ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
от 01 июня 2016года N 26-РЗ
Об отходахпроизводства и потребления
(вредакции Законов Республики Ингушетия от 23.03.2018 N 11-РЗ, от04.03.2021 N 4-РЗ)
Принят
Народным Собранием
Республики Ингушетия
26 мая 2016 года
Глава 1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Внастоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным законом от24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства ипотребления” (далее – Федеральный закон N 89-ФЗ), а также следующиеосновные понятия:
отходыстроительства и сноса – остатки сырья, материалов, изделий и продуктовстроительства, образующиеся при строительстве, разрушении, сносе, разборке,реконструкции, ремонте зданий, сооружений, инженерных коммуникаций ипромышленных объектов;
упаковочныеотходы – утратившая полностью или частично в процессе обращения своипервоначальные качества упаковка, которую экономически целесообразноиспользовать как вторичное сырье или вторичные материальные ресурсы;
вторичныематериальные ресурсы – отходы производства и потребления, для которыхсуществует возможность повторного использования непосредственно или последополнительной обработки;
вторичноесырье – переработанные (обработанные) вторичные материальные ресурсы, длякоторых имеется техническая возможность и экономическая целесообразность;
раздельныйсбор отходов – деятельность по сбору, временному хранению различных видовотходов в соответствии с их составом, физическими свойствами и агрегатнымсостоянием, установленными классами опасности, особенностями последующегожизненного цикла и существующими технологиями их использования, обезвреживанияи уничтожения;
несанкционированныесвалки отходов – территории, используемые, но не предназначенные для размещенияна них отходов;
площадканакопления твердых коммунальных отходов – специально обустроенное сооружение всоответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей средыи законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения, на котором осуществляется временное складированиетвердых коммунальных отходов сроком не более чем 11 месяцев в целях ихдальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статья 2. Законодательство Республики Ингушетия в областиобращения с отходами
1.Законодательство Республики Ингушетия в области обращения с отходамиосновывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральногозакона N 89-ФЗ, иных федеральных законов, других федеральных нормативныхправовых актов и состоит из Конституции Республики Ингушетия, настоящегоЗакона и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актовРеспублики Ингушетия.
2.Настоящий Закон не регулирует отношения в области обращения с радиоактивнымиотходами, биологическими отходами, медицинскими отходами, веществами,разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие веществаявляются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), выбросамивредных веществ в атмосферу и сбросами вредных и загрязняющих веществ в водныеобъекты, которые регулируются соответствующими федеральными законами и иныминормативными правовыми актами.
3.Отношения в области заготовки, хранения, переработки и реализации лома иотходов черных и цветных металлов, за исключением предусмотренных статьей 12настоящего Закона, регулируются соответствующим федеральным законодательством изаконодательством Республики Ингушетия.
Глава 2.ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ В ОБЛАСТИОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 3. Полномочия Народного Собрания Республики Ингушетияв области обращения с отходами
Кполномочиям Народного Собрания Республики Ингушетия в области обращения сотходами относятся:
1)принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Ингушетия вобласти обращения с отходами;
2)утверждение в составе республиканского бюджета на соответствующий год объемовфинансирования региональных программ в области обращения с отходами;
3)контроль за исполнением законов Республики Ингушетия в области обращения сотходами.
Статья 4. Полномочия Правительства Республики Ингушетия вобласти обращения с отходами
Кполномочиям Правительства Республики Ингушетия в области обращения с отходамиотносятся:
1)участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами натерритории Республики Ингушетия;
2)принятие нормативных правовых актов Республики Ингушетия, в том числеустанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов пообращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональные операторы) иконтроль за их исполнением;
3)определение уполномоченного исполнительного органа государственной властиРеспублики Ингушетия в области обращения с отходами (далее – уполномоченныйорган);
4)разработка, утверждение и реализация государственных программ в областиобращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
(вред. Закона Республики Ингушетия от 04.03.2021 N 4-РЗ)
5)утверждение перечня разрешенных для приема в Республике Ингушетия от физическихлиц лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий изцветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности;
6)установление порядка ведения регионального кадастра отходов;
7)установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
8)установление содержания и порядка заключения соглашения между исполнительнымиорганами государственной власти Республики Ингушетия в сфере обращения сотходами и региональными операторами, условий проведения торгов наосуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов;
9)участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения сотходами;
10)содействие развитию в Республике Ингушетия предпринимательской, инновационной ииной деятельности в области обращения с отходами в соответствии сзаконодательством;
11)организация проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлениидеятельности в области обращения с отходами;
12)определение в программах социально-экономического развития Республики Ингушетияпрогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердыхкоммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
13)иные полномочия в области обращения с отходами, предусмотренныезаконодательством.
