный окружающей среде, в процессе эксплуатации полигона ТБО «Кучино» в заявленном размере.

Решение принято судом первой инстанции.

Это и другие решения вы можете найти на нашем сайте Онлайн Экология, перейдя по ссылке в разделе документы https://onlineecology.com/docs

Для новых клиентов

Бесплатная консультация по отчетности в СанПиН