ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 11 декабря 2012 года N 421-ЗО
Об отходах производства и потребления
(с изменениями на 5 октября 2021 года)
(в ред. Законов Челябинской области от 26.09.2013 N 550-ЗО, от 05.06.2015 N 187-ЗО, от 02.03.2016 N 308-ЗО, от 05.10.2016 N 420-ЗО, от 06.04.2017 N 527-ЗО, от 26.02.2018 N 671-ЗО, от 07.09.2018 N 770-ЗО, от 02.10.2018 N 779-ЗО, от 05.03.2019 N 874-ЗО, от 04.10.2019 N 17-ЗО, от 06.03.2020 N 112-ЗО, от 05.10.2021 N 439-ЗО, от 05.10.2021 N 443-ЗО)
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 29 ноября 2012 г. N 1245
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Законразграничивает полномочия органов исполнительной власти Челябинской области иопределяет формы стимулирования деятельности в сфере обращения с отходамипроизводства и потребления (далее – отходы) на территории Челябинской области,содержание и порядок заключения соглашений об организации деятельности пообращению с твердыми коммунальными отходами между органом исполнительной властиЧелябинской области, уполномоченным в сфере обращения с отходами, ирегиональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее- соглашение), случай, в котором потребители обязаны осуществлять разделениетвердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированныхтвердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видовтвердых коммунальных отходов (далее – раздельное накопление твердыхкоммунальных отходов).
(в ред. ЗаконовЧелябинской области от 06.04.2017 N 527-ЗО, от 06.03.2020 N 112-ЗО)
Статья 2. Полномочия органов исполнительной власти Челябинской области в сфереобращения с отходами
1. К полномочиямПравительства Челябинской области в сфере обращения с отходами относятся:
1) осуществлениенормативного правового регулирования отношений в сфере обращения с отходами;
2) проведениемероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
3) утверждениегосударственных программ Челябинской области в сфере обращения с отходами;
(в ред. ЗаконаЧелябинской области от 26.09.2013 N 550-ЗО)
4) участие в проведениигосударственной политики в сфере обращения с отходами на территории Челябинскойобласти;
5) координациядеятельности органов исполнительной власти Челябинской области в сфереобращения с отходами;
6) утверждение порядкаведения регионального кадастра отходов Челябинской области.
7) утверждение правилосуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердымикоммунальными отходами (далее – региональный оператор);
(п. 7введен Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО; вред. Законов Челябинской области от 05.10.2016 N 420-ЗО, от06.04.2017 N 527-ЗО)
8) утверждение порядканакопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельногонакопления);
(п. 8введен Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО; вред. Закона Челябинской области от 26.02.2018 N 671-ЗО)
9) исключен.- Закон Челябинской области от 05.10.2021 N 439-ЗО;
10) утверждениерегиональных программ в сфере обращения с отходами, в том числе с твердымикоммунальными отходами.
(п. 10введен Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО)
2. К полномочиям органаисполнительной власти Челябинской области, уполномоченного в сфере обращения сотходами, относятся:
(в ред. ЗаконаЧелябинской области от 05.03.2019 N 874-ЗО)
1) разработка иреализация государственных программ Челябинской области в сфере обращения сотходами;
(в ред. ЗаконаЧелябинской области от 26.09.2013 N 550-ЗО)
2) участие в разработкеи выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами;
3) исключен.- Закон Челябинской области от 05.10.2021 N 443-ЗО;
4) участие в организацииобеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами;
(в ред. ЗаконаЧелябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО)
5) ведение региональногокадастра отходов Челябинской области в порядке, установленном ПравительствомЧелябинской области.
6) разработка иреализация региональных программ в сфере обращения с отходами, в том числе ствердыми коммунальными отходами;
(п. 6введен Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО)
7) утверждениенормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка ихразработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) инойдеятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключениемсубъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуютсяотходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическомуконтролю (надзору);
(п. 7введен Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО; вред. Закона Челябинской области от 05.10.2021 N 443-ЗО)
8) осуществление приемаотчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов отюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственнуюи (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональномугосударственному экологическому контролю (надзору);
(в ред. ЗаконовЧелябинской области от 06.03.2020 N 112-ЗО, от 05.10.2021 N 443-ЗО)
9) формированиепредложений по определению в стратегии социально-экономического развитияЧелябинской области прогнозных показателей и мероприятий по сокращениюколичества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
(п. 9введен Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО)
10) организациядеятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору,транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердыхкоммунальных отходов;
(п. 10введен Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО; вред. Закона Челябинской области от 26.02.2018 N 671-ЗО)
11) разработка иутверждение территориальной схемы обращения с отходами;
(п. 11введен Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО; вред. Закона Челябинской области от 04.10.2019 N 17-ЗО)
11-1) подготовказаключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний заинтересованныхфедеральных органов исполнительной власти к проекту территориальной схемыобращения с отходами;
(п. 11-1введен Законом Челябинской области от 26.02.2018 N 671-ЗО; вред. Закона Челябинской области от 04.10.2019 N 17-ЗО)
12) проведениеконкурсного отбора региональных операторов в порядке, установленномПравительством Российской Федерации;
(п. 12введен Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО)
13) согласование условийпроведения торгов по формированию цен на услуги по сбору и транспортированиютвердых коммунальных отходов для региональных операторов в случаях и порядке,установленных Правительством Российской Федерации.