Статья 5. Полномочия уполномоченного органа исполнительнойвласти Республики Ингушетия в области обращения с отходами
Кполномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Республики Ингушетия вобласти обращения с отходами относятся:
1)участие в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельностив области обращения с отходами;
2)разработка и реализация государственных программ в области обращения сотходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
3)осуществление государственного надзора в области обращения с отходами наобъектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональномугосударственному экологическому надзору;
4)участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения сотходами;
5)установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядкаих разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) инойдеятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключениемсубъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуютсяотходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическомунадзору;
6)ведение республиканского кадастра отходов в порядке, определенномПравительством Республики Ингушетия;
7)осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, оразмещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IIIкатегории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
(п.7 в ред. Закона Республики Ингушетия от 04.03.2021 N 4-РЗ)
8)утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальнымиотходами;
9)утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердымикоммунальными отходами;
(вред. Закона Республики Ингушетия от 23.03.2018 N 11-РЗ)
10)утверждение производственных программ в области обращения с твердымикоммунальными отходами;
(вред. Закона Республики Ингушетия от 23.03.2018 N 11-РЗ)
11)организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению),сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронениютвердых коммунальных отходов;
(вред. Закона Республики Ингушетия от 23.03.2018 N 11-РЗ)
12)утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числераздельного накопления);
(вред. Закона Республики Ингушетия от 23.03.2018 N 11-РЗ)
13)регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установленияпорядка проведения их конкурсного отбора;
14)разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в томчисле с твердыми коммунальными отходами;
15)утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образованияотходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) инойдеятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключениемсубъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуютсяотходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическомунадзору;
16)иные полномочия в области обращения с отходами, предусмотренныезаконодательством.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления вРеспублике Ингушетия в области обращения с отходами
Органыместного самоуправления муниципальных образований в Республике Ингушетияосуществляют полномочия в области обращения с отходами в соответствии сфедеральным законодательством.
Глава 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Статья 7. Требования, предъявляемые к юридическим ифизическим лицам, индивидуальным предпринимателям при осуществлении деятельностипо обращению с отходами
1.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной ииной деятельности которых образуются отходы, обязаны:
1)обеспечивать строительство и использование площадок, складов, накопителей и другиххранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классамопасности, а также недопущение вредного влияния отходов на состояние здоровьянаселения, окружающей среды, природные ресурсы;
2)согласовывать с органами, осуществляющими надзор в области обращения сотходами, места и условия хранения отходов;
3)иметь при ввозе на территорию Республики Ингушетия вторичных материальныхресурсов для переработки (обработки) во вторичное сырье договор на переработку(обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье с лицами,осуществляющими переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов вовторичное сырье, и предварительно уведомлять о нем уполномоченныйисполнительный орган государственной власти Республики Ингушетия,осуществляющий государственный надзор в области обращения с отходами;
4)соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением сотходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
5)своевременно информировать органы государственной власти и органы местногосамоуправления Республики Ингушетия о нарушениях норм и правил обращения сотходами, возникновении чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами.
2.Физические лица обязаны:
1)соблюдать законодательство Российской Федерации и законодательство РеспубликиИнгушетия в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологические,ветеринарно-санитарные, экологические и иные нормы и правила обращения сотходами;
2)заключать договоры на сбор и вывоз отходов в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации;
3)принимать меры по предупреждению негативного воздействия отходов на окружающуюсреду и здоровье человека;
4)своевременно информировать органы государственной власти и органы местногосамоуправления о нарушениях норм и правил обращения с отходами, возникновениичрезвычайных ситуаций при обращении с отходами.
Статья 8. Требования к сбору, накоплению, транспортированию иобезвреживанию отходов
1.Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора)на территории Республики Ингушетия определяется и утверждается ПравительствомРеспублики Ингушетия и должен соответствовать экологическим, санитарным и инымтребованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
2.На территории поселений (городских округов) накопление твердых коммунальныхотходов осуществляется на площадках накопления твердых коммунальных отходов вслучае отсутствия в поселении условий, необходимых для обработки и захоронениятвердых коммунальных отходов. Организацию площадок осуществляют органы местногосамоуправления поселений (городских округов).
3.Обезвреживание отходов должно осуществляться специализированными организациямив соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических,ветеринарно-санитарных, экологических норм и правил.
4.В соответствии с федеральным законодательством запрещается производитьнесанкционированное сжигание отходов открытым способом, осуществлять сбросотходов в водоемы всех видов пользования, на берега, лед этих водоемов, в недраи на почву.
5.Транспортирование отходов производится на предназначенных для этих целей испециально оборудованных транспортных средствах в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
6.Запрещается:
1)выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках;
2)захламление земель.
Статья 9. Требования к размещению отходов
1.Создание, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов размещения отходовосуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.Объекты размещения отходов должны быть огорожены или обозначены иными способами,ограничивающими вход, проход, проезд посторонних лиц, животных.
