Обзор судебного решения Арбитражного суда Курганской области от 24.05.2018 по делу № А34-12014/2017

#судебная_практика@onlineecology

Возможно ли представление уточнённой отчетности по форме 2-ТП (отходы) за пределами установленного срока?

Решение Арбитражного суда Курганской области от 24.05.2018

по делу № А34-12014/2017

Предмет спора: о признании недействительным решения

Суть спора: Общество с ограниченной ответственностью «Центр» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области (далее – Управление) от 14.07.2017 № 01-05-69/3192 об отказе в принятии исправленной формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы). Заявитель просит возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области обязанность принять исправленную форму федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) и учесть её в единой государственной информационной системе учета отходов.

Решение суда: В удовлетворении заявления отказать.

Фабула дела:

20.01.2017 вх. № 493 в адрес заинтересованного лица обществом представлена форма № 2-ТП (отходы) федерального государственного статистического наблюдения «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016».

29.03.2017 вх. №№ 3474, 3475 в адрес заинтересованного лица обществом представлены: отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2016; акт утилизации отходов № 70 от 28.02.2017 за 2016; декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2016 год.

Заявитель 20.01.2017 представил заинтересованному лицу форму 2-ТП (отходы) за 2016, в которой учтены отходы, образовавшиеся от производственной деятельности общества и не было ошибочно учтено сырье, поступающее от других организаций, так как данные отходы общество приобретает как сырье, необходимое для производства продукции (тротуарной плитки). Затем, со сторонними организациями были составлены акты утилизации отходов от 28.02.2017, от 27.03.2017, от 30.03.2017. Затем, после обнаружения заинтересованным лицом несоответствия информации в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов с информацией, содержащейся в форме 2-ТП (отходы), обществом 4.04.2017 составлена и 11.04.2017 представлена в Управление исправленная форма федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (отходы).

3.05.2017 письмом № 01-05-69/2022 Управление сообщило обществу о том, что при проверке отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов за 2016 год, представленной 29.03.2017, Управление считает обязанность по выполнению нормативов утилизации обществом, как производителем товаров, не исполненной. При этом, Управление указало, в том числе, на несоответствие сведений о количестве утилизированных отходов, указанных в акте утилизации, и сведений о количестве отходов, образовавшихся и утилизированных, указанных в форме 2-ТП (отходы) за 2016.

06.07.2017 письмом № 01-05-69/3052 Управление по факту повторного предоставления 11.04.2017 формы 2-ТП (отходы) указало обществу, что данная форма не может быть принята и возвращается без рассмотрения, поскольку в нарушение положений Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 “Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления” (действовавшего в период спорных отношений) данная форма представлена за пределами установленного срока (до 1 февраля после отчетного периода) её предоставления.

14.07.2017 письмом № 01-05-69/3192 Управление сообщило обществу о том, что считает не исполненной обязанность по выполнению обществом нормативов утилизации, сославшись, в том числе, на то, что указанные в акте утилизации сведения о самостоятельно утилизированных отходах не соответствуют сведениям, указанным в форме 2-ТП (отходы), представленной обществом 20.01.2017. Кроме того, указало, что повторно представленная 11.04.2017 форма 2-ТП (отходы), откорректированная обществом, не принята Управлением, не учтена в единой государственной информационной системе учета отходов и возвращена без рассмотрения.

Не согласившись с решением Управления об отказе в принятии исправленной формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы), изложенным, по мнению общества, в этом письме от 14.07.2017 № 01-05-69/3192, заявитель обратился в суд о его оспаривании. Данный отказ заявитель считает незаконным, поскольку Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 “Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета” предусмотрена возможность предоставлять исправленные (откорректированные) формы статистического отчета (наблюдения), что и было сделано обществом. При этом, законодательно не установлено пресекательных сроков предоставления данной отчетности. Данным отказом, как указывает заявитель, нарушаются его права, поскольку при сопоставлении сведений по первоначально представленной форме 2-ТП (отходы) с отчетностью о выполнении нормативов утилизации отходов заинтересованное лицо приходит к выводу о невыполнении обществом указанных нормативов утилизации, что влечет для него негативные последствия

Правовое обоснование

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации” (далее – Закон № 282-ФЗ).