(п. 13введен Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО)
14) утверждениеметодических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов илимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) инойдеятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключениемсубъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуютсяотходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическомуконтролю (надзору).
(п. 14введен Законом Челябинской области от 02.03.2016 N 308-ЗО; вред. Закона Челябинской области от 05.10.2021 N 443-ЗО)
15) контроль заисполнением правил осуществления деятельности региональных операторов;
(п. 15введен Законом Челябинской области от 05.10.2016 N 420-ЗО)
16) регулированиедеятельности региональных операторов, за исключением установления порядкапроведения их конкурсного отбора;
(п. 16введен Законом Челябинской области от 05.10.2016 N 420-ЗО)
17) выявление и оценкаобъектов накопленного вреда окружающей среде;
(п. 17введен Законом Челябинской области от 05.10.2016 N 420-ЗО)
18) организация работ поликвидации накопленного вреда окружающей среде, осуществляемой на объектахнакопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестробъектов накопленного вреда окружающей среде.
(п. 18введен Законом Челябинской области от 05.10.2016 N 420-ЗО)
19) заключениесоглашений.
(п. 19введен Законом Челябинской области от 06.04.2017 N 527-ЗО)
20) утверждение формымаршрутного журнала, в котором указывается информация о движении мусоровоза изагрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов.
(п. 20введен Законом Челябинской области от 02.10.2018 N 779-ЗО)
3. К полномочиям органаисполнительной власти Челябинской области, уполномоченного в сфере тарифногорегулирования, относятся:
1) утверждениепредельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в сфереобращения с твердыми коммунальными отходами;
2) осуществлениерегионального государственного контроля (надзора) в области регулированиятарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
(п. 2 в ред. ЗаконаЧелябинской области от 05.10.2021 N 439-ЗО)
3) утверждениеинвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
(в ред. ЗаконаЧелябинской области от 26.02.2018 N 671-ЗО)
4) утверждениепроизводственных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
(в ред. ЗаконаЧелябинской области от 26.02.2018 N 671-ЗО)
5) утверждениенормативов накопления твердых коммунальных отходов.
(часть 3введена Законом Челябинской области от 05.06.2015 N 187-ЗО)
Статья 2-1. Случай, в котором потребители обязаны осуществлять раздельноенакопление твердых коммунальных отходов
(введена ЗакономЧелябинской области от 06.03.2020 N 112-ЗО)
На территорииЧелябинской области потребители обязаны осуществлять раздельное накоплениетвердых коммунальных отходов в случае, если в местах (на площадках) накоплениятвердых коммунальных отходов установлены отдельные контейнеры длясоответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Статья 3. Стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами
Стимулированиедеятельности в сфере обращения с отходами осуществляется органамигосударственной власти Челябинской области в следующих формах:
1) разработка иреализация государственных программ Челябинской области в сфере обращения сотходами;
(в ред. ЗаконаЧелябинской области от 26.09.2013 N 550-ЗО)
2) предоставлениеорганизациям, реализующим инвестиционные проекты в сфере обращения с отходами,льгот по налогу на имущество организаций, снижение ставки налога на прибыльорганизаций в части, зачисляемой в областной бюджет, в соответствии сзаконодательством Челябинской области;
3) предоставлениесубъектам инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в сфереобращения с отходами, в соответствии с законодательством Российской Федерации иЧелябинской области субсидий за счет средств областного бюджета на реализациюинновационных проектов, направленных на утилизацию и переработку отходов, впорядке и на условиях, установленных Правительством Челябинской области;
3-1) предоставлениеюридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим обработку изахоронение твердых коммунальных отходов, региональным операторам субсидий засчет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Челябинскойобласти;
(п. 3-1введен Законом Челябинской области от 07.09.2018 N 770-ЗО)
4) в иных формах,установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 3-1. Содержание соглашения
(введена ЗакономЧелябинской области от 06.04.2017 N 527-ЗО)
1. Соглашение должносодержать:
1) полное и сокращенноенаименования сторон, реквизиты сторон (основной государственный регистрационныйномер, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика), сведения олицах, уполномоченных заключать соглашение от имени сторон, контактные телефонысторон (при наличии);
2) предмет соглашения;
3) сведения о зонедеятельности регионального оператора и направлениях транспортирования отходов впределах этой зоны в соответствии с территориальной схемой обращения сотходами;
(в ред. ЗаконаЧелябинской области от 04.10.2019 N 17-ЗО)
4) срок действиясоглашения;
5) права и обязанностисторон;
6) сведения о количестве(показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальныхотходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений,городских округов;
7) сведения орасположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (суказанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на моментпроведения конкурсного отбора региональных операторов складированы твердыекоммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестветвердых коммунальных отходов, складированных в таких местах;
8) сведения орасположении, технических характеристиках и предполагаемом использованиисуществующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации,обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов,использование которых предусмотрено территориальной схемой обращения сотходами;
(в ред. ЗаконаЧелябинской области от 04.10.2019 N 17-ЗО)
9) срок, на которыйприсваивается статус регионального оператора;
10) значение приведеннойстоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемойрегиональным оператором, а также критерии качества оказания услуги по обращениюс твердыми коммунальными отходами региональным оператором и значения указанныхкритериев;
11) условие обобязательном предоставлении региональным оператором на каждый год срокадействия соглашения со дня его заключения в обеспечение исполнения обязательствпо соглашению безотзывной банковской гарантии, соответствующей требованиям,установленным документацией о конкурсном отборе региональных операторов исоглашением, включая требования в отношении банков, предоставляющих безотзывныебанковские гарантии; соглашение должно содержать также сведения о размере,порядке и сроке предоставления обеспечения исполнения обязательств посоглашению;
12) условие обответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнениеобязательств, предусмотренных соглашением, включая размеры, условия, порядок исроки выплаты неустойки за нарушение обязательств по соглашению;
13) основания и порядокизменения и расторжения соглашения.