3.Собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), накоторой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратитьих в свою собственность в соответствии с действующим гражданскимзаконодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов насвоей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные местаразмещения отходов.
Статья 10. Требования к обращению с отходами строительства исноса
1.Сбор отходов строительства и сноса осуществляется на объектах их образованияраздельно по видам отходов, имеющим единое направление использования всоответствии с технологическим регламентом процесса обращения с отходамистроительства и сноса.
2.Смешивание отходов строительства и сноса, исключающее их дальнейшуюпереработку, не допускается.
3.На объектах образования отходов строительства и сноса допускается временноехранение отходов строительства и сноса в специально оборудованных для этогоместах, указанных в проектах производства работ (проектах организациистроительства), и в объемах, рассчитанных в разделе “Охрана окружающейсреды” проектов строительства, реконструкции, ремонта и сноса объектов(соответствующих технологическим регламентам процесса обращения с отходамистроительства и сноса).
Статья 11. Требования к обращению с отработаннымиавтомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходамирезинотехнического производства
1.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не использующие впроизводственных целях отработанные автомобильные шины и резинотехническиеизделия, обязаны сдавать их лицам, имеющим лицензию на осуществлениедеятельности в области обращения с отходами.
2.Отработанные автомобильные шины, резинотехнические изделия и отходырезинотехнического производства до отправки на переработку должны храниться наспециально отведенных бетонированных или асфальтированных площадках,обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможностьприменения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочныхработ.
Статья 12. Перечень разрешенных для приема на территорииРеспублики Ингушетия от физических лиц лома и отходов цветных металлов,образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту ипринадлежащих им на праве собственности
Переченьразрешенных для приема на территории Республики Ингушетия от физических лицлома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий изцветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, утверждаетсяпостановлением Правительства Республики Ингушетия в соответствии с федеральнымзаконодательством.
Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ СОТХОДАМИ
Статья 13. Программы в области обращения с отходами итерриториальная схема в области обращения с отходами
1.Основой для создания системы взаимосвязанных организационных,научно-технических, социальных и экономических мероприятий для обеспеченияуменьшения образования отходов, использования их в качестве вторичного сырья,ограничения или предотвращения влияния отходов на окружающую среду являютсягосударственные программы Республики Ингушетия и территориальная схемаобращения с отходами.
2.Разработка территориальной схемы обращения с отходами осуществляется всоответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схемобращения с отходами, установленных Правительством Российской Федерации.
3.Государственные программы Республики Ингушетия в области обращения с отходамиразрабатываются с учетом территориальной схемы обращения с отходами,документами территориального планирования, наилучших доступных технологий всфере обращения с отходами.
Статья 14. Экономическое стимулирование деятельности вобласти обращения с отходами
1.В соответствии с федеральным законодательством экономическое стимулированиедеятельности в области обращения с отходами осуществляется посредствомпонижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям июридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуютсяотходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количестваотходов, применении ускоренной амортизации основных производственных фондов,связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
2.Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходамиосуществляется в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерациии законодательством Республики Ингушетия.
3.Предоставление мер государственной поддержки осуществляется в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
4.К мерам экономического стимулирования относится дифференцирование тарифов вобласти обращения с отходами в зависимости от внедрения раздельного сбораотходов, условия которого устанавливаются актом Правительства РеспубликиИнгушетия.
5.Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющимхозяйственную деятельность в области утилизации отходов, в том числе ведущимнаучно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки новых технологий,а также производящим оборудование для утилизации отходов, проводящим природоохранныемероприятия, в соответствии с законодательством Республики Ингушетияпредоставляются льготы по налогам, поступающим в республиканский бюджет, приусловии, что их хозяйственная деятельность, в том числе и реализациясобственной продукции, полученной в результате утилизации отходов, составляетне менее 70 процентов годового объема производства в стоимостном выражении.
Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 15. Региональный кадастр отходов
1.Региональный кадастр отходов включает в себя классификационный каталог отходов,реестр объектов размещения, накопления, обработки, утилизации, обезвреживанияотходов, перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию отходов, а также банкданных о движении отходов и о технологиях использования и обезвреживанияотходов, применяемых в Республике Ингушетия.
2.Ведение регионального кадастра отходов, включающего в себя данные,представляемые органами местного самоуправления Республики Ингушетия, а такжеиндивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессеосуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
3.Порядок ведения регионального кадастра отходов устанавливается ПравительствомРеспублики Ингушетия.
Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 16. Ответственность в области обращения с отходами
Нарушениеустановленных федеральными законами, нормативными правовыми актами РеспубликиИнгушетия требований в области обращения с отходами влечет дисциплинарную,административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
НастоящийЗакон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официальногоопубликования.
Глава
РеспубликиИнгушетия
Ю.Б.ЕВКУРОВ
г. Магас
1 июня 2016 года
N 26-РЗ