Обзор судебного решения арбитражного суда Камчатского края по делу № А24-5588/2017

#судебная_практика@onlineecology

Транспортирование и размещение отходов 3-4 классов опасности, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, производится только при наличии лицензии

Решение арбитражного суда Камчатского края по  делу № А24-5588/2017

Предмет спора: о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Суть спора: закрытое акционерное общество «Тревожное зарево» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю от 16.06.2017 № 3436/17-3 (далее – Управление) в части возложения на общество обязанности осуществлять деятельность по размещению отходов 3-4 классов опасности (отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы)) в карте хвостохранилища Авачинского месторождения при наличии соответствующей лицензии.

Решение суда: предписание Управления является правомерным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Фабула дела: На основании приказов руководителя Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю Управлением проведена плановая комплексная выездная проверка в отношении ЗАО «Тревожное зарево».

В ходе проверки установлено, что обществом до настоящего времени не проведены работы по отнесению отходов добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) к конкретному классу опасности.

По результатам проверки обществу выдано, в том числе предписание, которым на общество возложена обязанность осуществлять деятельность по транспортированию отходов 3-4 класса опасности (покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, камеры пневматических шин автомобильных отработанные, остатки дизельного топлива, утратившего потребительские свойства, отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены, отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел трансмиссионных) на территории Камчатского края и осуществлять размещение отходов 3-4 класса опасности (отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы)) в карте хвостохранилища Асачинского месторождения при наличии соответствующей лицензии в срок до 15.05.2017. 

На основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю в период с22.05.2017 по 19.06.2017 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения предписания.

Актом проверки зафиксировано, что предписание в установленный срок (до 15.05.2017) не выполнено.

16.06.2017 должностным лицом Управления выдано предписание от 16.06.2017 № 3436/17-3, которым обществу предписано осуществлять деятельность по транспортированию отходов 3-4 класса опасности (покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, камеры пневматических шин автомобильных отработанные, остатки дизельного топлива, утратившего потребительские свойства, отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены, отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел трансмиссионных) на территории Камчатского края и осуществлять размещение отходов 3-4 класса опасности (отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы)) в карте хвостохранилища Асачинского месторождения при наличии соответствующей лицензии в срок до 16.01.2018.

Не согласившись с указанным предписанием в части возложения на него обязанности осуществлять размещение отходов 3-4 класса опасности (отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы)) в карте хвостохранилища Асачинского месторождения при наличии соответствующей лицензии, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Заявленные требования общество мотивирует тем, что отходы (хвосты) золоизвлекательной фабрики, размещаемые на хвостохранилище, включены в Государственный кадастр отходов (ГКО), в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) и Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (БДО) являющийся государственным информационным ресурсом, предназначенным для информационного обеспечения. Отходы (хвосты), образуемые золотоизвлекательной фабрикой и размещаемые на хвостохранилище общества, являются видом отхода – «отходы (хвосты) цианирования руд серебряных и золотосодержащих», включенным в ФККО (код:2 22 411 01 39 5) и для которого в ФККО и БДО установлен V класс опасности. При этом, согласно действующему законодательству РФ в области обращения с отходами для видов отходов, включенных в ФККО, подтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности не требуется. ФККО является нормативным правовым актом, содержит обязательные (универсальные) решения о классификационных признаках видов отходов и их классах опасности.

Правовое обоснование: по правилам статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Как установлено пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

Классы опасности отходов  установлены в статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

По результатам контрольно-надзорной деятельности в 2016 году Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю установлено, что в процессе производственной деятельности у общества образуются отходы  3-4 класса опасности (отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы)) в карте хвостохранилища Асачинского месторождения, что подтверждается журналами учета в области обращения с отходами за 2016 год, государственной статистической отчетностью 2-ТП (отходы) за 2015, 2016 годы. Данный вид отхода также отражен обществом в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

Кроме того, в ходе проверки в 2016 году был проведен отбор проб отходов переработки руды непосредственно из трубопровода после золото-извлекательной фабрики (жидкое состояние), а также отходов, размещенных в хвостохранилище (твердое состояние).

Согласно протоколов токсичности проб отходов от 30.09.2016 отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы), сбрасываемые по трубопроводу в жидком виде от золото-извлекательной фабрики в хвостохранилище относятся к 3 классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Отходы, отобранные из чаши хвостохранилища, относятся к 4 классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, при наличии подтвержденного материалами дела образования у общества в процессе производственной деятельности отходов 3-4 классов опасности, оспариваемое предписание на основании указанных выше нормативных актах выдано Управлением на законных основаниях.

При этом доводы заявителя, об отсутствии необходимости проведения Управлением отбора проб и отнесения образующихся отходов к отходам по ФККО 2 22 411 01 39 5 (отходы (хвосты) цианирования руд серебряных и золотосодержащих), отнесенным к  классу опасности, на которые не требуется получение лицензии, подлежат отклонению судом как противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам.

Решение принято судом первой инстанции/

Это и другие решения вы можете найти на нашем сайте Онлайн Экология, перейдя по ссылке в разделе документы https://onlineecology.com/docs

Для новых клиентов

Бесплатная консультация по отчетности в СанПиН