Частями 1, 6, 8, 9 статьи 8 Закона № 282-ФЗ установлено, что респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение № 620).

Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17, действующим в период спорных отношений (отношений по предоставлению форм федерального статистического наблюдения за 2016), утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) “Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления”, сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Росприроднадзора, и введена в действие с отчета за 2010 год. Установлено, что предоставление данных по указанной форме федерального статистического наблюдения осуществляется в адреса и сроки, установленные в форме. Как следует из указанной формы, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (в рассматриваемом случае это ООО «Центр»), предоставляют указанную форму № 2-ТП (отходы) территориальному органу Росприроднадзора в субъекте РФ в срок до 1 февраля после отчетного периода. Территориальный орган Росприроднадзора в субъекте РФ предоставляет форму Росприроднадзору в срок до 15 марта после отчетного периода.

Из указанных норм права следует, что ООО «Центр», как лицо, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, должно предоставить годовую форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) за 2016 в Управление в срок до 1.02.2017. А Управление должно отчитаться перед Росприроднадзором по установленной форме в срок до 15.03.2017.

Вместе с тем, в силу пункта 6 Положения № 620 предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками. Субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3-дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные. Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, или необходимые пояснения.

Из указанно следует, что респондент вправе представить субъекту официального статистического учета исправленные данные с обоснованием такого исправления. Однако, окончательный срок предоставления таких исправленных сведений Положением № 620 не установлен. Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 4 Закона № 282-ФЗ одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.

Таким образом, из совокупного толкования норм Закона № 282-ФЗ, Положения № 620, Приказа Росстата № 17 от 28.01.2011 суд приходит к выводу о том, что форма 2-ТП (отходы) за 2016 должна быть представлена респондентом в территориальный орган Росприроднадзора в срок не позднее 1.02.2017. При этом, в этот срок входит и период, когда респондент может внести мотивированные исправления в эту форму федерального статистического наблюдения.

Как следует из материалов дела, первоначальная форма 2-ТП (отходы) за 2016 представлена обществом в Управление 20.01.2017, т.е. в установленный законодательством срок. Исправленная же форма 2-ТП (отходы) за 2016 представлена обществом в Управление 11.04.2017, т.е. за пределами указанного срока, а также за пределами срока, который определен Управлению для предоставления необходимых сведений в Росприроднадзор (до 15.03.2017).

Учитывая вышеизложенное, а также установленный Законом № 282-ФЗ принцип своевременности предоставления статистической информации, суд приходит к выводу о правомерности принятого Управлением решения от отказе обществу в принятии исправленной формы 2-ТП (отходы) за 2016 и возвращении её без рассмотрения.

Кроме этого, суд учитывает и то, что фактически исправленная форма 2-ТП (отходы) не принята Управлением и возвращена обществу без рассмотрения не письмом от 14.07.2017 № 01-05-69/3192, а письмом от 06.07.2017 № 01-05-69/3052, которое обществом не оспаривается.

Также суд полагает необходимым отметить следующее. В соответствии с пунктами 1, 16 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон № 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Общество предоставило в Управление 29.03.2017 отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2016; акт утилизации отходов № 70 от 28.02.2017 за 2016; декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2016 год. При этом, как следует из приведенных норм права порядок и сроки предоставления указанной отчетности и декларирования не регулируются нормами Закона № 282-ФЗ, а установлены специальными нормами Закона № 89-ФЗ, Правил № 1342, Положения № 1417. Таким образом, предоставление отчетности по форме 2-ТП (отходы) федерального статистического наблюдения и предоставление отчетности (декларирования) о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров регулируются различными нормами права, устанавливающими порядок и сроки предоставления указанных видов отчетности. При этом, ни положениями Закона № 89-ФЗ, ни Правилами № 1342, ни Положением № 1417 также не предусмотрена возможность предоставления исправленной формы 2-ТП (отходы) федерального статистического наблюдения за пределами срока её предоставления (до 1 февраля после отчетного периода).

На основании изложенного, законных оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает, в том числе в связи с недоказанностью обществом нарушения его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решение принято судом первой инстанции.

Это и другие решения вы можете найти на нашем сайте Онлайн Экология, перейдя по ссылке в разделе документы https://onlineecology.com/docs

Для новых клиентов

Бесплатная консультация по отчетности в СанПиН