2. Соглашение помимопредусмотренных частью 1 настоящей статьи условий может содержать иные условияв соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3-2. Порядок заключения соглашения
(введена ЗакономЧелябинской области от 06.04.2017 N 527-ЗО)
1. Соглашениезаключается с победителем (единственным участником) конкурсного отборарегиональных операторов в письменной форме, составляется в двух экземплярах иподписывается сторонами.
2. Орган исполнительнойвласти Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, втечение пяти рабочих дней со дня размещения протокола о результатах проведенияконкурсного отбора региональных операторов на официальном сайте РоссийскойФедерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” дляразмещения информации о проведении торгов направляет победителю конкурсногоотбора региональных операторов проект соглашения для подписания.
В случае, если наконкурсный отбор региональных операторов подана только одна заявка, отвечающаятребованиям, установленным Правительством Российской Федерации и документациейо конкурсном отборе региональных операторов, орган исполнительной властиЧелябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, в течение 15рабочих дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсномотборе региональных операторов направляет подавшему такую заявку единственномуучастнику конкурсного отбора региональных операторов проект соглашения дляподписания.
Соглашение должно бытьподписано победителем (единственным участником) конкурсного отбора региональныхоператоров и представлено для подписания в орган исполнительной властиЧелябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, в срок непозднее 15 рабочих дней со дня направления победителю (единственному участнику)конкурсного отбора региональных операторов проекта соглашения.
3. Орган исполнительнойвласти Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, втечение 15 рабочих дней со дня получения подписанного победителем (единственнымучастником) конкурсного отбора региональных операторов соглашения подписываетего и в течение пяти рабочих дней со дня его подписания направляет второйэкземпляр подписанного соглашения победителю (единственному участнику) конкурсногоотбора региональных операторов.
4. В случае, если втечение 15 рабочих дней со дня направления проекта соглашения победитель(единственный участник) конкурсного отбора региональных операторов непредставил в орган исполнительной власти Челябинской области, уполномоченный всфере обращения с отходами, подписанное соглашение, указанный органисполнительной власти Челябинской области проводит новый конкурсный отборрегиональных операторов.
Статья 3-3. Переходные положения
(введена ЗакономЧелябинской области от 05.03.2019 N 874-ЗО)
1. Орган исполнительнойвласти Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, вслучае признания конкурсного отбора региональных операторов несостоявшимся илидосрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе вслучае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающийодного года, присвоить статус регионального оператора без проведенияконкурсного отбора региональных операторов и заключить соответствующеесоглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с Федеральнымзаконом “Об отходах производства и потребления” (далее -Федеральный закон) присвоен статус регионального оператора и зона деятельностикоторого расположена на территории Челябинской области, либо с юридическимлицом, которому в соответствии с Федеральным законом присвоен статусрегионального оператора и зона деятельности которого расположена на территориидругого субъекта Российской Федерации, граничащего с Челябинской областью, апри отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения – сгосударственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственнымили муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору,транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности.
2. В случае, еслиорганом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным в сфереобращения с отходами, право, указанное в части 1 настоящей статьи, не можетбыть реализовано, Челябинская область вправе не применять до 1 января 2020 годав одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, гдерегиональный оператор отсутствует, положения Федерального закона о сборе,накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении,захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанномслучае на территории Челябинской области этапы и сроки перехода к осуществлениюдеятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональнымиоператорами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным органомисполнительной власти Челябинской области, уполномоченным в сфере обращения сотходами, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке и реализации государственной политики инормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата закоммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается всоставе платы за содержание жилого помещения.
3. До 1 января 2023 годаобъекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательствомРоссийской Федерации, могут быть использованы для размещения твердыхкоммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федеральногооргана исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраныокружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещениятвердых коммунальных отходов по решению органа исполнительной властиЧелябинской области, уполномоченного в сфере обращения с отходами, могут бытьвключены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов натерритории Челябинской области.
Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступаетв силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Челябинской области
М.В.ЮРЕВИЧ
11.12.2012
г. Челябинск
N 421-ЗО от 29 ноября 2012 года